?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка под названием «XVI век. Эпоха митрополита Макария». В выставочном зале представлены уникальные предметы, связанные с эпохой деятельности митрополита Московского и Всея Руси Макария. Богатейшее собрание Исторического музея, включающее уникальные книжные своды, рукописи, автографы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, дает возможность впервые представить эпоху митрополита Макария как яркое, целостное явление отечественной истории и культуры.

Митрополит Макарий - митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Решив избрать для себя монашеский путь, поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико. «Просветителя» святитель цитирует часто, называя это произведение «светилом Православия».
Клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского. Россия. 1673 г.
Серебро, золочение, канфарение, чеканка.

Просветитель — основное богословское (апологетическое) произведение Иосифа Волоцкого, направленное против ереси жидовствующих. Преподобный Иосиф Волоцкий использует в своей книге фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви.
«Просветитель» Иосифа Волоцкого. Иосифо-Волоколамский монастырь. 20-30-ее гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, скоропись.
Переплет: доски, кожа, тиснение, медные жуковины, две медные застежки.

Становление личности будущего митрополита было связано с крупным центром древнерусской книжности и духовности — Пафнутиевым Боровским монастырем, где юноша Михаил принял постриг с именем Макария и прошел все ступени иноческого послушания, и можайским Лужецким монастырем, где он несколько лет был игуменом.
Стоглав (в составе сборника). Писец Василий Алексеев. Москва. 6 сентября 1764 – 20 июля 1765 г.
Рукопись: бумага, чернила, краски, полуустав, вязь,
наклеенные гравированные заставки, миниатюры первого рисунка, расцвеченные акварелью. Переплет: доски, кожа, тиснение.

На нескольких миниатюрах, помещенных в начале Стоглава (сборник постановлений церковного собора 1551 г.), представлены следующие сцены: царь Иван Васильевич велит митрополиту Макарию созвать церковный собор 1551 г.; царь передает митрополиту текст своего обращения к собору; митрополит беседует с архиереями, участвующими в соборе. Сборник происходит из среды московских старообрядцев. В книге есть запись писца – Василия Алексеева, «бывшего» дьячка Троицкой церкви на Арбате. Он сообщает о времени создания сборника и о принадлежности его оброчному крестьянину Илье Иванову сыну Рубникову, вероятно, заказчику рукописи.

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав (101-я глава добавлена в качестве дополнения после окончания собора). Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.
Фреска «Господь Вседержитель на престоле». Москва. Первая половина XVI в.
Происходит из Пафнутьева Боровского монастыря.

Стоглавый собор — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7059) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя). Стоглав принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства. Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне.
Фреска «Группа старцев из старцев из композиции «обретение мощей святителя Алексея».
Первая четверть XVII в. Грунт известковый, штукатурка, темпера.
Происходит из Чудова монастыря Московского Кремля.

Максим Грек. Послание Николая Латинянину о латинском отлучении. Третья четверть XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, скоропись, вязь.

Полемическое сочинения, главным образом Антилатинской направленности, занимают значительное место в литературном наследии Максима Грека (в миру Михаила Триволиса, ок. 1470-1555), афонского ученого монаха, прибывшего на Русь в 1516 году по приглашению великого князя Василия III для перевода Толковой Псалтыри. В 1526 году переводчик попал под следствие, был обвинен в ереси и заточен в монастырь. Сохранилось послание Максима Грека митрополиту Макарию, в котором книжник жалуется на несправедливые гонения и просит возвратить его на Афон. Однако святитель, будучи не в силах помочь узнику, ответил: «Узы твои целуем, но пособить тебе не можем».

Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Основные ее вехи отражены на выставке: венчание на царство Ивана IV (1547 г.), расширение границ Российского государства и укрепление государственности (Казанский и Астраханский походы 1547–1554 гг., строительство Покровского собора), прославление русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., создание фундаментального книжного свода — Великих Миней Четиих, важнейшего историографического памятника русской государственности.
Великие Минеи Четьи (Успенские список). Новгород. 40-50-е годы XVI века.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, темпера, золото. Переплет: доски, кожа, тиснение.

Великие Минеи Четьи – грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день и месяц года – были созданы в 1529 – 1554 гг. по повелению митрополита Макария. Сохранилось три комплекта миней: Софийский, предназначенный для вклада в Софийский собор Великого Новгорода, Успенский – для вклада в Успенский собор Московского Кремля и Царский – для царя Ивана Грозного. Огромные фолианты миней в 12 томах, по тому на каждый месяц, представляют собой энциклопедию древнерусской книжности. В Софийском и Царском комплектах некоторые тома утрачены, полностью сохранился только Успенский список. Все 12 томов Успенского списка миней сопровождаются «Летописцем», в котором говорится о замысле митрополита Микария собрать «все книги, чтомыя на Руси»: «И в тех четьих минеях все книги четьи собраны и написаны, которые в русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы». В начале томов помещен пространный «Летописец» со сведениями о вкладе митрополитом Макарием в 1552 г. 12 книг Великих Четьих Миней в Успенский собор Московского Кремля «на память своей души и по своих родителях».
Икона «Суббота всех святых». Русский Север. XVI в. Дерево, левкас, темпера.

В экспозиции представлены уникальные рукописные книги, документы, издания анонимной типографии и экземпляры первопечатного Апостола (1564), иконы, в том числе макариевской школы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода.
Стакан царевич Федоровича Иоанновича. Москва. 1560-1584 гг. Серебро, золочение, резьба.

Помимо памятников из собрания Государственного исторического музея, многие из которых экспонируются впервые, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива древних актов.
Фрагмент. Кадило. Россия 1597 г. Серебро, золочение, резьба, чеканка.

Не упустите возможность увидеть памятники средневековой Руси, которые на время покинули свои хранилища. Музей ждет вас, чтобы вы по новому взглянули на нашу историю, открыли новые страницы этой огромной книги.


Выставка продлится до 11 сентября 2017 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com