?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этим летом в Санкт-Петербурге мы побывали в Государственном музее истории религий, где погрузились в мир верований от архаичных культов до мировых религий. Каждая экспозиция это отдельный рассказ о различных религиях, их догматики и культовых предметов. Пройти все выставочное пространство за один день практически невозможно, однако можно понять основы, открыть для себя что-то новое, заинтересоваться и потом уже углубиться в более подробное изучение. Возможно, вернуться сюда ещё не раз, пройтись по залам ещё более вдумчиво, дополнительно остановиться возле того или иного экспоната. Этот музей точно не для быстрого посещения. На него стоит выделить день и получить удовольствие, погружаясь в глубины тайн различных религий. Давайте заглянем сюда прямо сейчас?
Маска наголовник тайного союза. Народ экои. Камерун. Конец XIX века. Дерево, кожа, шерсть, металл.

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г. 15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора.

На фотографии выше - маска наголовник тайного союза. Тайные союзы существовали в регионах Тропической Африки. Эти наголовники, сделанные из кожи и дерева, в натуралистической манере, изображали предков и употреблялись членами тайного союза при обрядах погребения. Важное место в традиционных религиях Африки занимает культ предков, связанные с верой в душу и представлением о том, что умершие члены рода продолжают жить после смерти, невидимо присутствуя среди живых или существуя неподалеку от них в виде духов.
Корабль мертвых. Батаки. Индонезия, острова Суматра. XIX век. Дерево, ткань.

В отличие от существовавших в начале прошлого века в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г.), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен.

На фотографии выше «Корабли мертвых». Они были широко распространены у островных жителей – в Меланезии, Полинезии и у ряда народов Индонезии, как способ доставки душ умерших в потусторонний мир.
Кирпич из Эсагилы. Нововавилонское царство XI в до н.э. Глина, серебро.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа.

На фотографии выше кирпич из Эсагилы. Эсагила (шумерск. «дом поднятой головы») — храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Крупный культурный центр Древнего мира, расположенный в современном Ираке.Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно завершено при Навуходоносоре II (604—562 годы до н. э.), располагался в центре Вавилона. Комплекс включал в себя большой двор (площадью около 40 × 70 метров), включавший в себя малый двор (площадью около 25 × 40 метров), и, наконец, центральный храм, состоявший из передней части и святая святых, где стояли статуи Мардука и его супруги Царпанит.

Блюдо для обряда пидьон ха-бен. Австрия, Вена, 1820-е гг. Серебро; штамповка, чеканка.

Второй этап истории Музея (1944–1960) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем из столицы.

На фотографии блюдо для обряда пидьон ха-бен. Обряд пидьон ха-бен (ивр: выкуп сына) связан с исполнением заповеди, данной в книге Числа: отец, не являющийся потомком храмовых служителе, когенов или левитов, обязан отдать когену за сына, если он – первый ребенок у матери, отец который тоже не является ни когеном, ни левитом пять серебряных монет-шекелей. Эта заповедь основана на тексте «ибо все первенцы у сынов Израиля – Мои… в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе» (Числа 8:17). Данное блюдо украшено изображением сцены «Жертвоприношения Авраама». Обычай подавать когену монеты на блюде украшенном таким изображением, появился в конце XIV века.
Амулет. Италия. XVIII в. Серебро, чеканка, литье, золочение.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры и массовых коммуникации Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция.

На фотографии вы видите амулет, украшенный изображением меноры (слева) и жертвенника всесожжения (справа). В центре вычеканено имя Бога, запрещенное для произношения вслух. С другой стороны футляра изображены Скрижали Завета и кадила первосвященника Аарона, между ними – одно из имен Бога – Шадай (ивр. Всемогущийй).
Пятихлебник. Россия. XIX в. Металл, серебрение.

В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.

На фотографии пятихлебник - особый металлический сосуд, используемый на литии (лития – от греч. «усердное моление» - моление вне храмам) для освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Хлеб, вино, пшеница и елей являются символами основных земных и небесных даров, которыми Бог питает тела и души людей. Во время молитв на литии человек просит о духовном освящении через вкушении этих даров.
Святой Людовик. Франция, XIX век. Гипс раскарашенный.

В музее богатейшее собрание экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э. Таким образом вы можете проследить историю развития религиозных верований, начиная с самых архаичных времён. Побывать в пещере древнего человека, заглянуть в юрту шамана, познакомиться с особенностями религий народов Африки или Америки, увидеть макеты известнейших храмов, мечетей и других религиозных сооружений.
Кукла-марионетка «Золотой Ганеша». Мьянма. XX век. Дерево, ткань, сусальное золото; резьба.

В каждом зале вы найдёте много подробных текстов, рассказывающих об отличительных особенностях  буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма, христианства и многиз других релегий.

На фотографии кукла-марионетка «Золотой Ганеша». Золотой Ганеша относится к разряду малоподвижных кукол. Он является перед представлением для защиты от злых духов и создания благоприятной атмосферы для дальнейшего представления. Театр кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) относится к традиционному народному театру. Основоположником театра марионеток в том виде, в каком он дошел до нас, считают министра императорских развлечений У То, который обратил внимание на популярность кукольных представлений в народе. В 1821 году он выдвинул два условия для спектаклей театра-марионеток: сюжеты представлений должны быть основаны на джатаках (историях о перерождениях Будды) или известных преданиях, декорации и костюмы следовало изображать максимально приближенными к действительности.
Фрагмент. Дракон. Япония. XIX век.

Дракон – персонаж, заимствованный из китайских народных верований; сложный и многофункциональный образ. В основном, почитается как божество водной стихии. Вокруг него сложилась целая система религиозно-обрядовых действий, проводимых, главным образом, в синтоистских храмах.
В музее так же сделан муляж молитвенных барабанов, покрутить можно, но вот помолиться нельзя. В общем не работают. Впрочем, это ведь музей, а не религиозное учреждение.
Муляжи молитвенных барабанов и недоверчивая Галина.

Молитвенные барабаны устанавливаются во дворе буддийского монастыря. На них пишется священная мантра, а внутрь закладываются священные тексты и молитвы. Придя в монастырь, верующий совершает обход по периметру двора, двигаясь по ходу солнца и вращая барабаны, что равнозначно прочтению молитв, заложенных внутрь.
Ваджра и колокольчик. Монголия. XIX век. Металл; литье, чеканка.

Символами ваджраяны являются особые ритаульные предметы –ваджры (жезлы) и колокольчики, обозначающие твердость, неколебимолсть буддийского учения (ваджра) и пустотность мира (колокольчик). Во время службы лама держит ваджру в правой руке, колокольчик – в левой, перекрещивая руки в определенные моменты чтения молитв.

В экспозиции музея можно увидеть уникальную композицию, избражающую Сукхавати – Чистую землю Будды Амитабхи. Создание ее относится к началу XX века.В 1910 году Д.Э. Ухтомский опубликовал описание многофигурной композиции Сукхавати в сборнике «Материалы по этнографии в России», том 1. В этой статье он пометсил фотографию , на которой изображена композиция Сукхавати в том виде, как она была смонтирована в Этнографическом Отделе Русского музея. Публикация Д.Э. Ухтомского сожержит уникальные материал по истории композциии.

В январе 1933 года многофигурная композиция Сукхавати была передана в Музей истории религии. Согласно документам часть деталей композиции наждалась в реставрации. Реставарцией экспоната занимался реставратор Будаев. Он так же принимал участие в оформлении буддийского храма, который был открыт в Петербурге в 1915 году. В качестве сотрудника музея он выезжал в Бурятию для сбора материалов, необходимых для пополнения фондов.

На сайте музея можно подробнее рассмотреть этот уникальный экспонта.

Культ Чистой земли нашел свое образное выражение не только в объемных макетах, но и в иконографии. Композиция представляет собой один из священных миров буддийского космоса – Сукхавати, «Счастливую землю», где владыкой является будда бесконечного света Амитабха. Согласно мифологии, будучи в одном из прошлых рождений бодхисаттвой (тем кому предстоит стать буддой) Дхармакарой, он дал обет: достигнув состояния будды, создать особую сферу обитания – буддхакшетру, «чистую землю», чтобы ускорить путь живых существ в нирвану. В сутре махаяны «Сукхавативьюха» Чистая земля будды Амитабхи описывается как идеальный, совершеный мир.

Сукхавати представляется прекрасным садом с деревьями, растениями, цветами, прудом, дворцами из золота, серебра. Все обитатели Сукхавати – бодхисттвы высшего уровня. Они живут там неизмеримо долго , наслаждаются беспредельным счастьем и достигают нирваны.
В буддийских монастырях Тибета и Монголии мастера создавали объемные модели Счастливой земли, для которых строили отдельные храмы.
Ангел Джибраил появляется перед Мухаммадом. Миниатюра. Иран. Копия.

Множество историй различных культов и религий открываются в залах музея. Здесь можно глубже узнать основы верований разных народов и понять различия между религиями. Этот музей ждет нескольких посещений от вас, ведь за один день разобраться в хитросплетениях мифов, легенд и священных текстов невозможно. Здесь обязательно стоит побывать. Но приготовьтесь к тому, что вы и не заметите, как пролетит время, зайдёте утром, а очнётесь во второй половине дня поняв, что не прошли ещё и половины. А если прошли всё, то хочется обязаетльно заглянуть ещё раз в вон тому экспонату, а ещё вот к этому. А это значит, что стоит вернуться.

На фотографии миниатюра "Ангел Джибраил появляется перед Мухаммадом". К сорока годам у Мухаммада появилась склонность к уединению и благочестивым размышлениям, он часто удалялся в соседние с Меккой горы. Согласно, преданию, однажды ночью в пещере на горе Хира Мухаммаду явился ангел Джабраил и приказал читать явившиеся извне слова, но Мухаммад отказывался, говоря, что неграмотен. Ангел настаивал и Пророку открылся смысл этих слов. Он запомнил их и передал людям. Так началось ниспослание Божественного Откровения – Корана. Мусульмане отмечают это событие как Ночь Могущества 27 числа лунного месяца рамадана.

Мы рассказали вам лишь о малой части сокровищ музея. За один текст их невозможно охватить полноценно. Будем считать, что это лишь первое знакомство. Мы обязательно расскажем подробнее о некоторых экспонатах, которые особенно заинтересовали нас. Так что, до новых встреч. И помните - всё в музей!


Адрес: Санкт-Петербург, Почтамтская улица, 14. Ст. метро - Невский проспект,Гостиный двор,Садовая,
Сенная площадь.
Время работы: С 10:00 до 18:00. Выходной день - среда.
Цена билета: 400 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Бесплатное посещение в первый понедельник месяца для всех категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музеи Петербурга” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com