?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее Героев Советского Союза и Российской Федерации, который является филиалом музея-панорамы «Бородинская битва», проходит уникальная выставка портрета из собрания музея под названием «Таков я был в минувшие лета…». Здесь вы сможете увидеть лица царей и полководцев, офицеров и прекрасных дам. В собрании музея есть и портреты солдат, прошедших дорогами Великой Отечественной войны. Все это многообразие портрета мы предлагаем вам посетить и конечно узнать интересные истории, связанные с героями этих произведений. Насладиться уникальными изображениями известных людей и людей, чьи имена пока скрыты от нас дымкой времени.
Петр III.
Неизвестный автор. 1760-е годы. Бумага; гравюра резцом.

Портреты людей Эпохи 1812 года стали появляться в музейных коллекциях живописи, рисунка и графики уже с 1962 года, когда в новом здании на Кутузовском проспекте началась новая жизнь Музея-панорамы. Коллекции пополнялись все эти годы, и сейчас музей хранит более 700 живописных и более 21 тысячи графических портретов конца XVIII — начала XXI века. Более 100 из них можно увидеть на выставке.

А начнем мы свой рассказ уникального прижизненного портрета императора Петра III, неизвестного автора.
Фрагмент. Петр III.
Неизвестный автор. 1760-е годы. Бумага; гравюра резцом.

Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Петер Ульрих— российский император в 1762, первый представитель династии Гольштейн-Готторп-Романовых на российском престоле. C 1745 года — владетельный герцог Гольштейн-Готторпа. Внук Петра I — сын его дочери Анны.
П.А. Румянцев-Задунайский.
А. Осипов с оригинала Ф. Кюнеля. 1800-е годы. Бумага; резец, пунктир.

Граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский – генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны (1756-63) Румянцев, командуя бригадой и дивизией, отличился в сражениях при Грос-Егерсдорфе (1757) и Кунесдорфе (1759), в 1761 успешно руководил осадой и взятием сильной крепости Кольберг, за что был произведен в генерал-аншефы. В 1764 Румянцев был назначен президентом Малороссийской коллегии и генерал-губернатором Малороссии, в этой должности состоял до конца своей жизни. Являясь главнокомандующим всеми военными силами Малороссии, Румянцев внес большой вклад в укрепление обороны южных границ России, комплектование и обучение войск, строительство военной флотилии на Азовском море. В 1770 под его командованием были одержаны крупные победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле над превосходящими силами турецкой армии. Наградой за Кагул стало производство Румянцева в генерал-фельдмаршалы. Успешно проведя военную кампанию 1774, заблокировав главные силы турок в Шумле, Румянцев вынудил Турцию заключить Кючук-Кайнарджийский мир на выгодных для России условиях. В 1775 Румянцеву было присвоено к фамилии почетное добавление “Задунайский”. В 1770 году граф П. А. Румянцев-Задунайский «за одержанную над неприятелем 21 июля 1770 года под Кагулом победу» стал первым кавалером 1-й степени Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
М.И. Воронцов.
Г.Ф. Шмидт с оригинала Л. Токке. Санкт-Петербург. 1758 год. Бумага; резец, офорт.

Граф Михаил Илларионович Воронцов — русский государственный деятель и дипломат, которому обязан своим возвышением род Воронцовых. Один из ближайших приближённых Елизаветы Петровны и Петра III, участник дворцового переворота 1741 года. С 1744 года — вице-канцлер, в 1758—1765 гг. — канцлер Российской империи. М. И. Воронцов покровительствовал М. В. Ломоносову и на его средства был воздвигнут мраморный памятник на могиле учёного.
Фрагмент. М.И. Воронцов.
Г.Ф. Шмидт с оригинала Л. Токке. Санкт-Петербург. 1758 год. Бумага; резец, офорт.

Михаил Илларионович Воронцов был увенчан множеством титулов, высоких постов и наград. Но чин поручик Лейб-Компании свидетельствует о его принадлежности к особому кругу людей. В юности Воронцов служил камер-юнкером при небольшом дворе дочери Петра Первого, великой княгини Елизаветы Петровны. Не имевшая серьезных шансов занять трон, она совершила дворцовый переворот и стала императрицей. Михаил Воронцов активно поддерживал свою госпожу, участвовал в арестах ее противников. Елизавета щедро наградила сподвижников. Из поддержавших ее гвардейцев сформировали особую роту, названную Лейб-Компанией, командиром которой в чине капитана числилась сама Елизавета Петровна. Поручикам Лейб-Компании стали ее фаворит Разумовский и Воронцов.
Фрагмент. Герб Воронцовых. М.И. Воронцов.
Г.Ф. Шмидт с оригинала Л. Токке. Санкт-Петербург. 1758 год. Бумага; резец, офорт.

Многие гравюры стоит рассматривать как можно внимательнее. Посмотрите, сколько прекрасных деталей. Какая великолепная проработка мелочей. Так, вы сможете  рассмотреть герб Воронцовых во всей его красе.
Щит разделён диагональной полосой с правой стороны на две части, из которых верхняя серебряное, а нижняя красное поля имеют, и на черте две розы с одной между ними лилией переменных с полями цветов. К щиту присовокуплена чёрная вершина, на которой изображено золотое стропило с тремя гранадами, а на чёрной вершине три серебряные звезды. На щит положена графам свойственная корона, над которой изображены три турнирные коронованные шлема с золотыми обручами и достойными им клейнодами и цепью украшенные, из которых на среднем серебряном прямостоящем поставлен двуглавый орёл с короной, носом и когтями золотыми, а на правом, который наискось поставлен, по сторонам стоят шесть знамен, из которых первая красная, последняя белая, а средняя с золотыми российскими орлами. Намет по обеим сторонам опущенный, с правой стороны чёрного и золотого цвета, в с левой красного и серебряного. Щитоносцы по сторонам стоят и передними ногами щит держат два коня белые с красными градскими на шеях коронами. Девиз: Semper Immota Fides.
Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи,
часть 1, 1-е отделение, стр. 28.
А.Б. Куракин.
С оригинала А. Рослина. Санкт-Петербург. 1779 год. Бумага; резец.

Ещё один представитель знатного рода - Князь Александр Борисович Куракин - русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), член Государственного совета (1810), сенатор, канцлер российских орденов (1802), действительный тайный советник 1-го класса (1807). Создатель усадьбы Надеждино и владелец Куракиной дачи к востоку от Петербурга. За «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям прозван «бриллиантовым князем».
Фрагмент. А.Б. Куракин.
С оригинала А. Рослина. Санкт-Петербург. 1779 год. Бумага; резец.

Князь Александр Борисович Куракин владел огромным состоянием и считался одним из первых щеголей при дворе Екатерины II. Каждое утро для выбора костюма камердинер подавал ему особые альбомы с образцами многочисленных предметов княжеского гардероба. К каждому платью полагались особые перстни, шпаги, табакерки. Однажды, играя в карты за столом императрицы, Александр Борисович с ужасом обнаружил, что его табакерка совершенно не гармонирует с перстнем. Расстройство князя было так велико, что имея на руках отличные карты, он крупно проигрался.
Александр I.
А Тардье с оригинала Г.-Ф. Кюгельхена. Франция, Париж. 1802 год. Бумага; резец.

Император Александр I отличался редкой красотой, утонченной вежливостью и подчеркнутой скромностью. При дворе Александра Павловича прозвали «наш ангел». Так называл императора и знаменитый поэт Гавриил Романович Державин. Несмотря на это, цензура не пропустила в печть оду, написанную Державиным по случаю вступления молодого императора на престол. Дело в том, что в стихотворении звучал явный намек на убийство отца Александра, императора Павла I. Оду Державина распространяли неофициально, переписывая от руки. Александру I она понравилась, и одарил поэта бриллиантовым перстнем.
Великий князь Николай Павлович.
Ж. Меку с оригинала Ж.А. Беннера. Санкт-Петербург. 1817 год. Бумага; гравюра резцом и пунктиром.

На выставке вы встретите не мало портретов коронованных особ. Вот ещё один. Николай I Павлович - будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I.
Любимой одеждой императора Николая I всегда был военный мундир. Так повелось еще с тех времен, когда Николай был великим князем и не помышлял о престоле. В молодости он чаще всего носил мундир Лейб-гвардии Измайловского полка, шефом которого стал в 1800 году. Однажды один из известных актеров задал Николаю вопрос: «Можно ли на сцене надевать настоящую военную форму?». Государь ответил: «если ты играешь честного офицера, то можно; представляя порочного человека, ты порочишь и мундир, и тогда нельзя».
Фрагмент. Портрет раненого польского солдата.
Р. Бо. 1830-е году. Холст; масло.
.
А протяжении XIX века художников интересовали события и герои эпохи наполеоновских войн. На портрете работы Раймона де Бо изображен ветеран военных походов конца XVIII - начала XIX веков. Перед нами рядовой одного из элитных формирований наполеоновской армии, о чем свидетельствуют эполеты у него на плечах. По нашивкам на рукаве можно узнать, что прослужил он около 20 лет. За отличия в военных кампаниях воин получил знак ордена Почетного Легиона, изображенный на лацкане мундира. На голове раненого в правую руку солдата особый головной убор – бонет, который носили вне строя. Могилы таких ветеранов в те годы были разбросаны по всей Европе, от Лиссабона до Москвы.
М.И. Кутузов.
Неизвестный художник. Начало XX века (?). Холст; масло.

До сих пор бытует легенда о том, что в войнах с турками Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов потерял свой правый глаз. В советское время образ полководца с черной повязкой кочевал из фильма в фильм, из книги в книгу. Между тем, подавляющее большинство портретов Кутузова, как прижизненных так и позднейших, а также свидетельства современников опровергает это предание. Михаил Илларионович действительно был дважды ранен в голову. Оба раза ранения считались смертельными, но он выжил. В результате ранения правый глаз Кутузова «несколько искосило», отчего казалось, что он постоянно прищурен. Кроме того, о боевых ранах полководца свидетельствовали шрамы, но на портретах не принято было показывать физические недостатки.
П.И. Багратион.
Д. Годби с оригинала С. Тончи. Англия, Лондон. 1800-е годы. Бумага; цветная гравюра, пунктир, подкраска.

Князь Пётр Иванович Багратион – генерал от инфантерии, шеф лейб-гвардии Егерского полк, Главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года. Скончался от ран полученных в ходе Бородинского сражения.

Петр Иванович Багратион, к сожалению, не оставил мемуаров. Но рассказов о нем сохранилось много. Однажды в присутсвии Багратиона его сослуживец Яков Михайлович Старков вспомнил эпизод знаменитого Швейцарсокго похода 1799 года. Измученная продолжительными маршами по горам русская армия под командованием фельдмаршала А.В. Суворова подошла к перевалу Сен-Готард. Увидев перед собой непреступные скалы, солдаты, якобы, зароптали и не хотели идти дальше. Тогда Суворов крикнул: « Копайте мне могилу! Похороните меня в ней! Вы уже не дети мои; я вам не отец!» После этих слов любимого полководца армия вновь двинулась в перед.
Старков не успел закончить свой рассказ, как Багратион бросил трубку и вскочил: «От кого вы слышали эту безбожную ложь?» немного успокоившись, князь рассказал, как было на самом деле. На подходе к Сен-Готарду крупно повздорили русский майор и австрийский штабной офицер. Они возглавляли передовой отряд, и пока они ссорились, идущая за ними колонна остановилась. Никто не понимал, что происходит. Суворов подъехал к вставшему войску и строго спросил: «Зачем встали? Разве не хотите идти?» Из рядов ему отвечали: «Впереди встали, отец ты наш, идти нельзя, некуда». Багратион тогда быстро выяснил недоразумение и доложил о том Суворову. Армия вновь двинулась вперед.
Генерал-майор Вильгельм фон Блау.
Неизвестный художник. 1840-е годы. Бумага; карандаш графитный, белила гуашевые.
Атрибуция кандидата исторических наук А.В. Кибовского.

Василий Иванович Блау – участник Заграничных походов против Наполеона 1813 – 1814 годов. После войны поступил на службу в Императорскую военную академию, где скоро проявились его большие познания, старательность и исполнительность. В 1838 году по личной просьбе министра финансов был назначен директором Санкт-Петербургского практического технологического института. Нехотя расставаясь с подчиненным, начальник Военной академии писал министру финансов, что назначение Блау «вполне соответствует способностям его, и что он постоянным усердием к службе несомненно оправдывает доверие». Институт принадлежал ведомству Корпуса Горных инженеров. В мундире полковника этого Корпуса Василий Иванович изображен на представленном портрете. В.И. Блау успешно руководил институтом 15 лет и вышел в отставку в чине генерал-майора.
Ф.В. Ростопчин. И. Хейгель. 1818 год. Бумага; акварель, гуашь.

Фёдор Васильевич Ростопчин – граф, государственный деятель, генерал от инфантерии, московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия. Известный российский государственный деятель и публицист граф Федор Васильевич Ростопчин при императоре Павле I был деятельным сторонником союза с Францией. При Александре I он, напротив, уже крайне отрицательно относился к Наполеону и его политике, да и вообще ко всему французскому: культуре, языку и нравам. Особенно раздражало Федора Васильевича пристрастие многих российских дворян брать в воспитатели и учителя выходцев из Франции, вне зависимости от того, чем они занимались на родине. Однажды, будучи в одном из парижских театров, Ростопчин усиленно аплодировал актеру, которого освистала прочая публика. На недоуменные вопросы соседей граф отвечал: «Боюсь, что как сгонят его со сцены, так он отправится к нам в учителя».
А.С. Грибоедов.
П.Ф. Борель с гравюры Н.И. Уткина. Санкт-Петербург, литографическое заведение А. Мюнстера.
1860-е годы. Бумага; литография.

От правителей и военачальников переходим к героя пера и слова. И читаем под портретом Грибоедова вот такую историю: "В 1817-1818 годах российское высшее общество несколько месяцев обсуждало необычную «четверную» дуэль. Штабс-ротмистр Кавалергардского полка граф Шереметев поссорился с известным повесой и мотом графом Завадовским из-за юной балерины Авдотьи Истоминой. Приятель обоих, молодой чиновник Коллегии иностранных дел Александр Сергеевич Грибоедов стал секундантом Завадовского. Секундантом Шереметева – корнет Лейб-гвардии Уланского полка Якубович. Предание гласит, что при обсуждении условий поединка Грибоедов и Якубович поссорились и тоже решили драться. Первыми стрелялись Завадовский и Шереметев. Шереметев был смертельно ранен, дуэль секундантов отложили. В наказание за участие в дуэли Якубовского перевели из гвардии на Кавказ, в Тифлис. Несдержанный на язык, он открыто обвинял в случившемся Грибоедова и даже утверждал, что тот отказался с ним стреляться. Дуэль все же состоялась в октябре 1818 года, когда Грибоедов, направляясь на службу в Персию, остановился в Тифлисе. Якубович прострелил Грибоедову левую руку, особенно повредив мизинец. Согласно легенде, именно это ранение помогло опознать обезображенное тело Грибоедова, убитого в Тегеране в 1829 году".
В.А. Жуковский.
П.Ф. Борель с оригинала Ф. Крюгера. Санкт-Петербург, литографическое заведение А. Мюнстера.
1860-е годы. Бумага; литография
.

Известный поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский был автором и действующим лицом многих анекдотов. Как-то, уже немолодым человеком, он путешествовал с друзьями по Швейцарии со своими знакомыми. Друзья предложили Жуковскому взобраться на вершину высокой горы, утверждая, что оттуда открывается великолепный вид. «Благодарю покорно, - отвечал Жуковский, - с горами я веду себя, как с красивыми женщинами – предпочитаю пребывать у их ног».
И.А. Крылов. П.Ф. Борель с оригинала К. Брюлова. Санкт-Петербург, литографическое заведение А. Мюнстера.
1860-е годы. Бумага; литография.

Знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов отличался необыкновенной полнотой. Однажды на улице ему повстречались трое студентов. Заметив Крылова, один из них громко произнес: «Смотрите, какая туча идет!» Иван Андреевич не растерялся и столь же громко ответил: «В самом деле, вот и лягушки перед дождем заквакали».
Барон И.П. Анштетт.
Г. Элгельман с оригинала Ф. Лейдера. Первая половина XIX века. Бумага; литография.

Барон Иван Осипович Анштетт был одним из лучших российских дипломатов Эпохи 1812 года. Современники называли его человеком «замечательного ума, хотя и немного циничным». Анштетт возглавлял дипломатическую канцелярию при Кутузове, успешно выполнял различные секретные миссии. Так успешно, что даже вызывал ярость у самого Наполеона. Но у барона был один недостаток – он любил крепок выпить за обедом. В 1814 году, когда в Лондоне Александру I торжественно вручали Орден Подвязки, Анштетт, находясь под воздействием винных паров, вдруг громко произнес: «Какая комедия!» В тот момент мало кто сомневался, что карьера барона кончена. Но император только распорядился, чтобы к Анштетту не обращались с важными делами и разговорами после обеда.
П.А. Воронцов-Вельяминов.
С. Власьев. Вторая половина XX века. Бумага; уголь.

Павел Алексеевич из дворян Тульской губернии, инженер-полковник, член и секретарь Высочайше утверждённого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года.  Павел Алексеевич Воронцов-Вельяминов, блестяще образованный и опытный военный инженер, в 1912 году отвечал за строительство деревянного павильона на Чистых прудах. В здании должна была демонстрироваться панорама Ф.А. Рубо «Бородино», созданная к 100-летию знаменитого сражения. Аналогичное здание, воздвигнутое для панорамы Рубо «Оборона Севастополя», имелось в Петербурге. Однако его строители отказались предоставить Павлу Алексеевичу чертежи. И даже официально запретили ему делать собственные обмеры. Тогда Павел Алексеевич пробрался в павильон ночью, договорившись со сторожем. На свой страх и риск, за несколько часов он перемерил высоту, ширину стен и опор, тщательно осмотрел устройство крыши и креплений картины. Эти зарисовки, а также конкретные советы автора панорамы Франца Алексеевича Рубо помогли Воронцову-Вельяминову с честью выйти из трудного положения. Павильон в Москве был построен за пять с половиной месяцев.

На выставке гости также смогут увидеть и портреты XX века, на которых изображены участники Великой Отечественной войны.
Юный партизан Вася Колосов.
Н.Н. Жуков. 1941 год. Бумага; карандаш.

Водолаз А.С. Грибко, автоматчик отряда Куникова.
П.Я. Кирпичев. 1943 год. Бумага, карандаш.

4 февраля 1943 года десантный отряд Цезаря Куникова высадился на укрепленном побережье Мысхако, так называемой Малой земле. Героическая оборона продолжалась 225 дней и завершилась полным освобождением Новороссийска.
Гвардии повар А.А. Сухомлинов. 8 гв. Бригада. Мысхако, Малая земля.
П.Я. Кирпичев. 1943 год.

Приходите в музей любоваться прекрасной портретной галерей собранной музейными работниками. Не упустите свой шанс.

А о женских портретах представленных на выставке мы вам расскажем в следующий раз.


Выставка продлится до 29 октября 2017 года.

Адрес: ул. Большая Черёмушкинская, д. 24, кор. 3. Подробнее тут.
Время работы: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье — с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Музей закрыт в пятницу и последний четверг каждого месяца.
Входной билет в музей: взрослый - 150 руб, льготный - 100 руб.
Входной билет на выставку -100 руб.Подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.
В первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей ГСС и России” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com