?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике Коломенское в здании Сытного двора проходит уникальная выставка, посвященная обретению иконы «Богородица Державная». Обретение иконы совпало с переломным событием истории России XX века – отречением императора Николая II от престола, вызванным Февральской революцией 1917 года. Единовременность двух событий – обретение иконы и отречение государя – означала для многих верующих, что Богоматерь взяла под свою защиту державу, лишившуюся царя. Сегодня мы расскажем о второй части выставки, которая посвящена почитанию Богородицы, и представлена отреставрированными иконами из запасников музея-заповедника.
Богоматерь Одигитрия. Мастерские Оружейной палаты Московского кремля. 1670-е гг.
Дерево, темпера. Из церкви святой Троицы в селе Ознобшино под Москвой.

Иконописный тип Богоматери Одигитрии (путеводительницы) получил своё  наименование по названию монастыря Одигон в Константинополе, где находилась древняя икона этого извода, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Богородица представлена как величественная Царица Небесная, обращенная в молении ко Христу, который держит в руке символы царского достоинства – державу и скипетр.
Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Мастерские Оружейной палаты Московского кремля. 1670-е гг. Дерево, темпера.


Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Мастерские Оружейной палаты Московского кремля. 1670-е гг. Дерево, темпера.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, основанный на Священном Предании и поздних апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
Введение во храм. XVII в. Из церкви святителя Николая на Щепах в Москве. Дерево; темпера.

О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» (вторая половина II века) и латинское «Евангелие псевдо-Матфея» (IX век). Данные источники отличаются в деталях. Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание:
"И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господнен".
Протоевангелие Иакова.
Фрагмент. Введение во храм. XVII в. Из церкви святителя Николая на Щепах в Москве. Дерево; темпера.

В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:
…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.
Фрагмент. Введение во храм. XVII в. Из церкви святителя Николая на Щепах в Москве. Дерево; темпера.

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Фрагмент. Рождество Богородицы. Мастерские Оружейной палаты Московского кремля.


Богоматерь Знамение. Начало XVIII в. Из Николо-Перервинского монастыря в Москве. Дерево, темпера.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.
Фрагмент. Богоматерь Знамение. Начало XVIII в.
Из Николо-Перервинского монастыря в Москве. Дерево, темпера.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.
Фрагмент. Богоматерь Знамение. Начало XVIII в. Из Николо-Перервинского монастыря в Москве. Дерево, темпера.

Как всегда наш взгляд привлекли небесные силы. Как выписаны золотом их крыла! А ниже представлена икона, в клеймах которой рассказана история чуда во время битвы Суздальцев с Новгородцами.
Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами. Первая треть XVIII в.
Из Ново-Голутвинского монастрыя в Коломне. Дерево, темпера.

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, — возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского, подошли к стенам Новгорода и осадили город.
Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
Сказание о битве новгородцев с суздальцами.
Фрагмент. Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами.
Новгородский архиепископ Иоанн слышит глас повелевающий вынести икону Богоматери на городскую стену.
Первая треть XVIII в. Из Ново-Голутвинского монастыря в Коломне. Дерево, темпера.


Фрагмент. Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами.
Князь Андрей Боголюбский отправляет дружину биться с новгородцами.
Первая треть XVIII в. Из Ново-Голутвинского монастыря в Коломне. Дерево, темпера.



Фрагмент. Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами.
Битва под стенами города. Первая треть XVIII в. Из Ново-Голутвинского монастыря в Коломне. Дерево, темпера.

Обратите внимание, как воин со шпагой похож на отца Отечества. Мы даже какое-то время пытались понять почему император всероссийский оказался на этой иконе. Пока не пришли к выводу, что это просто совпадение.
Пелена к иконе Богоматерь Державная. Москва, 1917 г. Бархат, х/б ткань, бахрома, металлическая нить, блестки; шитье.
Найдена в 1938 г. в церкви Вознесения Господня в Коломенском.


Покров. XVIII в. Дерево; темпера.

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.
Фрагмент. Богоматерь на престоле. XVII в. Дерево, темпера. Из Симонова монастыря в Москве.

Кроме сил небесных в пространствах икон можно найти и обычных животных. Конечно все детали иконы глубоко символичны, но от этого они не менее прекрасны.
Фрагмент. Рождество Богоматери. Конец XVI в.
Из церкви Рождества Богоматери в Старом Симоновом монастыре в Москве. Дерево, темпера.

Особенностью иконы является изображение белых птиц, оно восходит к плачу праведной Анны: «не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи».
Протоевангелие от Иакова.
Богоматерь гора Нерукосечная. 1560-е гг. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

Здесь Богоматерь представлена сидящей на небесном престоле среди райских трав с Младенцем Христом на коленях. Сюжет иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом при толковании сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся без помощи рук от горы и разбивший истукана. Оторвавшийся от горы камень – прообраз будущего рождения Спасителя. Небесный престол – символ тела самой Богоматери, прославляемой как «Царские седалище», «утроба божественного воплощения».
Фрагмент. Богоматерь гора Нерукосечная. 1560-е гг. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании Даниилом сна царя Навуходоносора:
«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.»
(Дан. 2:34-35)
Фрагмент. Богоматерь гора Нерукосечная. 1560-е гг.
Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

Посмотрите на прекрасные одежды, в которые облачена Богородица. Как они переливаются и какие цветы растут у ее ног. Любуйтесь этими восхитительными цветами.

Фрагмент. Богоматерь гора Нерукосечная. 1560-е гг. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.


Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

У этой иконы иконография восходит к текстам Ветхого завета о явлении пророку Моисею Бога в горящей купине (кусте). Неопалимая купина – один из символов Богоматери, прообраз воплощения Сына Божия из недр Пресвятой Девы. Изображения двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, знаменует собой славу Богоматери-Девы, родившей Бога Слова подобно горевшей, но несгораемой купине.

Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.


Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

Неопалимая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.

В этой иконе Богоматери, символически раскрываются сразу несколько аспектов её почитания составленные на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, Книги Еноха и других апокрифических сочинений.
Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.


Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.


Фрагмент. Богоматерь Неопопалимая купина. XVI в. Дерево, темпера. Из Соловецкого монастыря.


Царь Царем или предста Царица. XVII вв. Дерево, темпера. Из церкви Рождества Богородицы села Капотня под Москвой.

А вот ещё одна икона, которая привлекла наше внимание. Иконография иллюстрирует текст 44-го псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…» в его экзгетическом толковании: царь — Иисус Христос, царица — Богоматерь (Церковь). Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России. На ряде первых известных изображений «Предста Царица» (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 год, Марков монастырь — 1370 год) отсутствует изображение Иоанна Крестителя. Его заменяет фигура царя Давида или другого ветхозаветного пророка.

Крылья Богоматери, красный цвет Ее одежд, двенадцать звезд на нимбе находят свое толкование в откровениях Иоанна Богослова.
« …явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.»
(Откр. 12:1—2)
Фрагмент. Царь Царем или предста Царица. XVII вв. Дерево, темпера. Из церкви Рождества Богородицы села Капотня под Москвой.


Фрагмент. Царь Царем или предста Царица. XVII вв. Дерево, темпера. Из церкви Рождества Богородицы села Капотня под Москвой.

Обратите внимание на ангельские силы – престолы, которые входят в девять чинов ангельских.. Да-да, вот эти колеса с крылышками.
Фрагмент. Царь Царем или предста Царица. XVII вв. Дерево, темпера.
Из церкви Рождества Богородицы села Капотня под Москвой.

Образ Девы Марии в христианском искусстве отражает богословские понятия о Богородице как о Доме и Храме Премудрости Божией. Она послужила явлению Бога на земле и стала главной посредницей между Христом и спасаемыми им людьми – соединила собою небо и землю.

Приходите на выставку. Здесь каждый найдет пласт для себя. Кто-то историю, кто-то богословские темы, раскрываемые иконами, а кто-то увлечётся средневековым русским искусством.

Первую часть нашего отчёта можно прочесть тут.


Выставка продлится до 25 июня 2017 года.

Адрес: проспект Андропова, д. 39. Проезд до ст. м. Коломенская. Подробнее тут. Как пройти на Сытный двор смотреть здесь.
Время работы: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 70 руб.
Билеты можно приобрести через сайт музея или на месте в кассах музея.
Занятия для сборных групп проходят по предварительной записи по телефону: 8 (499) 614-20-83. Стоимость билета и время проведения занятий уточняйте по телефону.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Коломенское” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com