?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике Царицыно проходит выставка «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы», посвящённая 220-летию Александровского дворца и рассказывает историю последней императорской резиденции и ее венценосных владельцев — начиная с великого князя Александра Павловича, будущего Александра I, и заканчивая императором Николаем II.

Экспозиция первой части выставки, открывшаяся в июне 2016 года, представляет собой значительную часть предметов из исторической коллекции Александровского дворца. Большинство из них сегодня хранятся в фондах ГМЗ «Царское Село», частично — в ГМЗ «Павловск» и Новгородском музее-заповеднике. Участие нескольких музеев позволило впервые с 1941 года показать вместе целый ряд «родных» для дворца предметов.
Эта уникальная выставка вызывает восхищение сразу же, как только вы попадаете в ее пространство. Вас окружают уникальные предметы и документы, платья, форма и другие личные вещи венценосных особ. Лично для нас это оказалось уникальной возможностью увидеть мундиры, которые до того мы видели только в каталогах Государственного Эрмитажа. Теперь все это великолепие размещено в выставочном пространстве Царицынского дворца и любой желающий может прогуляться по дворцовым залам и вдохнуть воздух прошлого.
Хаккерт Якоб Филипп. Вид Катании и Этны. Италия. 1778. Холст, масло.

Первоначально эта картина украшала собрание Эрмитажа. После передачи в Царское Село 6 июля 1817 года она была помещена в одной из комнат Александровского дворца, куда переехали на лето после свадьбы великий князь Николай Павлович и его супруга Александра Федоровна. Затем картины переместили на нижний этаж Большого Царскосельского дворца, на бывшую детскую половину, где она находилась до 1917 года.
Крюгер Франц. Фрагмент. Император Николай I со свитой. Россия, 1835. Холст, масло.

А это полотно является одним из первых, исполненных художником для русского Императорского Двора. Картина была размещена в Александровском дворце в 1835 году, куда она поступила от гоф-маршал Нарышкина, -«большая картина живописца Крюгера, представляющая государя императора со свитою. В Большую Гостиную комнату в новом дворце…»

Император изображен в общегенеральском мундире с голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Слева от него изображен брат царя - великий князь Михаил Павлович, генерал с 1798 г, исполнявший обязанности Главнокомандующего гвардейским и геренадерским корпусами в 1818 -1844 гг. Справа – великий князь Александр Николаевич, наследник, будущий император, ему около 16 лет, он изображен в обер-офицерском казачьем мундире (в 1827 г. назанчен атаманом всех казачьих войск и шефом Донского атаманского полка).
Крюгер Франц. Фрагмент. Император Николай I со свитой. Россия, 1835. Холст, масло.

В глубине за фигурой монарха, его ближайшее доверенное лицо – П.М. Волконский, государственный деятель, светлейший князь, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал, начальник Главного штаба (1812-1814), министр Двора и уделов (1826-1852).
Позади Волконского изображен А.Х. Бенкендорф, генерал, шеф жандармов с 1826 года.
Фрагмент. Ливрейная шинель придворного швейцара. Санкт-Петербург. 1910-е. Сукно, металл, басон; штамповка, плетение, золочение.

Вот она, придворная роскошь. Не только на членах императорской семьи и их приближённых, но и каждом, кто служил при дворе, по крайней мере на виду.
Мундир камер-фурьера. Санкт-Петербург. 1900-е.
Сукно, нить позолоченная, металл, кашемир; шитье, штамповка.

Камер-фурьер — чин VI класса по «Табели о рангах» (без дальнейшего производства), но должность не придворная, а «при высочайшем дворе», однако — из числа высших в этой категории, как и гоф-фурьеры (IX класса — без производства), которую составляли также высшие служители в придворном штате . В их обязанности входило заведование придворными служителями и ведение особых камер-фурьерских журналов (дневников), в которых изо дня в день отмечались все события при дворе. Первый раз упоминался в «Журнале Придворной конторы на знатные при её императорском величестве оказии» за 1734—1736 годы. По придворному штату, утверждённому 30 декабря 1796 года, выполнял обязанности помощника обер-церемониймейстера. В этом качестве чин сохранился до февраля 1917 года.
Крюгер Франц. Портрет великого князя Константина Николаевича. Россия, Санкт-Петербург, 1847. Холст, масло.

Константин Николаевич – второй сын императора Николая I и его жены Александры Федоровны. Изображен в 20-летнем возрасте. Был определен в Морской департамент; воспитывался под руководством адмирала Ф.П. Литке. С 1850 г . член Государственного Совета; председатель Комитета по пересмотру морского устава. С 1852 г. работает в Морском Штабе, а с 1855 г. – управляющий Морским министерством (до 1881 года).
Выставка дает возможность насладиться множеством картин, где досконально изображена военная форма. Картины с сюжетами зарубежных армий интересовали сына Николая I – Александра. Произведения никогда не покидая стен дворца в Царском Селе. После смерти Николая I картины перешли к его сыну, императору Александру II, и находились в его собраниях, в интерьерах Екатерининского дворца, до революции 1917 г.
Шульц Карл Фридрих. Взвод Его Величества Императора Австрийского Франца I полка. Россия, 1849. Холст, масло.

В 1847 году художник Карл Шульц приехал в Россию по приглашению Николая I. Здесь он писал картины с изображением различных полков русской армии. Его произведения хранились в царскосельских дворцах, в основном – в Александровском, в кабинете императора Николая I.
Крюгер Франц. Фрагмент. Парад в Царском Селе, Российская Императорская гвардия в 1832 году. Берлин, 1841. Холст, масло.

Произведение было заказано художнику лично Николаем I. В 1842 году картина оказалась в Новом Царскосельсокм (Александровском) дворце, где находилась до 1914 г. Во время оккупации она была вывезена в Германию, в 1946 году возвращена в Россию и передана в Государственный Эрмитаж. В 1997 году картина впервые после 1941 года была показана на выставке «Совершенно модный живописец Франц Крюгер» в Санкт-Петербурге, после чего была возвращена в коллекцию ГМЗ «Царские Село».
Крюгер Франц. Фрагмент. Парад в Царском Селе, Российская Императорская гвардия в 1832 году. Берлин, 1841. Холст, масло.

Гау Владимир Иванович. Портреты великих княжон Ольги и Марии Николаевны. Бумага, карандаш. ГАРФ.

Мария Николаевна (1819 —1876) — дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. В браке — герцогиня Лейхтенбергская. Президент Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы. В отличие от многих принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям, Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне и внуком императрицы Жозефины она познакомилась в 1837 году, когда он приехал в Санкт-Петербург на кавалерийские маневры. Год спустя, во время его второго приезда, обнаружилось их взаимная склонность друг к другу. После смерти супруга в 1852 году Мария Николаевна вышла замуж вторично в 1853 году за графа Григория Александровича Строганова. После смерти Николая I брак был признан законным особым Актом, подписанным Александром II и императрицей Александрой Феодоровной 12 (24) сентября 1856 года в Москве. Брак при этом остался тайным. В 1862 году Мария Николаевна поселилась во Флоренции на вилле Кватро, и с помощью художника и коллекционера Карла Лифара стала приобретать произведения искусства для украшения своей новой резиденции. Умерла Мария Николаевна 21 февраля 1876 года в Санкт-Петербурге в возрасте 56 лет.

Ольга Николаевна (1822 —1892) — дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского. Привлекательная, образованная, говорящая на нескольких языках, увлекающаяся игрой на пианино и живописью, Ольга расценивалась как одна из лучших невест в Европе. В начале 1846 года, в Палермо, где Ольга находилась в сопровождении матери-императрицы, пребывавшей там некоторое время, чтобы поправить своё здоровье, резко пошатнувшееся после смерти младшей дочери Александры, встретила наследного принца Вюртембергского Карла, и согласилась на его предложение о женитьбе. Будущие супруги состояли в близком родстве: приходились троюродными братом и сестрой друг другу. Имели общего прадеда по отцовским линиям - Фридриха Евгения, герцога Вюртембергского.Ольга Николаевна вместе с мужем проживала постоянно в Штутгарте и лишь изредка навещала Россию. В феврале 1855 года она, узнав о болезни императора Николая I, вместе с мужем срочно выехала в Петербург, но отца в живых не застала. В 1864 году умер король Вильгельм I, трон наследовал Карл I и Ольга Николаевна стала королевой Вюртемберга. Вюртембергская принцесса, а затем и королева, Ольга Николаевна много времени посвящала благотворительным учреждениям, тем самым завоевав любовь и уважение немецкого населения. Её именем и сейчас называется улица в одном из курортных городов Вюртемберга.
Гау Эдуард Петрович. Спальня императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце в Царском Селе. Россия, 1861. Бумага, акварель.

Благодаря акварелям Гау гости выставки смогут полюбоваться давно ушедшими интерьерами дворца, когда там кипела жизнь царской династии. А благодаря Государственному Архиву Российской Федерации посетители смогут увидеть уникальные документы. И поближе познакомиться с частной жизнью императорской фамилии, с ее радостями и горестями.
Детское письмо великого князя Михаила Николаевича родителям. 18 августа 1837 года. Автограф. ГАРФ.

«Милая мама. Недавно я был на Пулковой горе, нашел там много еловых шишек и орех, которыми кормил Костину обезьянку, я , слава Богу здоров, сплю хорошо и весьма обрадован, что я вас скоро увижу. Прощайте, милая мама, целую вам ручки и ножки и остаюсь ваш покорный сын Миша, Царское Село. 18 августа 1837».
Письмо цесаревича Александра Александровича отцу оимператору Александру II. 3/5 июня 1866. Фреденборг. Автограф. ГАРФ.

«Милый Па, пишу тебе из места, где Никса наш милый , был так счастлив и выехал отсюда женихом. Дай Бог, чтобы и я также был счастлив. Молю Бога, чтобы он устроил это дело и чтобы он благословил меня… недалеко от дома встретили нас в коляске королева и милая Минни. У меня сильно билось сердце при встрече с Минни. Я ее не видел уже целый год и рад был снова увидеть ее милое личико… Она мне еще больше понравилась теперь и я чувствую, что я люблю и что я достоин ея любить, но дай Бог, чтобы и она меня полюбила. Ах как я этого желаю и молюсь постоянно об этом».
Дагмар, принцесса датская, будущая супруга цесаревича Александра Александровича. Две женские головы. 1862. Бумага, карандаш. ГАРФ.

Шильдер Николай Густавович.
Фрагмент. Портрет императора Александра III. Россия, Санкт-Петербург. 1880-е. Холст, масло.

Шильдер Николай Густавович.
Фрагмент. Портрет императора Александра II. Россия, Санкт-Петербург. 1850-е. Холст, масло.

Каталог картин принадлежавших императору Александру III. ГАРФ.

Залы дворца в Царицыно дают возможность не только почитать, что было в коллекции императора Александра III, но и увидеть эти произведения.
Айвазовский Иван Константинович. Морской вид при лунном освещении. Россия. 1860-е. Картон, бронза, масло, акварель.

Волков Ефим Ефимович. Озеро ранним утром с берегами в тумане. Россия. 1896. Холст, масло.

Ну а тем кто не смог взять штурмом Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть выставку Серова, эта экспозиция дает возможность увидеть портрет императора Александра III кисти прославленного живописца.
Серов Валентин Александрович.
Фрагмент. Портрет императора Александра III. Россия. 1895. Холст, масло.

По желанию брата Александра III - генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича, живописец приступил к написанию портрета умершего царя. В его создании В.А. Серову помогали его зрительная память, опыт предыдущей работы над семейным портретом и фотография Л.С. Левицкого 1883 года. В 1895 году портрет был закончен и передан заказчику, разместившему холст в кабинете Большого Кремлёвского дворца. Следующим владельцем портрета стал император Николай II (получивший его вероятно от Елизаветы Фёдоровны). Николай Александрович поместил картину в своем новом Парадном кабинете в Александровском дворце.
Ливрея и жилет придворного камер-лакея. Санкт-Петербург. 1850-е-1900-е.
Ливрея: сукно, галун позолоченный, металл, ткань шерстяная; плетение, золочение, штамповка.
Жилет: сукно. Шелк, галун позолоченный, металл; плетение, золочение, штамповка.

Камер-лакей (нем., от лат. camera, и франц. laquais - лакей) - придворный лакей.
Кафтан служителя Государева Фёдоровского собора. Санкт-Петербург. 1910-е годы.

Феодоровский Государев собор — православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине Строился в 1909—1912 годы по поручению императора Николая II как церковь для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, освящён 20 августа (2 сентября) 1912 года. С 1933 по 1991 год храм был закрыт. В соборе находится почитаемый список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А.Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К.А. Тона. Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А.Н. Померанцева подвергся критике. А.Н. Померанцеву было отказано, взамен был приглашён молодой В.А. Покровский. Принято считать, что В.А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века. 26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор». Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни.
Ливрея парадная придворного лакея. Санкт-Петербург, 1900-е.
Сукно, галун позолоченный, металл, кашемир; плетение, штамповка.

Фрагмент. Ваза-канделябр. По проекту К.Ф. Шинкеля.
Ваза: Пруссия, Берлин, Берлинская королевская мануфактура. 1824.
Пьедестал: Пруссия, Берлин, фабрика Вернера и Неффена. 1824.
Букет: Россия, Санкт-Петербург. Середина XIX в. Бронза, фарфор; литье, чеканка, золочение; роспись полихромная.

Ваза была подарена русскому двору в 1840 г. прусским королем Фридрихом Вильгельмом, отцом императрицы Александры Фёдоровны. В 1843 г. по указу Николая I предмет был помещен в одном из залов парадной анфилады Нового (Александровского) дворца. Первоначально находилась в Малиновой гостиной дворца. При последних владельцах на рубеже XIX и XX веков помещалась в самом центре здания – Полукруглом зале. Ваза стала органичной частью интерьеров, созданных Дж. Кваренги, и своеобразной эмблемой Александровского дворца.
Фрагмент. Ваза-канделябр. По проекту К.Ф. Шинкеля.
Ваза: Пруссия, Берлин, Берлинская королевская мануфактура. 1824.
Пьедестал: Пруссия, Берлин, фабрика Вернера и Неффена. 1824.
Букет: Россия, Санкт-Петербург. Середина XIX в. Бронза, фарфор; литье, чеканка, золочение; роспись полихромная.

Брюллов Карл Павлович. Святая царица Александра, возносящаяся на небо. (Портрет-икона великой княгини Александры Николаевны).
Россия, Санкт-Петербург. 1845. Холст, масло, серебро, дерево; золочение.

Портрет-икона был заказан К.П. Брюлову офицерами Преображенского полка (княгиня была их шефом, и они несли дежурство у ее гроба) в 1844 г. и летом 1845 г. поднесен в дар императору Николаю I вместе с пышной серебряной рамой. С этого времени картина постоянно находилась в Царском Селе, молельне Александровского дворца. Икона с изображением умершей Адини (та звали великую княжну в кругу семьи) в образе святой царицы Александры располагалось в центре молельни, в окружении личных икон Александры Николаевны.

Приходите в дворец-музей в Царицыно, чтобы увидеть отблеск другого дворца, почувствовать его атмосферу и познакомиться с его владельцами, которые хоть и были самодержцами, но ничто человеческое им было не чуждо. Здесь каждый найдет что-то свое. Кто-то будет любоваться картинами, кто-то платьями и формой, ну а кто-то будет разбирать старинные документы. Все эти возможности предоставляет данная уникальная выставка. Не упустите свой шанс посетить ее.

Выставка продлится до 31 января 2018 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 680 руб, льготный - 270 руб.
Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослый - 350 руб, льготный - 100 руб;
Единый билет в Малый дворец и Оперный дом: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб;
Комплексный билет в оранжереи: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com