?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во время нашего пребывания в Санкт-Петербурге нам посчастливилось побывать в одном из самых удивительных музеев этого города. Ведь корабль-музей достаточно редкая экспозиция. И вот мы на борту знаменитейшего ледокола «Красин», филиале музея Мирового океана. В этом году это легендарное судно празднует свой 100-летний юбилей.

В 1916 г. в Англии, в Ньюкасле, по заказу правительства Российской империи началось строительство ледокола «Святогор». Прототипом для «Святогора» стал «Ермак» (1898 г.) – первый в мире мощный арктический ледокол, основные проектные решения которого были разработаны вице-адмиралом С.О. Макаровым. Для обеспечения прочности корпуса был предусмотрен ледовый пояс шириной более 3-х метров и толщиной 32 мм.


Корпус судна был разделен переборками на 11 отсеков. Его полное водоизмещение составляло свыше 10620 т, наибольшая длина 98,53 м, ширина 21,64 м. Мощность машин на валу – 10 тыс. л.с., скорость хода – 15 узлов.

Фотография паровой машины ледокола «Святогор»

31 марта 1917 года на ледоколе «Святогор» был поднят флаг вспомогательных судов Императорского флота. Этот день считается днем рождения корабля. Летом 1918 года в России начался период англо-французской интервенции, корабли англичан подошли к Архангельску.

Для того, чтобы преградить им путь, было принято решение затопить «Святогор» в устье Северной Двины. Тем не менее, английские войска вошли в Архангельск и подняли ледокол со дна реки. В 1919-1921 гг. корабль с именем «HMS Sviatogor» ходил под английским флагом.
Вид на набережную с борта «Красина»

В 1920 году во льдах Карского моря был затерт ледокольный пароход «Соловей Будимирович» (85 человек на борту). Советское правительство обратилось к Великобритании с просьбой сдать самый мощный в мире ледокол «Святогор» в аренду. Посредником выступил норвежский дипломат и полярный исследователь Фритьоф Нансен. «Святогор» вошел в Арктические воды под командованием знаменитого норвежца Отто Свердрупа. Экспедиция увенчалась успехом.

В 1921 году британское Адмиралтейство обратилось к советскому торговому представителю в Лондоне Л.Б. Красину с предложением купить «Святогор». Стоимость постройки судна составляла 375000 фунтов стерлингов, а царские правительство успело заплатить 300000. В 1922 г. благодаря успешным переговорам, проведенным при участии советского полпреда в Великобритании Л. Б. Красина, «Святогор» был возвращен в Россию. В 1927 году после смерти советского дипломата, ледокол «Святогор» был переименован в «Красин».


1928 г. – спасение участников экспедиции У. Нобиле и германского пассажирского лайнера «Монте-Сервантес». Трагически окончившаяся экспедиция унесла жизни 17 человек: 8 участников экспедиции и 9 спасателей. Норвегия потеряла выдающегося полярного исследователя, покорителя двух полюсов Р. Амудсена. Швеция была потрясена гибелью всемирно известного ученого Ф. Мальгрена. Франция потеряла летчиков, пытавшихся помочь погибающим: Гильбо, Дидриксена, дю Кювервиля, Валета и Брази. Италия – летчиков Пенцо, Крозио и Като.

Спасательная операция 1928 года явилась генеральной проверкой возможностей совместной работы ледокола и самолета. Полеты Б.Г. Чухновского и М.С. Бабушкина в высоких широтах, их взлеты и посадки на дрейфующие льды убедительно показали блестящее будущее полярной авиации.

Пароход «Монте-Сервантес».

На завершающем этапе спасения экспедиции У. Нобиле ледокол принял участие в спасении корабля «Монте-Сервантес». К «Монте-Сервантесу» быстро подошёл «Красин». Поскольку на «Красине» были водолазы, они провели осмотр, выявили пробоину и залатали лайнер.
«Красин» у борта «Монте-Сервантеса» после окончания ремонта. Август. 1928 г.

Тем не менее течь продолжалась, и выяснилось, что с другой стороны тоже есть пробоина. Заделали и её, использовав уже свой металл, разобрав палубу в машинном отделении, после чего отбуксировали судно в Гамбург. Таким образом, помимо спасения полярной экспедиции Умберто Нобиле «Красин» спас ещё 1,5 тысячи человек на большом пассажирском лайнере «Монте-Сервантес».

После этих событий ледокол «Красин» совершил ещё две кругосветные экспедиции. Не каждое судно может похвастаться хотя бы одной кругосветкой, а «Красин» сделал это дважды — в 1934 и 1941 годах.


1932 г. – вывод из льдов Печорского моря оставшегося без угля ледокола «Ленин».
1934 г. – участие в операции по спасению экипажа «Челюскин».

1937 г. – участие в поисках самолета С.А. Леваневского с экипажем из шести человек, совершавшего перелет по маршруту Москва – Северный полюс – США.
1938 г. – спасение деревянной шхуны «Ост» в Восточно-Сибирском море.

1939 г. – помощь экипажам аварийных теплоходов «Акоп Акопян» (поломка румпеля) и «Галя Комлева» (выход из строя главного двигателя).

Спуск самолета «ЮГ-1» с борта «Красина».

Вскоре после начала войны правительство Соединённых Штатов Америки обратилось к Совесткому правительству с просьбой о предоставлении ледокола «Красин» в аренду. Ледокол требовался для высадки американского десанта в Гренландии, где немцы организовали ряд баз и метеорологических станций.

4 ноября 1941 года ледокол отправился из Владивосток в Сиэтл. В январе 1942 года «Красин» прибыл в Балтимор, где на него было поставлено вооружение (кормовая трехдйюмовая пушка и десять пулеметов), а 3 марта в составе конвоя HX-7777 вышел в Великобританию.

12 января 1942 года – приход в Балтимор (США). Установка кормовой трехдюймовой пушки, 10 пулеметов. В марте 1942 года произошло усиление вооружения ледокола. Было установлено еще три трехдюймовых пушки и 7 скорострельных автоматических пушек системы «Эрликон».

17 марта судно отшвартовалось в Глазго. Здесь начался второй этап вооружения корабля. С 26 апреля по 3 мая ледокол совершил переход в СССР в составе конвоя PQ-15. В течении нескольких дней конвой атаковала немецкая авиация. 3 мая «Красин» отражал особенно сильный авианалет противника.

В августе 1942 года, когда германское командование предприняло операцию «Wunderland» («Страна чудес»), «Красин» при участии ледокола «Ленин» успешно вывел в море Лаптевых караван из девяти судов. Согласно плану кампании немецкое командование отправляет в Карское море линкор «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок. Когда «Адмирал Шеер» оказался в Карском море, ледокол «Красин» как раз проводил караван транспортных судов с Диксона в восточный сектор Арктики.

Встреча этого каравана с «Адмиралом Шеером» не состоялась. Причиной этому послужило то, что немецкий линкор наткнулся на небольшой ледокольный пароход «Александр Сибиряков». «Сибиряков» сразу подал сигнал о том, что видит неприятеля, и местоположение линкора было рассекречено. «Шеер» тут же ответил оружейными выстрелами и достаточно быстро потопил «Сибирякова».

Тем не менее стало понятно, что в Карском море находится большой неприятельский корабль. Ледокол «Красин» увёл караван судов в тяжёлые льды и таким образом спас его. «Шеер» с подводными лодками ушёл из Карского моря, не осуществив задуманного. А «Красин» дождался каравана военных судов, провёл его через пролив Вилькитского, после чего караван благополучно достиг цели назначения.

В послевоенное время, до начала 50-х годов, «Красин» работал на трассе Севморпути без существенных перестроек и модернизации. К этому времени стала ощущаться острая нехватка арктических линейных ледоколов. Отечественные судостроительные заводы были загружены заказами ВМФ, а иностранные верфи в условиях «холодной войны» не могли выполнить заказы Советского государства. В создавшейся ситуации было решено пойти на капитальный ремонт ледокола в ГДР.

Для «Красина» это означало «второе рождение», ведь речь шла почти о полной реконструкции корабля. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку и сделали вырез для буксировки судов вплотную.
Ключи для винто-рулевой группы Spanner.

Было принято решение также модифицировать интерьер: многоместные кубрики превратились в комфортабельные каюты. По окончании доковых работ на верфях «Матиас-Тезен» в Висмаре заменили также паровые котлы. Ледокол перешел с твердого вида топлива – угля – на современный флотский мазут.

После длительного ремонта и реконструкции в 1960 году ледокол «Красин» вновь вступил в строй и сразу же был направлен на проводку судов о трассе Севпорпути, где проработал более 10 лет. В октябре 1971 года ледокол вернулся из своей последней арктической навигации. Он проработал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года.

В 1972 году ветеран ледокольного фота «Красин» был передан в Министерство геологии СССР. После очередной модернизации он превратился из ледокола в научно-исследовательское судно. В новом качестве «Красин» работал в Баренцевом, Гренландском морях и на Шпицбергене. В конце 1980-х годов судно было выведено из эксплуатации.

В 2004 году после многочисленных переговоров было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея Мирового океана Министерства культуры Российской Федерации, который обладает опытом сохранения исторических судов.


Теперь тут может побывать любой желающий. Всего то и нужно приобрести билет, и в составе экскурсионной группы вы сможетесь пройтись по внутренним помещениям, узнать о том, в каких условиях жил капитан и матросы, прикоснуться ко многим приборам и полюбоваться видами города с борта ледокола.





Адрес: наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия. Проезд до ст. метро Василеостровская, Садовая, Сенная площадь, Спасская. Подробнее тут.
Время работы: среда - воскресенье с 11:00 до 18:00. Касса работает до 17:00
понедельник, вторник - выходные дни.
Последняя среда месяца - санитарный день.
Начало обзорных экскурсий с 11:00 и каждый следующий час.
Цена билета: взрослый - 400/500 руб, льготный - 200 руб.Подробнее тут. Экскурсия входит в стоимость билета.
Любительская фото- и видеосъёмка - бесплатно.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музеи Петербурга” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Oct. 14th, 2017 03:29 pm (UTC)
Интересно, с любопытством прочитал о его истории)
mayak_parnasa
Oct. 15th, 2017 01:28 pm (UTC)
Чуть позже напишем ещё немного про него.)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com