?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЗАЯВЛЕНИЕ

Президиума Творческого союза музейных работников
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по поводу полной передачи в ведение Русской православной церкви
Исаакиевского собора

В связи с властным решением о ликвидации светского музея в Исаакиевском соборе, Президиум ТСМР СПб и ЛО, опираясь на мнение музейного сообщества, заявляет:

1. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» имеет непреходящее священное значение для нескольких поколений музейных работников Ленинграда – Санкт-Петербурга, так как именно в нём в годы Великой Отечественной войны хранились более 120 тысяч предметов музейного значения: мебель, картины, произведения из мрамора, бронзы, стекла, фарфора из Петергофа, Павловска, Гатчины, Пушкина, Музея истории религии, из Домика и Летнего дворца Петра Первого… В годы блокады в подвалах собора жили десятки музейных сотрудников из разных музеев, которые в труднейших условиях сохраняли для потомков и изучали доверенное им культурное наследие, готовили многочисленные выставки, поднимавшие боевой дух ленинградцев и приближавшие Победу.

Именно в нём работала в годы блокады легендарный директор Павловского музея-заповедника Анна Ивановна Зеленова; здесь она начала работу над составлением методики реставрации Павловского дворца. Впоследствии этот трёхтомный труд был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.

К сожалению, администрация Санкт-Петербурга уже в течение нескольких лет не находит возможности увековечить память легендарного музейного работника и не может изыскать средства на установку памятника Почётному гражданину города Павловска А.И.Зеленовой. В список памятников, подготовленный КГА в прошлом году, которые планируется установить за счёт бюджета города, имя Анны Ивановны не попало.

В условиях отсутствия в городе полноценного Музея обороны и блокады Ленинграда мы воспринимаем Исаакиевский собор с постоянно действующей выставкой «Чтобы помнили…» как памятник подвигу музейщиков нашего города.

2. Нам казалось, что за последние весьма непростые годы взаимодействия Русской православной церкви и музеев наконец-то появился и уже накоплен определённый опыт не противостояния, а компромиссов. Одним из лучших примеров этого музейное сообщество всегда считало именно Исаакиевский собор. Ещё в 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», позволившее развиваться обоим направлениям деятельности, связанным с этим памятником ЮНЕСКО.

Блестящий музей - другое определение этому музею подобрать трудно! Один из самых посещаемых в стране (в прошлом году весь музейный комплекс посетили 3 847 000 человек, в том числе в Исаакиевском соборе побывали 2 382 000 человек); организация работы с туроператорами и посетителями находится на высочайшем уровне. Это уникальный музей, который не только не получает ни копейки из бюджета на текущие расходы, но и ВСЕ работы по реставрации выполняет за счёт своих доходов. В прошлом году общие доходы музея составили 783 млн. рублей, из них более 100 млн. рублей было потрачено на реставрацию, 100 млн. рублей было выплачено налогов в бюджет. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса. Исаакиевский собор – музей, постоянно улучшающийся, им, например, проделана огромная работа по приспособлению музея для посетителей с ограниченными возможностями.

С другой стороны, за прошлый год в Исаакиевском соборе было проведено 640 богослужений, то есть почти каждый день проходили 2 богослужения, при этом, естественно, что прихожане на службы заходят в собор бесплатно. Благодаря прекрасно организованной системе контроля в музее можно точно сказать, что на одну службу в среднем приходит менее 30 человек, а общее количество верующих, пришедших на службы, составляет менее одного процента от всех посетителей собора.

Невозможно не задать вопрос, ради чего уничтожается музей? В том, что уничтожается, – сомнений нет, так как работа любого музея – это работа его коллектива, а понятно, что далеко не все сотрудники государственного учреждения культуры готовы стать работниками религиозной организации.

У взаимоотношений музеев и церкви был разный опыт в последние годы: Соловецкий музей-заповедник, Старочеркасский музей-заповедник, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Владимиро-Суздальский музей заповедник, музей-заповедник «Херсонес Таврический», многие другие, – опыт был очень разным. Мы считали, что уже прошел период, когда мы находились в противоборстве, время, когда, с одной стороны, преобладало чувство обиды, стремления к восстановлению справедливости, самоутверждению, с другой, - ощущение некоторой вины. На встрече с руководителями крупнейших музеев страны в сентябре прошлого года той же точки зрения придерживался Патриарх Кирилл.

«Патриарх посетовал, что в общественном пространстве некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Святейший Владыка.

Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество…

«…Музей воспитывает, возвышая душу человека, и в этом Церковь и музеи близки друг другу. Мы сохраняем традицию, мы сохраняем нравственную парадигму человечества, но нравственность и эстетику оторвать практически невозможно, а если они отрываются друг от друга, то в оставшемся нет либо нравственности, либо эстетики».

«Поэтому на таком сущностном уровне принципиальные расхождения между Церковью и музейным сообществом, миром искусства и культуры невозможны. Расхождения могут быть, если одна из сторон идеологизируется. Если Церковь идеологизируется, она перестает быть Церковью. Если музеи подвергаются воздействию антирелигиозной, атеистической идеологии, как это было раньше, то эта идеологизация может создавать определенное напряжение в отношениях с Церковью. Но сегодня мы живем в государстве, где, по милости Божией, нет опасности того, что Церковь откажется от присущих ей обязанностей, и нет никакого принуждения к тому, чтобы музейное сообщество поддерживало ту или иную идеологию. Поэтому, будучи свободными от факторов, которые в прошлом негативно влияли на наши отношения, мы должны в уважении к друг другу делать наше общее дело», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл». (Цитата по сайту patriarchia.ru)

Поскольку любой негативный опыт в работе музеев ведёт к невосполнимым последствиям для сохранения культурного наследия, на этой встрече стороны договорились уйти от примитивных решений о проведении «круглых столов» для обсуждения проблем. Практическим предложением музейщиков стало создание комиссии от Союза музеев России и Совета при патриархе по вопросам культуры. Уже достаточно давно музейное сообщество говорит о необходимости введения временного моратория на передачу имущества церкви, причём имелось в виду не появление нового закона, а моральный мораторий, потому что есть ситуации, где договоренности на какой-то определенный момент важнее правового статуса, и нам казалось, что мы близки к цивилизованным договорённостям и дальнейшей совместной работе…

Несмотря на последние события, музейное сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области надеется на то, что как Администрация Санкт-Петербурга, так и Русская православная церковь найдут возможности для того, чтобы не заводить ситуацию в тупик. Нам кажется, что, учитывая далеко не однозначную оценку объявленного решения, влекущего за собой ликвидацию одного из самых успешных музеев России, мы сможем продолжить совместную работу по поиску правильного пути – пути сотрудничества и взаимодействия, а не противостояния.

Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Санкт-Петербург” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
elcor_prime
Jan. 18th, 2017 03:43 pm (UTC)
2 миллиона 382 тысячи человек за год??? Если делить на 365, получается 6500 человек в день, без выходных...

Не говорю, что цифра неверна - но с трудом верится. Особенно в сравнении с "60 человек в день на службы".
mayak_parnasa
Jan. 18th, 2017 04:09 pm (UTC)
Это третий объект по посещаемости в России среди музеев, если не ошибаюсь. У них используются электронный учет посетителей. Так что они точно знают сколько человек купило билет и сколько вошло в собор. Причем на службу прихожане получают бесплатный билет с пометкой, типа бесплатного билета для сотрудников музеев. И число посетителей очень хорошо коррелируется с заработанной музеем суммой.

А воцерковленных, которые ходят на все службы у нас действительно немного. Есть несколько праздничных служб, на которые народ валит, но в обычные дни в храмах только община. А они небольшие.

Edited at 2017-01-18 04:12 pm (UTC)
mayak_parnasa
Jan. 18th, 2017 04:25 pm (UTC)
А вы были когда-нибудь в соборе? Достаточно один раз его посетить и посмотреть на количество народа внутри и на очередь за билетами снаружи, чтобы понять - это нормальные цифры. В музей действительно приходят тысячи людей. Мы были в ливень. И люди продолжали стоять в очереди за билетами и на вход в музей. Я не знаю, есть ли вообще время, в которое очереди в музей нет. Причём продвигается она довольно быстро, но при этом не уменьшается, просто приходят новые и новые люди.
Питер очень распиаренный туристически город. Там всегда, в любое время года огромное количество туристов и русских и иностранцев.
Так что цифры очень реальны.
elcor_prime
Jan. 18th, 2017 04:37 pm (UTC)
В таком случае это, действительно, очень показательное сравнение. Перепостил, и приложил его в комментарии.
mayak_parnasa
Jan. 18th, 2017 05:01 pm (UTC)
Спасибо!)
sedzi
Jan. 19th, 2017 06:37 am (UTC)
Как показывает практика взаимодействия современной питерской власти (да и не только питерской) с этим как его... населением (!) ему на это самое население с его мнением глубоко (ибо не им поставлено и не ему седалище вылизывают).
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com