?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы возвращаемся к нашему рассказу об экспозиции удивительного Российского государственного музея Арктики и Антарктики, находящегося в Санкт-Петербурге. И сегодня мы пройдемся по залам, рассказывающим об истории освоения Северного морского пути.

В витринах музея вы сможете увидеть уникальные археологичесике находки. Это предметы русской-промысловой экспедиции начала XVI века. «В 1940—1941 годах на Таймыре работала комплексная зимовочная Восточно-Таймырская экспедиция Гидрографического управления Главсевморпути под руководством опытного полярника Косого. 14 сентября 1940 года с борта гидрографического судна «Норд» на северном острове Фаддея высадилась топографическая партия Линника. Производя рекогносцировку при постройке триангуляционного пункта, сотрудники партии обнаружили торчащие из земли медные котлы. Неожиданная находка заставила их тщательно осмотреть все вокруг. Среди камней они нашли старинный топор, ножницы, бусины, колокольчик, сгнившие свертки мехов.»
Деревянко Анатолий Пантелеевич - Ожившие древности

Шахматные фигуры из кости, принадлежавшие русской промысловой экспедиции.

«Исследования на острове Фаддея и в заливе Симса позволяют также ответить на вопрос, откуда шли русские промышленники… На севере Якутии в то время, следовательно, еще не существовало таких центров, откуда могли бы выйти в далекий путь на запад русские мореплаватели-промышленники. К востоку от Енисея в начале XVII века лежали одни только неведомые и неиспользовавшиеся безграничные девственные леса и тундры, заселенные воинственными племенами, о которых ходили разные фантастические рассказы. Промышленники наверняка шли с запада на восток. В пользу такого вывода свидетельствует и вся историческая обстановка начала XVII века. Если восток был совсем лишен русского населения или только начинал осваиваться русскими, то к западу от Енисея за Полярным кругом уже давно существовал крупный экономический центр, на который опиралась хозяйственная, политическая и культурная жизнь русских на Крайнем Севере. Это была Мангазея.»
Деревянко Анатолий Пантелеевич - Ожившие древности

Диорама «Мангазея».

Мангазея — первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки. В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из сотни стрельцов и служилых казаков. В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из сотни стрельцов и служилых казаков. В 1608 году в Мангазею регулярно доставлялся уже ясак не только местными племенами — самоедами (ненцами) и остяко-самоедами (селькупами) — но и проживавшими значительно южнее енисейскими остяками (кетами) и тунгусами (эвенками). в 1620 году — в начале правления Михаила Фёдоровича Романова — плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено.Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада, делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80—100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.

Диорама «Мангазея».

В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками. Мангазея ведала всеми «тазовскими и нижнеенисейскими инородцами» — главным образом ненцами и селькупами — которые уплачивали наложенный на них «государев ясак» пушниной в казну «Большого Белого Царя», который, в свою очередь, обязался защищать местные племена и народы от воинственных соседей и разрешать внутриплеменные споры и конфликты. О богатстве города ходили легенды, за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая»; это был чрезвычайно богатый торгово-купеческий город, где товары и золото находились в большом по объёму и быстром по времени осуществления сделок торговом обороте, приносившим баснословные прибыли. Только за период 1630-1637 годов — время для Мангазеи далеко не лучшее — отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей.
Доска с графическим рисунком коча. Находка 1968-1973 годов на городище Мангазеи.

После пожара 1619 года и ввиду неимоверных трудностей по доставке в город провианта и прочих запасов, а также вследствие уменьшения поголовья пушных зверей в Тазовском крае и основания Туруханска и Енисейска, влияние Мангазеи стало уменьшаться. В 1672 году вышел официальный указ царя Алексея Михайловича об упразднении города. Окончательно Мангазея была оставлена в 1677 году, а её гарнизон был переведён на Енисей — в Туруханское зимовье.

Коч Семена Дежнева в Чукотском море 1648 год.

Коч — русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное, XI—XIX веков.

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В 1968—1970 годах, затем — в 1973 году здесь проводились археологические исследования под руководством профессора, доктора исторических наук М. И. Белова.

Еще одна страница исследования Арктики, которую открывает музей – это пропавшие экспедиции. К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции - Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова- считались пропавшими без вести.

Георгий Львович Брусилов.

В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна» с целью прохода Северным морским путём Г.Л. Брусилов. Осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова после апреля 1914 года неизвестна. 27 сентября (10 октября) 1912 года стал последним днём, когда шхуна двигалась самостоятельно. Она оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45', и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.

Альбанов Валериан Иванович.

10 (23) апреля 1914 года штурман Альбанов покинул шхуну вместе с частью экипажа, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, всё оборудование и снаряжение пешей группы — сани, байдарки, меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми, не имевшими опыта полярных переходов, в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров. В результате дрейфа льдов, с момента оставления «Святой Анны» полярники прошли более четырёхсот километров за почти три месяца. На протяжении перехода почти все они погибли. 20 июля шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова), под командованием Н. М. Сахарова, спасла Альбанова и матроса А. Конрада — единственных выживших участников экспедиции Брусилова.

Конрад Александр Эдуардович.

В дальнейшем штурман Альбанов с ноября 1914 года работал в должности второго помощника на ледорезе «Канада», а с середины 1916 года — капитаном портового ледокола в Архангельске. Отсутствие вестей о «Святой Анне» в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы.В 1919 году Альбанов обратился к Верховному правителю России А. В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий. В 1919 году Альбанов, видимо, возвращаясь от Колчака, погиб в районе железнодорожной станции Ачинск.

Матрос Конрад после возвращения из экспедиции был призван в армию и до конца Первой мировой войны служил рядовым стрелкового полка. Вернулся в Петроград, но весной 1918 года вновь был мобилизован, уже в Красную армию. Участвовал в боях Гражданской войны. В 1923 году демобилизовался, устроился кочегаром в Балтийское морское пароходство. Конраду — единственному из участников плавания на «Святой Анне» — довелось совершить сквозное плавание по Северному морскому пути. 27 мая 1940 года Конрад больным уехал в отпуск в Ленинград и через несколько дней умер от плеврита в возрасте 50 лет.

Предметы участников экспедиции на шхуне «Святая Анна» в 1912-1914 гг. (Личные документы штурмана Альбанова(копия), портсигар из бересты и дневник матроса А.Э. Конрада.

Дневник Конрада, который он по настоянию Е. А. Жданко (медик экспедиции) вёл в экспедиции на «Святой Анне», ныне хранится в «Музее Арктики и Антарктики». Дневник был издан после смерти Конрада как приложение к книге Альбанова.

Фрагмент. Древко флага, который Г.Я. Седов собирался водрузить на Северном полюсе.

27 августа 1912 года «Святой мученик Фока» вышел из Архангельска. Так началась экспедиция к Северному полюсу Г.Я. Седова. Увы, достичь этой точки кораблю не удалось, как не удалось и вернуться из экспедиции ее начальнику. 15 сентября 1912 года корабль встретил непроходимые льды и не смог достигнуть Земли Франца-Иосифа. Экспедиция остановилось на зимовку на Новой Земле. 21 июня 1913 года капитан Захаров и четыре члена экипажа были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. Группа Захарова достигла Архангельска в полном составе. 3 сентября 1913 года шхуна освободилась ото льда и подошла к мысу Флора острова Нортбрук (Земля Франца-Иосифа) к базе Джексона. 2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках вышли из бухты Тихой к полюсу. По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914 года в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» — за счёт капитана парохода. Эти две экспедиции и их руководители стали пробразом романа Вениамина Каверина «Два капитана».

Владимир Александрович Русанов.

Еще одной пропавшей экспедицией руководил В.А. Русанов. 9 июля 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане под командованием капитана А. С. Кучина, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были иные намерения. К началу августа экспедиция закончила выполнением официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. В дальнейшем Русанов пошел на Новую Землю. 18 августа в Маточкином Шаре он оставил для отправки на материк телеграмму, она стала последним сообщением с «Геркулеса».

Деревянный столб надписью «Геркулес 1913».

В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чухчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе». После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А. С. Чухчина и серебряные часы с инициалами В. Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.
«Перед Россией сейчас встала беспримерно великая историческая задача. Если эта задача будет решена, если мы найдем выход сотням миллионов пудов сибирских товаров самым дешевым северным морским путем, то мы тем самым завоюем мировой рынок. Это бескровное, чисто экономическое завоевание неизмеримо важнее самой блестящей военной победы»
В.А. Русанов.

Эти экспедиции не вернулись, но цель, которую они ставили перед собой, была величайшей - освоение Арктики. И имена их участников достойны того, чтобы остаться в истории.

В следующем рассказе вас ждут новые экспедиции, трагедии и победы уже нового государства. И конечно рассказы о героях Севера ведь первыми звания Герой Советского Союза получили летчики, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», который отрабатывал схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.

И обязательно приходите в музей, чтобы увидеть всё собственными галазами. Чтобы лично "соприкоснуться" с величайшими подвигами наших соотечественников.


Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Марата, 24а. Проезд до ст. метро Владимирская, Маяковская.
Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 — 18.00 (касса работает до 17.30)
Понедельник выходной день.
В последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
Цена билета: взрослый - 300 руб., льготный - от 80 до 225 руб. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Маяк_Парнаса_путешествует” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com