?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием «Скульптура в собрании Государственного музея А.С. Пушкина».
Впервые с момента своего открытия в 1957 году музей представляет коллекцию скульптуры. Она насчитывает около 500 произведений из металла, камня, дерева, стекла и керамики. Ее составляют уникальные авторские работы, гипсовые и бронзовые отливки, слепки, тиражные экземпляры популярных моделей XVIII – начала XXI веков.
Экспозиция в выставочном зале.

Большая часть экспозиции посвящена скульптурной пушкиниане. В выставочных залах гости музея смогут увидеть не только образ великого поэта преломившейся через восприятие скульпторов, но и различные другие скульптуры связанные с эпохой Пушкина.

Александр Михайлович Опекушин. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. Около 1875.
Отлив последней трети XIX века. Гипс, тонировка.

В 1862 году Александр Михайлович Опекушин получил первую награду — малую серебряную медаль за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1864 году Академия присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». Из этого звания он был повышен в 1869 году в классные художники 2 степени, в 1870 году — в классные художники 1 степени, за бюст гр. Шуваловой и за семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента императрице Екатерине II М. О. Микешина.Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898, не сохранился) и Александру III возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912, не сохранился). Кроме того, из работ Опекушина наиболее известны также: памятники адмиралу Грейгу (открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917) в Николаеве, моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880).
Неизвестный скульптор. Аллегория осени. Вторая половина XIX века. Мрамор.
Огюстен Пажу. Фрагмент. Портрет Жанны Бекю, графини Дюбарри, 1773.
Отлив 1860-х годов. Бронза, патинирование.

Мари Жанна Бекю (фр. Marie-Jeanne Bécu), по мужу графиня Дюбарри (comtesse du Barry, 1746 —1793) — официальная фаворитка французского короля Людовика XV. После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь. В апреле 1775 года графиня Дюбарри была освобождена. Во время революции была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами). Ей приписывают восклицание, которое она повторила бесчисленное количество раз перед смертью: «Ещё минуточку, господин палач!» (фр. Encore un moment, monsieur le bourreau).
Неизвестный скульптор. Фрагмент. Наполеон Бонапарт. Модель памятника.
Вторая половина XIX века. Бронза, красный мрамор.
Неизвестный скульптор. Портрет Иоганна Вольфганга Гёте. 1824. Бронза, золочение.

Последнее время мы стали обращать внимание на различные позы в которых изображены имперские орлы. Вот одна из версий. Посмотрите на головы.
Федор Иванович Ковшенков. Фрагмент. Портрет императора Александра I. 1826. Отлив XIX века. Бронза.

А теперь полюбуемся прекрасной птичкой на каске императора Николая I. Эта каска привлекла наше внимание ещё и потому, что мы видели её недавно в Музее военной формы одежды. Вскоре мы обязательно расскажем вам и об этом.
Норберт Михаель Шрёдль. Фрагмент. Портрет императора Николая I, 1853. Бронза.
Норберт Михаель Шрёдль. Фрагмент. Портрет императора Николая I, 1853. Бронза.

Норберт Михаель Шрёдль. Фрагмент. Портрет императора Николая I, 1853. Бронза.

Ниже представлены произведения иллюстрирующие «Одиссею» Гомера. В частности возвращение хитроумного Одиссея домой.
Федор Петрович Толстой. Барельефы из серии на сюжеты поэмы Гомэра «Одиссея». Фрагмент. Пир женихов Пенелопы. 1818.
Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.

Одиссей в древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда и его прозвище «хитроумный»).
Федор Петрович Толстой. Барельефы из серии на сюжеты поэмы Гомэра «Одиссея». Фрагмент.
Одиссей убивает женихов Пенелопы. 1820. Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.

Пенелопа — в древнегреческой мифологии супруга Одиссея, героиня гомеровской «Одиссеи», мать Телемаха. Имя её является символом супружеской верности. Пенелопа, наряду с красотой и другими достоинствами - Гомер называет её «богиней средь женщин», - особо выделяется из всех них «разумом», «благоразумием», «разумной сметкой». Отправившийся на Троянскую войну Одиссей отсутствует около двадцати лет, его считают погибшим и в его доме к Пенелопе собираются многочисленные женихи - числом более ста. Она хранит верность Одиссею: "На долю мне выпало злейшее горе. Мужа такого лишась, не могу я забыть о погибшем...". Пенелопа отклоняет предложения женихов и объявила, что вновь выйдет замуж лишь тогда, когда кончит ткать саван своему свёкру — Лаэрту Итакийскому. Но каждую ночь она распускала всё сотканное за день - так ей удалось обманывать их на протяжении трёх лет, пока её не выдала служанка. По внушению Афины Пенелопа обещает стать женой победителя в стрельбе из богатырского лука Одиссея. Как раз в это время наконец-то возвращается и сам он и убивает всех женихов из указанного лука.
Федор Петрович Толстой. Барельефы из серии на сюжеты поэмы Гомэра «Одиссея».
Фрагмент. Меркурий ведет тени убитых женихов в Аид. 1820. Изготовлены о второй половине XIX века. Медь (гальванопластика), серебрение.

Какой-то добрый Гермес тут изображен. Готовый помочь и проводить всю эту толпу до Стикса.

Но давайте поговорим и о скульпторе. Граф Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета. После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

Чтобы увидеть всех Пушкиных выставленных в залах музея вам придется прийти в в гости в это особняк. Мы же покажем несколько скульптур, которые нам показались особенно интересными.
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов). Фрагмент. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1940.
Эскизный проект памятника А.С. Пушкину в Ленинграде, выполнен после победы на II туре конкурса, не завершен.
Отлив 1941 года с глиняного оригинала. Гипс, тонировка.

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия — Иванов; 1887 — 1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист. В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. В том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. И. Д. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля , созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве. И. Д. Шадр — автор надгробий Н. С. Аллилуевой. Иван Шадр и скульптор П. И. Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.
Василий Васильевич Козлов. Фрагмент. Пушкин на прогулке. 1936.
Проект неосуществленного памятника в Ленинграде. Гипс, авторская тонировка
.

Когда я увидел эту скульптуру, то никак не мог предположить, что Александр Сергеевич просто гуляет. Мне показалось, что в руке у него не то меч, не то шпага и идет он кого то вразумлять. А оказалось он просто прогуливается с тросточкой.

Василий Васильевич Козлов (1887 —1940) — советский скульптор и преподаватель. Василий Козлов родился в селе Владыкино Саратовской губернии, в семье крестьянина. В 1898 году переехал в Санкт-Петербург вместе с семьей, где начал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников, работая при этом в его мастерских. По окончании школы на протяжении шести лет работал в декоративно-художественных мастерских в качестве мастера лепных украшений на фасадах домов. В 1906—1912 годах являлся вольнослушателем в Императорской Академии художеств, но звания художника так и не получил. В Академии Козлов познакомился с Леопольдом-Августом Дитрихом, с которым впоследствии вместе много работал: выполнял маски, рельефы и прочие декоративные атрибуты для зданий. В 1919 году стал председателем комитета скульпторов Петрограда, а позже и профессором скульптурного факультета Академии художеств. Умер Василий Васильевич Козлов 5 июня 1940 года.

Валерий Александрович Малолетков. Родился в 1945. Что наша жизнь, игра… 2000. Керамика, роспись.

А это совсем уж необычный образ Пушкина. Невольно притягивает взгляд. Такая вот интерпретация автора.

Вот такой мы увидели эту выставку, с ее различными образами великого поэта и с прекрасными скульптурами века XIX. Приходите в музей и вы сможете тоже прикоснуться к прекрасному и найти своего Пушкина.

Выставка продлится до конца марта 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com