?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Клюндер. Графика». Экспозиция открывает широкой публике имя «забытого» живописца, создавшего широкую портретную галерею столичного общества николаевской России, современников А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
А.С. Пушкин. 1837. И.И. Клюндер с оригинала О.А. Кипренского и гравюры Н.И. Уткина. Литография.

Литографированный портрет А.С. Пушкина был создан через три дня после его смерти.

Александр Иванович Клюндер (1802-1874/75) не относился к числу самых лучших портретистов XIX века, чей талант и авторитет обеспечили прижизненную славу и посмертную известность как им самим, так и запечатленным на их портретах людям. И хотя был художник для своего времени вполне востребованным, удостоенным звания академика и чести писать портреты членов императорской фамилии, в истории русского искусства XIX века его имя сохранилось, возможно, благодаря тому факту, что ему дважды позировал поэт Михаил Лермонтов...
М.Г. Хомутов. 1839. Картон, акварель.

Хомутов Михаил Григорьевич с 23 сентября 1833 года назначен командиром лейб-гвардии Гусаркого полка. По единодушным отзывам офицеров пользовался уважением и любовью своих подчиненных. Наглядным примером такого отношения являются преподнесенные ему в подарок на прощальном обеде портреты лейб-гусарских офицеров.
Изображен в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка со знаками и лентой ордена Св. Анны 1 степени, с орденами Св. Станислава 1 степени, Св. Владимира 3 степени, Св. Георгия 4 степени, знаком отличия за XX беспорочной службы, серебряными медалями «В память Отечественной войны 1812 года», «За взятие Парижа», «За турецкую кампанию 1828-1829».

А.И. Клюндер как художник более всего известен натурными портретами М.Ю. Лермонтова и его сослуживцев – офицеров лейб-гвардии Гусарского полка. Эти изображения составляют основную часть экспозиции.

Портреты, представленные на выставке происходят из четырех известных коллекций. Самая большая – генерала М.Г. Хомутова, она была заказана и преподнесена генералу в дар от офицеров полка. Второе собрание портретов принадлежало офицеру полка Б.Д. Бакаеву . Изображения из его коллекции в основном являются авторскими повторениями выполненными А.И. Клюндером в 1838-1839 годах. Третье собрание принадлежало офицеру того же полка А.Л. Потапову. Известно, что существовало четвертая коллекция владельцем которй был князь В.А. Меньшиков. Ее состав и местонахождение неизвестно.
М.Ю. Лермонтов. 1838. Бумага, акварель.

Лермонтов изображен в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка с эполетами корнета образца 1827 года. В 1834 году Михаил Юрьевич выпустился из школы прапорщиков и стал проходить службу в лейб-гвардии Гусарском полку.

О, скоро ль мне придется снова
Сидеть среди кружка родного
С бокалом влаги золотой
При звуках песни полковой!
И скоро ль ментиков червонных
Приветный блеск увижу я,
В тот серый час, когда заря
На строй гусаров полусонных
И на бивак их у леска
Бросает луч исподтишка!
Тамбовская казначейша. 1838. М.Ю. Лермонтов.

В декабре 1839 года А.И. Клюндер представил свои работы в Академию художеств, тогда же получил задание выполнить акварельный портрет художника А.П. Брюллова. Этот портрет созданный Клюндером в 1840 году один из лучших в творчестве художника сегодня принадлежит Государственному музею А.С. Пушкина и представлен на выставке.
А.П. Брюллов. 1840. Картон бристольский, акварель, карандаш, лак.

15 декабря 1839 года на заседании совета Академии Художеств рассматривалось прошение «свободного художника Клиндера… о задаче ему программы на звание академика». Решением совета «определено: признав назначенным, задать на звание академика следующую программу: написать портрет господина профессора А.П. Брюллова цельную фигуру акварелью; величина предоставляется на произвол, о чем ему и объявить».

На портрете А.П. Брюллов изображен в мундирном фраке академии со знаком ордена Св. Владимира 3-й степени. На столе – чертежи архитектурного проекта, ставшего самым известным в творческой биографии А.П. Брюллова, здания Пулковской обсерватории.

Еще один портрет лейб-гвардейца, который стал известен благодаря М.Ю. Лермонтову мы хотим показать вам сейчас.
А.А. Столыпин (Монго). 1838. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.

Столыпин Алексей Аркадьевич двоюродный дядя и друг Лермонтова. В кругу друзей получил прозвище «Монго». В 1837 году отправился на Кавказ для участия в экспедициях против горцев. 20 мая 1841 года приехал в Пятигорск, где жил вместе с М.Ю. Лермонтовым, был негласным секундантом на дуэли поэта. Изображен в офицерском доломане лейб-гвардии Гусарского полка с казачьей буркой накинутой на левое плечо, очевидно в память о военной жизни на Кавказе.

Монго — повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.
Породы английской он был —
Флегматик с бурыми усами,
Собак и портер он любил,
Не занимался он чинами,
Ходил немытый целый день,
Носил фуражку набекрень;
Имел он гадкую посадку:
Неловко гнулся наперед,
И не тянул ноги он в пятку,
Как должен каждый патриот.
Монго. 1836. М.Ю. Лермонтов.
Император Николай I. 1837. Картон, акварель, белила, лак.

В конце 1840-х годов Клюндер по заказу кабинета его Императорского Величества неоднократно выполнял портреты императора, императрицы, великих князей Николая, Михаила, в том числе миниатюрные.
Унтер-офицеры лейб-гвардии Гусарского полка. 1838. Акварель, бумага, карандаш.

Также в конце 1840-х годов академик А.И. Клюндер написал миниатюрные портреты всех офицеров Кавалергардского и лейб-гвардии Кирасирского полков. К сожалению, судьба этих портретов неизвестна. Вероятно, они находились в собственности изображенных, и поэтому рассеялись по миру.
Князь Э.А. Белосельский-Белозерский. 1839. Бумага, акварель.

Эспер Александрович командовал одним из дивизионов лейб-гвардии Гусаркого полка, состоявшего из двух эскадронов, и неоднократно удостаивался высочайшего блоговоления за исправную службу. С годами князь утратил пышную шевелюру, что позволило великому князю Михаилу Павловичу, командовавшему Гвардейским корпусом, ехидно заметить, что « у него голова, как вытертая енотовая шуба». 8 сентября 1843 года за отличие по службе произведен в генерал-майоры с зачислением по кавалерии. Изображен в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка с золотыми адъютантскими эполетами и аксельбантом.

В начале 1850-х годов художник принял участие в подготовке уникального издания под редакцией А.В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» ставшего библиографической редкостью».
Портрет трех нижних чинов лейб-гвардии Гусарского полка. 1838. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.

В 1851 году к 25-летию шефства императрицы Александры Федоровны над Кавалергардским полком была издана «история кавалергардов» и альбом с литографическими рисунками и портретами офицеров. Из 31 портрета, вошедших в издание, два выполнены по акварелям А.И. Клюндера.
Портрет неизвестной в черном платье с белыми рукавами-буфами. 1836. Бристольский картон, акварель, лак.

Поговаривают, что А.И. Клюндер не считался большим мастером по женским портретам. Якобы, он хотел писать портрет Натальи Гончаровой, но не был удостоен этой чести. Однако на выставке представлен женский портрет его руки. Насколько он хорош судить вам.

Есть на этой выставке и работа другого художника. Как известно Михаил Юрьевич Лермонтов был не только поэтом. И в одном из залов представляется возможность увидеть полотно его работы. Кстати посвященное лейб-гусарам.
М.Ю. Лермонтов. Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. 1837. Холст, масло.

Это батальное полотно М.Ю. Лермонтов создал под впечатлением рассказов своих однополчан о знаменитой атаке лейб-гусар под Варшавой, где им удалось одержать верх над тремя полками польской кавалерии. Полковой историк К.Н. Манзей писал: «Отличное состояние полка, свежесть лошадей и желание каждого гусара скорее сразиться с неприятелем были причиною, что ни что не могло устоять стремительности блистательной атаки лейб-гусар. Польские полки были смяты в одно мгновение и отброшены один на другой. Не дав им опомниться, полковой командир вторично ударил на них всем полком, привел их в окончательное расстройство и с ожесточением преследовал сквозь неприятельсие укрепления, не обращая внимания на перекрестный картечный огонь. Почти целый час продолжался этот бой, который действительно может называться молодецким. Потеря полка убитыми была значительна, зато слава геройского подвига лейб-гусар под Варшавой останется навсегда незабвенною».

Фрагмент. М.Ю. Лермонтов. Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. 1837. Холст, масло.

В рукописных материалах В.Х. Хохрякова есть следующая запись: «Лермонтов написал масляными красками картину, долго писал ее (хотел изобразить как лейб-гусарский полк вскочив в одни ворота Варшавы — выскочил в другие — из молодечества потеряв треть людей), поднес к камину сушить. Святослав Афанасьевич <Раевский> не успел предостеречь его, картина истрескалась, Лермонтов снова принялся за нее».

Дорогие друзья приходите на выставку и перед вами откроется, не только акварели забытого художника, но мир гвардии времен А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Благодаря прекрасному описанию, вы многое узнаете о людях, которые служили в этом полку, о форме и орденах изображенных на акварелях. Не пропустите эту замечательную выставку. Отсюда можно вынести массу впечатлений, знаний, положительных эмоций. Она понравится и любителям графики, и знатокам истории, и ценителям военной формы и наград.


Выставка продлится до 03 декабря 2017 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “актуальные выставки” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com