?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим наш рассказ из серии «прогулки по Петербургу» и вновь вернёмся в Государственный музей политической истории России. Как мы уже писали, музей расположился в двух особняках. Один из них принадлежал барону Бранту, а второй - выдающейся балерине Императорских театров и одной из самых загадочных женщин конца XIX – начала XX века, а также, в силу обстоятельств, скандально известной в наше время - Матильде Феликсовне Кшесинской. Именно ей и посвящён один из залов музея. И именно о ней мы хотим вам сейчас рассказать.

В экспозиции представлено огромное количество документов и фотографий, позволяющих как можно более подробно ознакомиться с жизнью великой балерины. Здесь есть документы, чертежи, планы и копии акварелей архитектора, с прорисовкой интерьеров особняка, в котором Кшесинская прожила 11 лет и в котором сейчас расположен музей. Вы увидите фотографии, дающие представление об обстановке дома, её комфорте и уюте, записи расходов на содержание дома и счета на драгоценности от знаменитой фирмы Фаберже, постоянной клиенткой которой была Кшесинская. Есть здесь и копии писем, страницы из личных дневников, рисунки сына Матильды Володи. На лайтбоксах вы также увидите много различных фотографий, повествующих о длинной и интересной жизни Матильды Феликсовны.

Пожалуй, иного пути, как стать балериной у Матильды Феликсовны не было. Она родилась в семье артистов балета Мариинского театра, Феликса Ивановича Кшесинского и Юлии Станиславовны Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде). Её старшая сестра Юлия и брат Иосиф также поступили на сцену и были известны как прекрасные танцовщики.

Свидетельство артиста балетной труппы Санкт-Петербургского Императорского театра Ф.И. Кшесинского
о присвоении ему за отлично-усердную службу золотой медали для ношения на Александровской ленте.
Январь 1888 г.

И первая же витрина музейной экспозиции знакомит посетителей с юными годами балерины, её семьёй. Здесь вы узнаете, что Феликс Кшесинский прославился как исполнитель польских, цыганских и венгерских танцев. В 1888 году Феликсу Кшесинскому была пожалована золотая медаль за отличную службу. Свидетельство к медали представлено в витрине. Кшесинский пользовался популярностью у петербургской публики. Богата семья не была, но жила в достатке. Кшесинские всегда жили в хороших квартирах, в лучших частях города и в каждой квартире непременно была большая зала, в которой можно было давать частные уроки и заниматься.

Матильда была самой младшей в семье. Она родилась 19 августа (по старому стилю) 1872. Танцевать она начала уже в три года. Отец возил её в Большой театр на оперу и балет, сцена производила на девочку магическое действие. В 8 лет её определили в императорское театральное училище, где уже учились её сестра и брат. Отбор в балетную школу был очень строгим, и поступали туда лишь немногие. Здесь преподавали не только танцы, но и общие предметы. По правилам все воспитанники должны были жить в школе и только на каникулы уезжать домой. Но иногда, некоторым, разрешалось обучаться в школе, а жить дома. Таким исключением и были Кшесинские. Их родители не хотели, чтобы дети теряли связь с домом, считая семейную обстановку главным условием воспитания детей.

Учеников театральной школы приучали к сцене с юных лет. Они участвовали в балетах, а венцом их работы являлся выпускной экзамен. 23 марта 1890 года на своём выпускном спектакле Матильда Кшесинская танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность». Много лет спустя в своих воспоминаниях она напишет, что в этот день решилась её судьба. Здесь она впервые встретилась с цесаревичем Николаем Александровичем. Государь Александр III оценил выступление балерины и на торжественном ужине усадил её рядом со своим сыном. Возможно, это была заранее спланировано. Подтверждений этому нет, как, впрочем, и опровержений. Однако известно, что цесаревич был застенчив, и император мог надеяться, что общение с юной Матильдой заставит его быть смелее и сделает из него настоящего мужчину. Однако молодые люди искренне друг другом увлеклись. И вместо короткой интрижки случилась настоящая любовь.

В результате Николай и Матильда начали встречаться. И в один прекрасный день Матильда сообщила отцу, что хочет переехать в отдельный дом, где она сможет принимать Николая. Никакие уговоры не помогли. Матильда сказала, что всё отлично понимает, но не хочет задумываться о том, что её ожидает, а лишь хочет воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на её долю. Отец вынужден был согласиться, но с одни условием, что она будет жить вместе со своей сестрой.

Роман с цесаревичем длился чуть более трёх лет. Матильда не могла не понимать, что отведённое ей счастье не может быть долгим, и всецело отдалась любви, которая у неё пока была. И даже когда отношения завершились, молодые люди остались в хороших отношениях и Николай всецело поддерживал балерину. Роман их закончился в канун помолвки Николая с Алисой Гессенской.

От отчаяния Матильду спас великий князь Сергей Михайлович, двоюродный дядя Николая II. Он давно уже был влюблён в Кшесинскую и именно ему Николай поручил позаботиться о ней. Бесконечно преданный, Сергей Михайлович терпел все её капризы, осыпал дорогими подарками, возил в путешествия.

В 1900 году, после своего бенефиса в честь 10-летия службы на Императорской сцене Матильда устраивала торжественный приём, куда великий князь Владимир Александрович пришёл с сыном Андреем Владимировичем. Андрей был моложе Матильды на 7 лет, а своей застенчивостью немного напоминал Николая. Сложилась дружба, которая очень быстро переросла в любовь. А в 1902 году у них родился сын Володя. Но мать великого князя Андрея, великая княгиня Мария Павловна была категорически против этих отношений, а потому Матильда и Андрей старались не афишировать свою любовь. И в силу этих обстоятельств Андрей не мог официально признать Володю своим сыном. На помощь опять пришёл верный Сергей Михайлович. Он дал мальчику своё отчество и всегда относился как к родному.

М.Ф. Кшесинская с сынов Владимиром в своём особняке.
Петроград. 1916 г.

В истории русского балета Матильда Кшесинская занимала важное место, она была выдающейся балериной, хотя её личная жизнь и связь с императорским домом в глазах многих заслоняла её творчество. О её связи с представителями дома Романовых ходило множество слухов и сплетен. Ей завидовали, её ненавидели, ей поклонялись, её любили. Бесспорно, связь с Николаем способствовала её продвижению, но это не умаляет её таланта и того, что в своё время она была одной из лучших балерин. Она стала первой русской балериной, исполнившей свои знаменитые 32 фуэте. Ей оказалось по силам вытеснить всех приглашённых иностранок с русской сцены. В январе 1895 года Кшесинская получила звание балерины Императорских театров, а впоследствии стала прима-балериной, единственной на императорской сцене. В разные годы её партнёрами были выдающиеся танцовщики, такие как Павел Герт, братья Сергей и Николай Легаты, Вацлав Нижинский. Кшесинская общалась с такими не менее великими балеринами, как Тамара Карсавина и Анна Павлова. Но если с первой её связывали дружеские отношения на протяжении всей жизни, то со второй они скорее соперничали. На спектаклях в Мариинском театре публика часто делилась на «кшесининцев» и «павловцев».

Прима-балерина Императорского балета М.Ф. Кшесинская.
Санкт-Петербург, 1900-1904 гг.

Кшесинскую прекрасно принимали не только на русской сцене. Её пригласили в Grand Opéra, где успех балерины превзошёл все ожидания . В 1911 году Матильда танцевала в парижской антрепризе Дягилева. Впереди были Вена, Будапешт, Монте-Карло. Но события Первой Мировой войны не дали свершиться этим планам. Матильда вернулась в Россию и открыла в Петербурге лазарет для раненых солдат на 20 коек в доме №24 по Каменноостровскому проезду. Она ухаживала за больными, а иногда танцевала для них.

М.Ф. Кшесинская в балете "Млада" Л.Минкуса. Хореография М. Петипа.
Санкт-Петербург, 1890-1893 гг.

Спокойная жизнь балерины прервалась событиями революции 1917 года. 27 апреля Матильда Кшесинская с сыном, спасаясь от возможной расправы, покинула свой особняк, который вскоре заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона. А в середине марта 1917 года здесь разместились руководящие органы партии большевиков. Матильда безуспешно пыталась добиться выселения различных организаций из её дома. Она даже выиграла судебный процесс, но и это не помогло.

Сатирический рисунок на М.Ф. Кшесинскую "Жертва новаго строя". Подпись под рисунком: "Матильда Кшесинская: - Мои близки отношения к старому правительству давались мне легко: оно стостояло всего-на-всего из одного человека. А что же я буду делать теперь, когда новое правительство Совет Рабочих и Солдатских Депутатов - состоит из 2000 человек?!".
Шарж Ре Ми (Николай Ремизов), журнал "Новый Сатирикон". Весна 1917 г.

Весной 1917 года ей предложили выступить на сцене консерватории в спектакле для солдат. Матильда была в ужасе от этого предложения. Она понимала, что танцевать перед солдатами с её именем, её прошлым и в такое время, это безумие. Но решила, что лучше выступить по собственной воле, чем по принуждению и дала согласие. Можно представить, как должно ей было быть страшно. Однако солдаты приняли её громом аплодисментов, они приветствовали её стоя, а после выступления бросали на сцену фуражки от восторга. Это было её последнее выступление на Родине.

Альбом с карикатурами.

13 июля 1917 года Матильда Феликсовна вместе с сыном Володей покидает Петроград и отправляется в Кисловодск, где их ждал великий князь Андрей. В феврале 1920 года они навсегда покинули Россию. В марте 1920 года они уже прибыли в Кап-д’Ай, Кшесинской принадлежала вилла. Денег у них совсем не было, поэтому виллу пришлось сразу же заложить. 6 сентября 1920 года умерла мать Андрея Владимировича и выдержав траур он получил разрешение от главы Императорского дома на брак с Кшесинской. В январе 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича. И только тогда он смог официально признать своего сына. В ноябре 1926 года главой Императорского дома Матильде была дарована её родовая фамилия Красинская (по семейному преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских), а в 1935 году ей и её сыну княжеские титулы. Матильда Феликсовна стала светлейшей княгиней Романовой-Красинской. Ей было тогда 62 года.

В 1929 году семейство переехало в Париж. Здесь Матильда открыла собственную балетную студию. В апреле 1929 года она дала свой первый урок. Вскоре школа принимала уже сотни учеников. С ней занимались звёзды французского и английского балета, такие как Алисия Маркова, Марго Фонтейн, Татьяна Рябушинская.

Князь С.М. Волконский


Реконструкция концертного костюма М.Ф. Кшесинской
в котором она танцевала в балете Мариуса Петипа на музыку Минкуса - "Камарго" в 1901 году.

Однажды, в одном из театров в Париже Матильда неожиданно встретилась с Князем Сергеем Михайловичем Волконским, который когда-то был директором Императорских театров, но вынужден был уйти в отставку, в связи с конфликтом с Кшесинской из-за фижм к костюму. Участвовавшая в балете «Камарго» Матильда считала, что с её маленьким ростом в костюме с фижмами она будет выглядеть не только уродливо, но и не сможет передать всю красоту танца. Поэтому она заявила костюмеру, что наденет костюм без фижм. Перед началом спектакля балерине сообщили, что директор настаивает на том, что фижмы она надела, но Матильда наотрез отказалась. На следующий день, приехав в театр, Кшесинская увидела, что на доске, где вывешиваются распоряжения директора, было вывешено: «Директор Императорских театров налагает на балерину Кшесинскую штраф в размере (столько-то рублей) за самовольное изменение положенного ей в балете «Камарго» костюма». Штраф был настолько мал и так не соответствовал её жалованью, что явно имел целью не наказать, а оскорбить. Естественно, Матильда не смогла стерпеть подобного и обратилась к Николаю, бывшему уже императором, прося, чтобы таким же образом, то есть распоряжением директора, штраф был снят. День спустя на том же месте висело распоряжение, которое гласило: «Директор Императорских театров приказывает отменить наложенный им штраф на балерину Кшесинскую за самовольное изменение положенного ей в балете «Камарго» костюма». После этого князь Волконский не счёл для себя возможным оставаться на своём посту и подал в отстаку. Однако, спустя годы они встретились очень тепло и с того дня стали большими друзьями. Князь часто приходил в студию Матильды и очень высоко оценивал её мастерство как педагога.

Балетное платье М.Ф. Кшесинской.
Конец XIX - начало XX века. Шёлк.

Последний раз Матильда вышла на сцену 14 июля 1936 года на вечере балета в лондонском театре Ковен-Гарден. Прима-балерине было тогда 64 года. Она танцевала «Русскую». Театр был переполнен до отказа и на сцену балерину вызывали 18 раз.
Умерла Матильда Феликсовна 6 декабря 1971, всего несколько месяцев не дожив до своего столетия. И была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с мужем, которого пережила на 15 лет.

За последнее время нам не раз доводилось слышать, что Матильда Кшесинская была некрасивой. И с этим утверждением мы никак не можем согласиться. Возможно, она не обладала эталонной красотой. Впрочем, рассматривая её фотографии, хочется сказать, что она была очень хороша. Но куда более важно, что от природы он была наделена изяществом и грациозностью, а своим шармом и врождённым эротизмом она буквально завораживала мужчин. Хотите убедиться в этом? Приходите в музей, посмотрите на её фотографии, проникнитесь духом её дома, полистайте документы. Обязательно возьмите аудиогид, тогда история развернётся для вас более полно.

Первую часть нашего рассказа о музее вы можете найти тут.


Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4. Вход с Кронверкского проспекта. Проезд до ст. метро Горьковская (10 мин пешком). Карта тут.
Время работы: Пн, вт, сб, вс - с 10.00 до 18.00, касса работает до 17.00.
В среду и пятницу с 10.00 до 20.00, касса работает до 19:00.
Выходной день - четверг.
Каждый последний понедельник месяца - санитарный день.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 30 руб.
Дети до 18 лет и пенсионеры (при предъявлении пенсионного удостоверения) - бесплатно.
Больше о льготах тут.
Услуга по предоставлению аудиогида/аудиопена - 200 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музеи Петербурга” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com