?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Рассказывая о выставке «Булгаков. Две биографии», проходящей в "Новом Манеже", нельзя не обратить внимание на целый зал посвященный МХАТу и роману М.А. Булгакова «Записки покойника».

Главный герой Максудов написал пьесу, которую решил поставить Независимый театр, руководимый Иваном Васильевичем и Аристрахом Платоновичем. За иронично и порою язвительно выписанными героями легко угадывались режиссеры и актеры МХАТА, да и весь театр, вплоть до осветителя и буфетчика.
Елена Сергеевна вспоминала, что роман Булгаков писал легко, сразу набело, без черновиков, а отрывки зачитывал мхатовцам, смеявшимся, но и ошарашенным одновременно.
И музей предлагает своим посетителям вспомнить роман, познакомиться с ним поближе и внимательнее рассмотреть его герое, смешных и грустных, выдуманных, но таких настоящих.

Б.Н. Ливанов. Шарж на К.С. Станиславского. 1930-е гг. Бумага, акварель, тушь.
Музей Московского Художественного академического театра.

«Ежедневно в полдень Пакин рысцой вбегал в темный партер, улыбаясь от ужаса и неся в руках калоши. За ним шла Августа Авдеевна с клетчатым пледом в руках. За Августой Авдеевной – Людмила Сильвестровна с общей тетрадью и кружевным платочком. В партере иван Васильевич надевал калоши, усаживался за режиссерски стол, Августа Авдеевна накидывала Ивану Васиьевичу на плечи плед, и начиналась репетиция».
Номерки из гардеробной МХАТа, сохранившиеся у М.А. Булгакова. 1920-1930-е гг.
Музей Московского Художественного академического театра.

Б.Н. Ливанов. Шарж на В.И. Немировича-Данченко. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
Музей Московского Художественного академического театра.

«Стены предбанника были обильно увешаны фотографиями, даггерротипами и картинками, среди которых царствовал большой, масляными красками писанный, портрет представительного мужчины в сюртуке и с бакенбардами по моде семидесятых годов. Я догадался, что это Аристарх Платонович, но не понял, кто эта воздушная белая девица или дама, выглядывающая из-за головы Аристарха Платоновича и держащая в руке прозрачное покрывало. Эта загадка до того меня мучила, что, выбрав пристойный момент, я кашлянул и спросил об этом. Произошла пауза, во время которой Поликсена остановила на мне свой взор, как бы изучая меня, и наконец ответила, но как-то принужденно:
-Это – муза.
-А-а, - сказал я».

Кресла из зрительного зала МХАТа. 1930-1940-е гг.
Музей Московского Художественного академического театра.

Б.Н. Ливанов. Автошарж. 1930-1940-е гг.
Музей Художественного академического театра.

«Владычинский побледнел как смерть, и через минуту и актеры, и рабочие, и бутафоры строем стояли у рампы, слушая, как переругиваются давние враги Владычинский с Патрикеевым. Владычинский, атлетически сложенный человек, бледный от природы, а теперь еще более бледнй от злобы, сжав кулаки и стараясь, что бы его мощный голос звучал б страшно, не глядя на Патрикеева, говорил:
- Я займусь вообще этим вопросом!
Давно пора обратить внимание на циркачей, которые, играя на штампиках, позорят марку театра!»
Б.Н. Ливанов. Шарж на О.С. Бокшанскую. 1930-1940-е гг. Бумага, акварель, цветной карандаш.
Музей Московского Художественного академического театра.

«Перед предбанником были какие-то сени с диваном; тут я остановился, поволновался, поправил галстук, размышляя о том, как мне произвести на Поликсену Торопецкую хорошее впечатление. И тут же мне показалось, что из предбанника слышатся рыдания. «Это мне показалось…» - подумал я и вошел в предбанник, причем сразу выяснилось, что мне ничуть не показалось. Я догадался, что дама с великолепным цветом лица и в алом джемпере за желтой конторкой и есть Поликсена Торопецкая, и рыдала именно она».
Б.Н. Ливанов. Шарж на М.А. Булгакова. 1930-е гг. Бумага акварель, тушь.
Музей Московского академического театра.

«Горькие чувства охватывали меня, когда кончалось представление и нужно было уходить на улицу. Мне очень хотелось надеть точно такой же кафтан, как и на актерах, и принять участие в действии. Например, казалось, что было бы очень хорошо, если бы выйти внезапно сбоку, наклеив себе колоссальной курносый пьяный нос, в табачном кафтане, с тростью и табакеркою в руке и сказать очень смешное, и это смешное я выдумал, сидя в тесном ряду зрителей. Но произносили другие смешное, сочиненное другим, и зал по временам смеялся. Ни до этого, ни после этого в жизни не было ничего у меня такого, что вызывало бы наслаждение больше этого».
Монокль М.А. Булгакова. 1920-е гг. Музей Московского Художественного академического театра.

Д.С. Орлов. Карикатура «Утешение скорбящим». Крокодил. 1927 №36 (сентябрь). ГПИБ.

Приходите на выставку, чтобы увидеть огромное количество интереснейших вещей и документов. Не упустите возможность, пока они снова на долгие годы не скрылись в запасниках музеев и в фондах библиотек.

Выставка продлится до 9 января 2015 года.

Адрес: Георгиевский пер., д.3 стр.3 (м. Охотный ряд, м. Театральная).
Время работа: Вторник- воскресенье 12:00–21:00, кассы до 20:30, понедельник – выходной.
Цена билета: 300 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com