?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка под названием «Предчувствие грядущего. Графика Василия Чекрыгина» из серии «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Автопортрет. 1917. Бумага, прессованный уголь.

Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики В.Н.Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника В.В. Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Г.К.Костаки, А.А.Сидорова и семьи художника. В экспозицию вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.

Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был высоко оценен, и он был освобожден от платы за обучение. В МУЖВЗ Чекрыгин познакомился и подружился с Л.Жегиным (сыном знаменитого архитектора Ф. Шехтеля), общался с Д.Бурлюком и В.Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу В.Маяковского "Я", которая также представлена на выставке.
Женщина в шляпе, 1920. Бумага, сангина.

К сожалению художник прожил недолгую жизнь, он трагически погиб в 25 лет. Но за это отпущенное ему время он успел заявить себе как об опытном рисовальщике и стал одним из основателей общества «Маковец».

«Маковец» — объединение московских художников (1921—1927), символически именовавшееся так в честь холма Маковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» — по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры». В своих воспоминаниях о движении Н. М. Чернышёв отмечает, что само название воспринималось публикой по-разному, определённо, истинное, символическое значение его уже мало кто мог себе в то время представить — это был, хоть и не агрессивный, но вызов: «„Маковец“, маковка (макушка, вершина). Искали русское название. Из публики некоторые догадывались, что от маковки, некоторые — от мака». Первоначальные планы, если и не были претенциозны, то, определённо, предполагали создание достаточно устойчивого культурного объёдинения, способного духовно ориентировать большую группу художников, нуждающихся именно в таком векторе развития творчества: «Само собой разумеется — группа „Маковец“ не являлась очередным измом. Это поиски того широкого, объективного пути, который всегда так искали художники, сознавая необходимость единого руководящего идеала». (Воспоминания Н.М. Чернышева).
Дама в шляпе. Конец 1910-х - начало 1920-х.
Бумага, прессованный уголь.

С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. Однако зрители смогут увидеть рисунки мастера из серий "Восстание", "Расстрел", "Лица", "Оргии", а также уникальные листы на тему "Воскрешение мертвых", многие из которых демонстрируются впервые.

Химера с мальчиком. 1922. Бумага, прессованный уголь.


Фрагмент. Расстрел. 1920. Бумага, прессованный уголь.

На творчество художника повлияла философия общего дела Н. Ф. Фёдорова. Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь — это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра и зла: «жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло». Природа предстаёт для Фёдорова источником зла, страданий и смерти — слепой механической силой, которая должна быть подчинена и управляема человеком. В будущем, согласно Фёдорову, человечество научится воссоздавать людей «из самых первоначальных веществ, атомов, молекул», и тогда преображённый человек «будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях… во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких». И это изменение человека должно произойти не как результат слепой эволюции, но трудом единого человечества. И вот из под пера художника выходят наброски к фреске «Воскресение мертвых».

Многофигурная композиция. 1921-1922. Бумага, прессованный уголь.


Композиция с ангелом. 1922. Бумага, прессованный уголь.


Многофигурная композиция со сферой. 1921-1922. Бумага, прессованный уголь.

Предлагая методы «видимого», «осязаемого» воскрешения, Н.Ф. Фёдоров писал о расселении обретших бессмертие людей во Вселенной, которые станут пловцами в небесных пространствах. Методами графики художник передал таинство воскрешения, превращение людей в лучистые сущности. Человек своего переломного времени, когда революция проникала во все сферы жизни, ломая их и перестраивая. И в это время рождались новые произведения искусства, которые вы сможете увидеть на выставке, необычные и прекрасные они ярко иллюстрируют поиск новых направлений новых маяков в жизни и творчестве.
Фрагмент. Композиция с кошкой. 1919-1922. Бумага, прессованный уголь.

Приходите на выставку любоваться произведениями практически забытого общественностью визионера. Благодаря музею мы можем проникнуть в то временя, и ближе познакомиться с творчеством пронизанным поиском смысла жизни и смерти, новых горизонтов в стремительно меняющемся времени.

Выставка продлится до 04 июня 2017 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 21-22.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее тут.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com