?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием «Московская коллекция». И экспозиция действительно рассказывает об одной замечательной коллекции произведений искусства.
Слева на право: директор музея А.С. Пушкина Е. А. Богатырев, коллекционеры Татьяна Алексеева и Анатолий Гостев.

Начало этой коллекции было положено всего лишь четверть века назад, но то, что в ней представлено, сделает сегодня честь известным старым частным собраниям. Искусствоведы Анатолий Гостев и Татьяна Алексеева выискивают, приобретают и подбирают шедевры для свей коллекции с особой тщательность. Коллекция не имеет определенной спецификации – в ней сочетаются предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных эпох и жанровых направлений. Для экспозиции в музее А.С. Пушкина коллекционеры отобрали любимые свои сокровища – произведения мастеров, чьи имена составляют гордость отечественной и мировой культуры. И мы предлагаем и вам погрузиться в атмосферу прекрасного и "прикоснуться" к прекрасным произведениям искусства, собранным в этой коллекции.

Неизвестный художник первой половины XV века. Французская школа. Фрагмент. Озарение Давида Псалмопевца.
Пергамен, темпера, твареное золото.

Первый зал выставки знакомит вас со средневековым искусством Европы и России. Здесь просто невозможно не восхититься иллюминированными листами рукописей и гравюрами.
Фрагмент. Распятие. Лимож. Первая половина XV века. Мед, литье; чеканка, эмали.

Франча Джакомо. Болонская школа. Фрагмент. Мадонна с младенцем. Доска, масло.

И, конечно, мы не можем не обратить внимание на пейзажи скрывающиеся в дымке на заднем фоне картины.
Франча Джакомо. Болонская школа. Фрагмент. Мадонна с младенцем. Доска, масло.

Маттео ди Джованни (мастерская). Сиена. Мадонна с младенцем и ангелами. 1490-е. Доска, темпера.

От искусства готического зритель переходит к эпохе Возрождения и уже попадает в Россию, где начинает встречать известнейшие имена и неожиданные портреты.
Мор ван Дасхорт Антонис (мастерская) Нидерланды. Фрагмент. Портрет венецианского дворянина 1560. Доска, масло.

Терборх Герард. (мастерская). Голландская школа. Портрет юной дамы. Вторая половина 1630-х. Холст, масло.

Посмотрите как выписаны бант и драгоценности у этой юной красавицы. У картины хочется задержаться надолго, чтобы налюбоваться каждым мазком мастера.
Терборх Герард. (мастерская). Голландская школа. Фрагмент. Портрет юной дамы. Вторая половина 1630-х. Холст, масло.

Терборх Герард. (мастерская). Голландская школа. Фрагмент. Портрет юной дамы. Вторая половина 1630-х. Холст, масло.

От заграничных портретов обратимся к персонам более нам известным, представленным на выставке. Вот они, те самые известнейшие имена.
Крюгер Франц (последователь). Вольная копия с портрета императрицы Александры Фёдоровны в придворном «русском» костюме. Первая половина XIX века. Холст, масло.

Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, 1798 —1860) — супруга российского императора Николая I. Фридерика Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 года и была третьим ребёнком и первой дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы.

На выставке можно увидеть альбом некогда принадлежавшей известной светской красавице Аннете Козловой. Он заполнен стихотворными посвящениями генерала Н.Н. Карлгофа, поэта и переводчика В.Г. Бенедиктова, рисунками известных художников. В частности гости музея смогут увидеть портрет известнейшего человека своей эпохи и так знакомого нам урокам истории. А сможете ли вы его узнать?
Фрагмент. Альбом Анны Козловой. Кожа, золотое тиснение, металл.
Гампельн Карл Карлович. Портрет Дениса Васильевича Давыдова. 1820-е.

Карл Карлович Гампельн (нем. Karl Hampeln) — глухонемой художник, живописец-портретист, гравёр и литограф, член Венской Академии художеств. Родился он в Москве, однако в детстве вынужден был переехать в Вену, чтобы стать воспитанником учебного заведения для глухонемых. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен Императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна. Весной 1817 года Гампельн выехал в Россию. Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены, которая попросила А. Н. Оленина определить художника куда-нибудь на работу. И через месяц он был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года. Сам он будучи глухонемым, подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet», а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.
Толстой Фёдор Петрович. Геба. 1808. Бумага, перо, тушь.

По версии предыдущих владельцев в образе Гебы изображена императрица Елизавета Алексеевна.
Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 —1873) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета. После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.
А. С. Пушкин, описывая в «Евгении Онегине» альбомы светских дам, написал:
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Геба — в древнегреческой мифологии богиня юности, дочь Зевса и Геры. Геба служила на Олимпе виночерпием богов до тех пор, пока её не сменил Ганимед. Была выдана замуж за Геракла, когда он обрёл бессмертие, как знак примирения Геры с Гераклом. Гера усыновила Геракла и дала ему в жёны Гебу.

Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, (1779 — 1826) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.
Лампи Иоганн Батист (старший). Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Около 1797. Бумага, угольный карандаш.

Рисунок является эскизом к портрету Марии Фёдоровны, выполненному И.Б. Лампи в 1795 году, где она представлена в качестве великой княгини (собрание Государственного музея-заповедника «Павловск»). Коронация Марии Федоровны состоялась лишь в 1797 году, вероятно в связи с этим событием планировалось создание либо новго портрета, либо изменение уже существующего. Сведений о завершенном варианте данной композиции не обнаружено, что позволяет рассматривать данную иконографию как исключительно редкую.

Мария Феодоровна до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская ( 1759 —1828) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.

А вот следующими произведениями надо не только любоваться, но и читать подписи, часто юмористические. Полюбоваться вы сможете и у нас, а вот почитать приходите в музей.
Мерзенфельд. Ложа в опере. Бумага, чернила, перо.


Мерзенфельд. На балу. Бумага, чернила, перо.


Мерзенфельд. Положение обязывает. Бумага, чернила, перо.

После зарисовок балов и оперы, немножко настоящей зимы из времен далеких и забытых. Сейчас сложно представить себе на Неве лёд такой толщины и такой чистоты. А когда-то был.
Кольман Карл Иванович. Ледовозы. 1840-е. бумага, акварель.

Карл Иванович Кольман (1786 - 1846) — живописец-акварелист, академик акварельной живописи. Получив первоначальное художественное образование в мюнхенской академии художеств. 17-ти лет от роду был поручен своему дяде, знаменитому граверу Клауберу, заведовавшему тогда гравировальным классом в Санкт-Петербургской академии художеств. Не чувствуя призвания к специальности дяди, начал самостоятельно заниматься акварелью и изучать русские народные типы и жизнь. В 1836 г., за написанный на заданную тему акварельный вид в окрестностях Петербурга, императорская академия художеств возвела его в звание академика. Он сотрудничал, как рисовальщик, в изданных архитектором А. Монфераном описаниях постановки Александровской колонны и сооружения Исаакиевского собора.
Саврасов Алексей Кондратьевич. Сокольники. 1880-е. Дерево, масло.

Серов Валентин Александрович. Лев и лиса. 1896-1898. Бумага, офорт.

После произведений известнейших русских художников, хочется обратить ваше внимание на прекрасный шарж.
Каррик Валерий Вильямович. Шаржи на Виктора Михайловича Васнецова и Николая Павловича Рябушинского.
1900-1910-е. Картон, перо, чернила, акварель.

Валерий Вильямович (Васильевич) Каррик (1869—1943) — русский детский писатель, журналист, иллюстратор, карикатурист. Учился в Академии художеств с 1882 по 1886 год. Как художник и график стал известен во 2-й половине 1890-х годов. Экспонировал свои работы на выставках с 1903 года (Общество русских акварелистов). В 1905—1906 годах сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Леший». Известен галереей шаржей на русских писателей, политиков, общественных деятелей: М. Горького, Л. Андреева, В. Брюсова, Андрея Белого, В. Короленко, А. Куприна, С. Витте, П. Столыпин, П. Милюков, П. Струве, И. Церетели, Ф. Плевако и многих других.
Томский Николай Васильевич. Эскиз барельефа «Сталин и Ленин» к XXV- летию ВЛКСМ. 1943. Бронза, литье, чеканка.

Николай Васильевич Томский (1900—1984) — выдающийся советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г. В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. После войны скульптор работает в Москве. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, — военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский, М. Г. Гареев, П. А. Покрышев , А. С. Смирнов, И. Н. Кожедуб. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена.

А завершить нашу прогулку по этой уникальной выставке нам хочется вот таким прекрасным мишкой, которой зовет вас в музей.
Ватагин Василий Алексеевич. Сидящий медведь. 1940-е. Камень, резьба, процарапывание.

Василий Алексеевич Ватагин (1883 — 1969) — русский и советский график и скульптор-анималист. С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами — деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций.
Приходите в музей, чтобы прикоснуться к прекрасному, увидеть малоизвестные произведения известных мастеров, пока они снова не скрылись от глаз публики в частной московской коллекции.


Выставка продлится до 31 марта 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com