?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой под названием «Ars botanicа». На выставке демонстрируется около 100 экспонатов.
Ваза с цветочной росписью (парная). Завод А.Г. Попова. Россия, Московская губ., Дмитровский уезд, с. Горбуново. 1830-е гг.
Фарфор, бисквит; надглазурная роспись, золочение.

Человек всегда смотрел на созданные природой совершенные творения и пытался приблизиться в своем творчестве к этому идеалу. И на этой выставке вы сможете понять, насколько это удается творцам рода человеческого и смогли ли они достичь высот мастерства и потягаться с самой Природой.
Фрагмент. Ваза с цветочной росписью (парная). Завод А.Г. Попова. Россия, Московская губ., Дмитровский уезд, с. Горбуново. 1830-е гг.
Фарфор, бисквит; надглазурная роспись, золочение.

В небольших залах выставочного пространства гости музея смогут познакомиться с языком цветов, столь популярном в XIX веке, и совсем забытом сегодня. Хотя некоторые символы до сих пор живы в нашем сознании. Так, красная роза считается знаком любви, лилия – чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым.
Селам, или Язык цветов // [Ознобишин].
Санкт-Петербург: тип. Деп. Напр. Просвещения, 830 – 32 с., л. Ил.; - Язык цветов – Авт. Указан в конце предисл.

Язык цветов (Флориография) — символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

Языком цветов пользовалась и императрица Александра Федоровна, жена Николая I. На выставке вы сможете увидеть рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году.
Ветка шиповника (розы). Рисунок Шарлотты, принцессы Прусской (императрица Александра Федоровна)
Не позднее 1817 г. Бумага, акварель, карандаш.

Фрагмент. Лист из альбома «Berschreibung des Fest der Zauber der Weissen Rose gegeben in Potsdam am 3 July 829 zum Geburtstage Ihrer Majestat der Kaiserin von Russland…» (нем. «Описание праздника «Волшебство белой розы» в Потсдаме 3 июля 1829 года в честь дня рождения Императрицы Российской империи…»)
Юлиус Шоппе по эскизу Карла Фридриха Шинкеля.
Германия, Берлин, 1829 г. Бумага, картон; типографическая печать, литография. Копия.

Праздник "Волшебство Белой Розы", состоявшийся в Потсдаме 13 июля 1829 г., был приурочен ко дню рождения императрицы Александры Федоровны. Старшая дочь Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы - Шарлотта, после принятия в России православия получившая имя Александры Федоровны, в 1817 г. стала супругой брата русского императора великого князя Николая Павловича (император с 1826 г.) В 1829 г. царская чета посетила Берлин. На 11 июня была назначена свадьба второго брата Шарлотты, принца Вильгельма с племянницей Николая I саксен-ваймарской принцессой Августой. Но праздник, задуманный как средневековый рыцарский турнир с популярными в то время "живыми картинами", был посвящен русской императрице. Его инициаторами были братья Шарлотты и герцог Карл Мекленбург-Стрелицкий, духовный отец почти всех берлинских маскарадов той эпохи.

Белая роза, символ праздника, была любимым цветком и эмблемой Шарлотты. С детства за ней закрепилось имя нежной, чистой и благородной, как белая Роза, Бланшфлур - героини романа барона Фридриха де ла Мотт Фуке "Волшебное кольцо". Коттедж петергофской Александрии, построенный в готическом стиле - рыцарский дар императора Николая I своей супруге - стал продолжением праздника в Сан-Суси.
Бляхи. Пруссия (?), XIX в. Медный сплав; литье, золочение.

Как всегда наш взгляд притянули предметы, которые практически вышли из употребления современным обществом. Но так они притягательны и так от них веет историей, что просто не возможно пройти мимо.
Порт-букет. Западная Европа, Франция , 1840-е гг.
Бронза, латунь, перламутр, яшмовое стекло (?); золочение, просечка, гравировка, точение, монтировка.

Порт-букет, он же porte-bouquet или posy holder, или tussie-mussie. Этот аксессуар представляет собой подставку для подносимого даме цветочного букета. Порт-букет прикреплялся обычно к корсажу, тем самым украшая наряд. Он делался из твёрдой бумаги, а иногда — из серебра или другого металла и по форме напоминал небольшую вазу. Считается, что порт-букет — это общее название аксессуара-держателя для букетика цветов. Его можно прикреплять к одежде, держать в руке, он может быть на цепочке, которая держится на запястье, поясе или шатлене.
Фрагмент. Порт-букет. Западная Европа, Франция , 1830-е гг. Перламутр, латунь; точение, золочение, монтировка, штамп, ковка.

Этот аксессуар вошёл в моду во Франции, во время правления Людовика XIV, а затем приобрёл популярность во многих странах. В XVII-XVIII веках дамы одежду и волосы часто украшали цветами, которые были размещены в маленьких бутылочках, благодаря чему цветы сохраняли свой аромат и свежесть. Эти первые букет-держатели были спрятаны в лифы. Также внутрь порт-букета могли класть влажный мох, который также поддерживал свежесть букетов. В XIX веке порт-букеты достигли пика популярности, их вручали в качестве официального подарка, а также на память об исторических встречах или мероприятиях.
Шатлен. Санкт-Петербург (?), конец XVIII в.
Золото, серебро, жемчуг, алмазы, эмаль, скань; гильошировка, литье, резьба, живопись.

Шатлен (шателен, шатленка — от фр. châtelain — владелец замка; кастелян) — украшение и аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которой крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелек, карманные часы, ножницы, печати и т.д. Шатлены носили как мужчины, так и женщины. В более узком смысле шатлен — цепочка для карманных часов с заводным ключом.
Фрагмент. Шатлен. Санкт-Петербург (?), конец XVIII в.
Золото, серебро, жемчуг, алмазы, эмаль, скань; гильошировка, литье, резьба, живопись.

Шатлены были известны со времен Средневековья, но пик популярности пришелся на XVIII — начало ХХ века. Шатлен XVII века представлял собой пояс в виде цепочки, к которому крепились на некотором расстоянии друг от друга другие цепочки для мелочей. Как функциональный предмет шатлен являлся показателем статуса хозяйки или управительницы дома, которая владела всеми ключами и, следовательно, всеми ценностями.
Фрагмент. Шатлен. Санкт-Петербург (?), конец XVIII в.
Золото, серебро, жемчуг, алмазы, эмаль, скань; гильошировка, литье, резьба, живопись
.

В XVIII веке шатлены становятся массивными и обильно декорированными в стиле барокко или рококо. В этот период шатлен уже не является поясом сам по себе, а крепится к нему или к одежде как самостоятельный аксессуар. Пик популярности шатленов пришёлся на 1828 год, когда лондонский журнал "Мир моды" прорекламировал их как новый аксессуар для ношения ключей.
Витрина с предметами с акрограммой.

На выставке вы сможете увидеть зашифрованные цветами послания. Обязательно обратите на них внимание. Целые послания так зашифровывались дамами в XIX веке. В них первая буква в названии цветка соответствует букве в зашифрованном слове.

Медленно передвигаясь от предмета к предмету на выставке вы просто не сможете пройти мимом огромной вышивки из бисера. Представить себе сколько в нее вложено человеческого труда просто не возможно. Здесь удивительные цветы соседствуют с птицами, и невероятные создания природы живут совей жизнью на этой обивке. Здесь зашит бисером даже фон. Представляете сколько труда!!
Фрагмент. Обивка на диван. Россия, 1820-е гг. Бисер, холст; вышивка бисером.


Фрагмент. Обивка на диван. Россия, 1820-е гг. Бисер, холст; вышивка бисером.

Фрагмент. Обивка на диван. Россия, 1820-е гг. Бисер, холст; вышивка бисером.

Кроме предметов начала XIX века вы так же сможете насладиться ювелирными предметами , созданными нашими современниками из ювелирного дома «Anna Nova».
Фрагмент. Василек. Санкт-Петербург, 2007 г.
Золото, серебро, сапфиры, изумруды, лазурит, нефрит зеленый, нефрит черный, кварц прозрачный; камнерезная пластика.

Этот василек просто чудесный, он заставляет вспомнить о лете, о васильковом поле. И вот уже в памяти всплывают покачивающиеся под ветром живые цветы.
Фрагмент. Василек. Санкт-Петербург, 2007 г.
Золото, серебро, сапфиры, изумруды, лазурит, нефрит зеленый, нефрит черный, кварц прозрачный; камнерезная пластика.

Еще одна работа, которую просто невозможно обойти своим вниманием - лилия.
Фрагмент. Лилия II. Санкт-Петербург, 2000 г.
Золото, серебро, бриллианты, гранаты, белый нефрит, зеленый нефрит, кварц; золочение, патинирование, камнерезная пластика.

Лилия II. Санкт-Петербург, 2000 г.
Золото, серебро, бриллианты, гранаты, белый нефрит, зеленый нефрит, кварц; золочение, патинирование, камнерезная пластика.

Приходите в Государственный Исторический музей, где вы сможете насладиться работами мастеров, которые приближаются в своем мастерстве к самой Природе.

Выставка продлится до 03 апреля 2017 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: пн, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00; пт, сб с 10:00 до 21:00. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.
Вторник - выходной.
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
g_rybins
Feb. 12th, 2017 02:04 pm (UTC)
Очень понравилась выставка. Спасибо Вам за рассказ.
mayak_parnasa
Feb. 13th, 2017 10:11 am (UTC)
Рады что понравилось). И отчёт, и выставка).
olga_mhk
Feb. 13th, 2017 10:08 am (UTC)
Обзор так ярок и красив, что тут же захотелось полюбоваться этой красотой вживую. Такому васильку и лилии позавидовала бы сама Хозяйка Медной горы.
mayak_parnasa
Feb. 13th, 2017 10:13 am (UTC)
Да выставка хороша. И работы современных ювелиров начинают западать в душу, как и работы Фаберже. Идти стоит обязательно, плюс еще в центральном здании выставка фотографий.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com