mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Мимикрия. Вим Дельвуа.» - отчёт

Уже довольно давно в Государственном музее им. А.С. Пушкина идёт выставка «Мимикрия. Вим Дельвуа.» Она довольно необычна по своему содержанию и неожиданна для данного музея. При этом она удивительным образом вписывается в музейные залы.
Дело в том, что выставка эта представляет современное искусство. Мы не большие его ценители. Но это тот редкий случай, когда оно нам понравилось. Выставочные экспонаты удивительно гармонично вписаны в пространство музея. Некоторые из них ярко выделяются, другие же производят впечатление находящихся тут уже очень-очень давно. А какие-то можно не сразу обнаружить.
Впрочем, мы начали с зала, в котором невозможно было не заметить новый экспонат. А вот его принадлежность мне удалось определить не сразу. Это газовый баллон!

Вим Дельвуа. Газовый баллон, эмалевая краска. 1988.

Есть ли место газовому баллону в музее? Не знаю, не очень уверена. Но конкретно этот смотрится интересно.

В следующем зале я заметила экспонат только потому, что точно помнила, тут раньше ничего подобного не было. Сама необычность скульптуры бросилась в глаза несколько позже.

Вим Дельвуа. Закрученная «Пьета». Бронза с покрытием под камень. 2005.


Вим Дельвуа. Закрученная «Пьета». Бронза с покрытием под камень. 2005.

В «закрученных» работах Дельвуа доводит до абсурда художественный приём «figura serpentinata», часто встречающийся в произведениях итальянских мастеров XVI века. Скульптура закручивается по спирали вокруг центральной оси, так что нижняя часть тела и торс разворачиваются в противоположных направлениях. Принято считать, что впервые в скульптуре эпохи Высокого Возрождения принцип «figura serpentinata» применил Микеланджело. Подобного рода закрученных работ от Вима Дельвуа тут много.
В этом же зале можно увидеть и скульптуру работы Микеланджело «Оплакивание Христа».

Микеланджело Буонарроти. Оплакивание Христа. Pieta. Слепок.
Подлинник мрамор. Собор св. Петра, Рим, Италия.

В следующем зале стоял странный и абсолютно непонятый нами чемодан, который мы даже показывать не будем. Вы можете сходить и найти его самостоятельно. Зато чуть дальше внимательность ещё раз подвела меня. Я стояла и пыталась понять, в чём же подвох, но чувствуя что он есть, не могла его сразу разглядеть.
Гладильные доски!

Вим Дельвуа. Инсталяция из гладильных досок. Гладильная доска, эмалевая краска.

Американская исследовательница Сьюзан Зонтаг заметила: чтобы точно описать какое-то явление, нужно искренне любить его и одновременно ненавидеть его. Наверное, это высказывание достаточно точно характеризует художественную стратегию Вима Дельвуа, которую, в частности, представляет инсталляция из гладильных досок, превращённых художником в рыцарские гербы. Художник посмеивается над обывательскими взглядами, но при этом он очарован «поэзией повседневности». Его привлекает тот потенциал, который скрыт в предметах, внешне никак не связанных с искусством.
Искусство искусством, но я бы не отказалась от такой доски дома. В практичных целях.

Зато следующий экспонат красив невероятно! Закрученный самосвал:

Вим Дельвуа. Закрученный самосвал. Нержавеющая сталь, лазерная обработка. 2012.


Вим Дельвуа. Закрученный самосвал. Нержавеющая сталь, лазерная обработка. 2012.

«Закручивающийся самосвал» объединяет в себе сразу несколько художественных приёмов, характерных для творчества Вима Дельвуа. В произведении использованы мотивы готической архитектуры, которая уже много лет остаётся одним из основных источником вдохновения художника. Закрученная форма, воплощающая мотив «figura serpentinata», соединяет в себе S-образный изгиб готики и прихотливую игру маньеризма. Подобное сочетание разных стилевых направлений прошлого с современным сюжетом создаёт абсолютно сюрреалистическое впечатление. Рассматривание подобного объекта может доставить настоящее эстетическое удовольствие.

Дальше вновь необычное, спорное, но притягивающее взгляд.

Вим Дельвуа. Coccyx duplex. Розовый мрамор. 2012.

Тема тазобедренных костей в творчестве Вима Дельвуа неразрывно связана с темой жизни и смерти. Копируя форму части человеческого скелета, художник выполняет свои объекты в традиционном материале, из которого изготавливали скульптуры, - мраморе. Изящество полированной поверхности полихромного мрамора усиливает декоративный эффект, превращая зловещие символы в эффектные дизайнерские предметы.

И вновь экспонат, который нам действительно понравился. Наутилус.

Вим Дельвуа. Наутилус. Сталь, лазерная обработка. 2010.


Вим Дельвуа. Наутилус. Сталь, лазерная обработка. 2010.

Главный герой многих голландских натюрмортов XVII века – кубок-наутилус – стал одним из важных мотивов в творчестве Вима Дельвуа. Изысканный сосуд, центральной частью которого является перламутровая раковина прихотливой формы, издавна наделялся магическими свойствами; согласно преданиям он мог даже нейтрализовать яд. Строгие и торжественные чаши-наутилусы подчёркивали богатство и статус своего владельца, зримо воплощая идею о «доме - полной чаше». Но наутилус Дельвуа – не просто символ роскоши, он – часть обширной мифологии художника, основанной на пластическом языке готики. Скрученный в кольцо шпиль собора словно покрыт патиной времени, придающей произведению современного искусства «музейный статус».

И тут же ,не уходя далеко от готики хочу показать вам ещё один экспонат. Пятигранная свеча.

Вим Дельвуа. Пятигранная свеча. Никелированная бронза. 2012.

«Пятигранная свеча» входит в серию работ, в которой художник обыгрывает форму свечи, рождающую многочисленные ассоциации – от бытовых до философских. Два перекрученных стальных церковных шпиля напоминают нам о колокольнях соборов готики. Тончайшее кружевное плетение скульптуры, созданное с помощью современных компьютерных технологий, напоминает о фантастической архитектуре на картинах нидерландского художника Ханса Вредемона де Фриса, долгие годы работавшего в Антверпене.

Далее мы продолжаем религиозную тему, развиваемую художником в весьма неоднозначной работе. Двойная спираль.

Вим Дельвуа. Двойная спираль. Купроникель.

В произведениях Дельвуа иконография распятия, существовавшая более 1000 лет, претерпевает драматическую трансформацию. В серии работ «Двойные спирали» изображение распятия искажается под воздействием некой центростремительной силы, превращаясь в декоративный элемент, эффектность которого подчёркнута зеркальным блеском отполированного металла. Тема страстей Христовых имеет для Дельвуа и подчёркнуто личное, биографическое измерение, ведь первой моделью для скульптур послужило распятие, висевшее в доме родителей художника. «Оно было выполнено из слоновой кости, а на руке Христа недоставало двух пальцев. С тех пор у всех воспроизведённых мной изображений Христа отсутствуют два пальца» - рассказывает автор.

А теперь к самому, на мой взгляд, прекрасному. Да, это вновь газовый баллон. Но меня восхищает техника росписи.

Вим Дельвуа. Combugaz 66 №149555. Газовый баллон, эмалевая краска. 1989.

Расписывая газовые баллоны под дельфтский фарфор, который является символом домашнего уюта в бюргерской Голландии XVII века, художник демонстрирует своё ироничное отношение к современному обществу потребления. Стремясь украсить и сделать уютным свой дом, окружая себя бесчисленным количеством ненужных вещей, люди забывают о чём-то более важном и значительном, чем собственное благосостояние. Используя газовые баллоны или зубчатые диски для циркулярной пилы, несущие в себе потенциальную угрозу, Дельвуа подчёркивает эфемерность мира переходящих ценностей. Мне только хочется спросить, понятен ли этот посыл зрителю?

Вим Дельвуа. Инсталяция из дисков для пилы. Диски пилы, эмалевая краска. 1987.


Вим Дельвуа. Инсталяция из дисков для пилы. Диски пилы, эмалевая краска. 1987.

Здесь в витрине, подчёркивая необычность и странность диска для пилы, представлена группа делфтских декоративных ваз восточной формы с декором, принятым в литературе называться итальянским словом миллифьори или петрушка. Декоративный мотив с дивной экзотической птицей, помещённой среди усеянного мелкими и мельчайшими цветами поля, навеян китайским искусством. Хитрость, которую применяли делфтские мастера при нанесении рисунка (изображение наносилось через трафарет) сделало возможным исполнение подобных ваз во многих мастерских Делфта. Вазу с орнаментом миллифьори стали поистине жемчужиной фаянсовой продукции Делфта XVII – XVIII веков.

Вим Дельвуа. Инсталяция из дисков для пилы. Диски пилы, эмалевая краска. 1987.


Вим Дельвуа. Инсталяция из дисков для пилы. Диски пилы, эмалевая краска. 1987.

Хотя сам Дельвуа называет себя «мастером притворства и лицемерия», известный французский критик Бернар Маркаде обратил внимание на удивительную деликатность его искусства. Именно это свойство художника и демонстрирует композиция из дисков для циркулярной пилы «закамуфлированных» под произведение дельфтского фарфора. Помещённые в витрину с музейными предметами эти современные объекты стали зримым воплощением процесса «мимикрии».

Так же, предлагаю вашему вниманию несколько общих видов, чтобы вы могли самостоятельно оценить насколько удачно или не удачно вписываются работы художника в залы с классическим искусством.

Вим Дельвуа. Амур. Стереолитография. 2013.


Вим Дельвуа. Дафнис и Хлоя. Полированная бронза. 2009.


Вим Дельвуа. Закрученный бюст I и Закрученный бюст II. Стереолитография. 2013.


Вим Дельвуа. Coccyx duplex. Зелёный мрамор. 2012.


Вим Дельвуа. Двойная спираль. Купроникель.

Я очень часто сомневаюсь в талантливости творцов современного искусства. В данном случае одарённость художника кажется мне бесспорной. Спорным может быть тематика, способ передачи, что угодно ещё, но не талант Вима Дельвуа.
Подводя итог. Имеет ли смысл идти на выставку? Да, имеет. Даже если вы не любитель современного искусства, думаю, вы найдёте что-то, что заинтересует и понравится именно вам. Более того, так как экспонаты расставлены по залам с постоянной экспозицией музея, вы сможете ещё раз по ним пройтись, полюбоваться на самые любимые ваши произведения искусства, возможно, увидеть что-то новое. Может, мы давно не заходили в залы с постоянной экспозицией, но у нас сложилось впечатление, что её несколько изменили, хотя смотрительницы не признаются. Но мы не увидели некоторых наших любимых картин, зато нашли некоторые другие, ранние нами не виденные. Более того, сейчас вы сможете увидеть в музее ещё две выставки, посвящённые классическому искусству. О них мы будем писать на днях.

Выставка продлится до 07 сентября 2014 года.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: очень сложная система. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМИИ им А.С.Пушкина, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments