?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Выставочном зале ГосНИИРа, в доме Палибина, проходит выставка «Уроки реставрации», посвященная молодым реставраторам, которые только еще осваивают это мастерство. Под руководством преподавателей и сотрудников ГосНИИРа, они уже участвуют в различных проектах по сохранению нашего культурного достояния. Об этих проектах и пойдет рассказ на выставке и еще об образовательном учреждении - колледж «26КАДР», где учат на редкую профессию реставратора.
Фото надгробной плиты XVII века.

Белокаменные мастерские появились в колледже «26КАДР» недавно, и сразу студенты стали работать над интереснейшими заданиями. Так надгробная плита о которой пойдет речь была найдена 23 апреля 2015 года в районе Мытной улицы и Хавского переулка. Обнаружилось, что найденный объект представляет собой фамильный склеп семьи Келлерман. Ученые датируют надгробие XVII веком. Надпись на ней была сделана на нижнерейнском диалекте старонемецкого языка и содержит следующую эпитафию: «Года 1653 8 октября в Бозе блаженно почил господина Томаса Келлермана любимый сыночек по имени Томас, чья душа у Бога в небе и, чье тельце здесь земля покрывает, ожидает со всеми верующими блаженной вечности и вечного блаженства. Он прожил два месяца. Возжажди смерти каждый день и будешь ты благословен!».

Постоянное поселение московских иноземцев появилось в слободе Наливки (Спасоналивковский переулок) уже в первой четверти XVI века,тогда же было основано и первое кладбище для католиков и лютеран, которое располагалось южнее слободы, возле современной Конной площади между Мытной улицей и Шабловкой. Считается, что кладбище пришло в запустение после разорения Москвы крымским ханом Дивлет-Гиреем в 1571 году, когда слобода Наливки была сожжена. Иноземцы после этого были переселены на берег Яузы, возле ее впадения в Москву-реку, где возникло поселение, ставшее потом известным как немецкая слобода, тогда же основали немецкое кладбище за Таганскими воротами. А плита пришедшая к нам из того далекого времени сейчас экспонируется в музее Москвы. Учащиеся колледжа получили благодаря этой находке уникальную возможность поработать с музейным экспонатом и набраться знаний у уже опытных коллег. А вот следующие экспонаты уже можно увидеть не на фотографиях, а в живую, на выставке, о которой мы и ведём наш рассказ.
Надгробие из Златоустовского монастыря в Москве. Россия, XVII век. Белый камень.
Студент Дармограй Тимофей, мастер Шкребтиенко С.О.

«…октября в|15|день
Претавилась раба Божия Сибирского
Царевича Кучюмовича
…княгиня Ирина Федоровна, а во ино-
Кинях схимница Ираида|1620-го|сентября
…день|1621-го|мая в|3|день преставились
Рабы Божие младенцы князь Андрей Андре-
евич и князь Федор Андреевич Сибирско-
го царевича дети князя Андрея Кучумовича».


Летом 2011 года во дворе дома №5 по Большому Златоустинскому переулку, соединяющему улицы Мясницкую и Маросейку, в коммуникационной траншее были найдены фрагменты шести надгробий , двух саркофагов и двух крышек от саркофагов XVI-XVIII вв. До 1933 года на этом месте находился Златоустовский мужской монастырь.

Эта закладная белокаменная плита предназначавшаяся для размещения над могилой в стене храма. Абдул-Хаир первым из Кучумовичей принял решение креститься (1569 г.) и получил имя Андрея. Затем он женился на дочери своего крестного отца – княжне Ирине Федоровне Ноготковой-Оболенской. Ее имя значится в 4-й строке надгробной надписи после титула и имен мужа. Умершие в младенчестве с разницей в девять месяцев князья Андрей и Федор по источникам не прослежены. Об их существовании стало известно только из содержания надгробной надписи.
Кучумовичи (известны также как царевичи Сибирские и князья Сибирские) — многочисленные дети, внуки, племянники хана Кучума и таким образом чингизиды и шибаниды (шейбаниды). Кучумовичи попали в плен в ходе покорения Россией Сибирского ханства. После решающей битвы на Чувашевом мысу сыновья Кучума были захвачены Ермаком и доставлены в Россию. В 1686 году российский царь издал указ о внесении царей Имеретинских, царевичей Сибирских и князей Касимовских в родословные книги русского дворянства. В 1718 году по указу Петра I сибирским царевичам было велено впредь именоваться князьями.
Крышка саркофага из Златоустовского монастыря в Москве. Россия, XVII век. Белый камень.
Студент Козловских Виктор, мастер Шкребтиенко С.О.

«Лета 1646-го
Марта в 11 день
Преставилась раба Божия
Младенец Евдокия(?)
Дочь боярина Василия
Ивановича
Стрешнева»

Один из найденных саркофагов принадлежал дочери Василия и Евдокии Стрешневых. Это антропоморфный саркофаг небольшого размера. На его крышке сохранился фрагмент семистрочной надписи. Что позволило ученым определить принадлежность саркофага умершей в младенчестве внучке царевича Андрея Кучумовича. По мнению археологов, велика вероятность, что обнаруженные в 2011 г. закладные надгробия располагались снаружи или внутри собора Иоанна Златоуста, в наиболее почетном для монастырских погребений месте.
Макет деревянного храма Ильи Пророка, Ильинский погост, Антроповский район, Костромская область.
Россия, современная работа.
Студенты Кулапов Константин, Дудаков Иван, мастер Рожин М.С.

Подготовкой реставраторов деревянного зодчества колледж уже занимается более 50 лет. Его выпускники реставрируют в Кижах и рубят храмы на Дальнем Востоке. Изучение особенностей конструктива и стилевых решений студенты осваивают на макетах. Такие макеты вы сможете увидеть на выставке.
Макет жилой части с сенями дома Ушаковых-Митькиных из деревни Гужево, Лекшмозерье, Архангельская область.
Студент Амелин Алексей, мастер Соколов Д.А.

В экспозиции также представлены кресла XIX века, как еще один пример работы студентов-реставраторов.
Кресло. Россия, 1870-е. красное дерево, береза. Студенты Умнова Софья, Холопова Вера. Мастер Никуленков В.Д.


К большинству экспонатов прилагаются пространственные описания, позволяющие больше узнать об истории их реставрации. Кроме того, о чём мы вам рассказали, вы сможете ознакомиться с примерами работ по реконструкции Воскресенского Ново-Иерусалимского  ставропигиального монастыря, реставрации икон и картин и некоторых других предметов.
Приходите на выставку прикоснуться к истории нашего города, давно исчезнувшим монастырям и кладбищам, вспомнить старинные рода и полюбоваться работой рук начинающих реставраторов, которым предстоит еще много работы по спасению наших культурных сокровищ. Остальные экспонаты вы сможете увидеть, когда придете в деревянный послепожарный особняк старой Москвы. Мы же желаем студентам хорошо учиться и иметь в наставниках опытных профессионалов, чтобы сложное и почётное дело реставрации продолжало жить.

Выставка продлится до 31 марта 2017 года.

Адрес: ул. Бурденко, 23. Проезд до станции метро "Парк Культуры", "Киевская".
Время работы: С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Если дверь закрыта, звоните в звонок и ждите, вам обязательно откроют.
Работники института реставрации чаще всего находятся в доме до 21:00, так что, если вы пришли после 17:00, позвоните в дверь, попроситесь на выставку, есть очень большой шанс, что вас впустят.
Суббота, воскресенье - выходной.
Цена билета: бесплатно!

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГосНИИР” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com