?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка "Пламень и нега Востока", которая раскрывает историческое своеобразие и художественные особенности одного из направлений ориентализма — тюркери (фр. turquerie). В экспозиции представлены более 500 редких экспонатов из 25 собраний ведущих российских музеев, библиотек и частных коллекций. Значительная часть произведений демонстрируется впервые.
Кружка. Завод Ф. Гарднера, с. Вербилки Московской губернии.
Вторая половина XVIII в. Фарфор.

В отличие от чисто декоративного и развлекательного европейского варианта, русский «восточный вкус» в его турецкой версии приобретает немного другой окрас, вследствие длительных и непростых отношений с Османской империей. На выставке вы увидите картины, оружие, великолепную посуду, украшения, предметы быта и многое другое. Вы попадёте в волшебный мир Востока, увидите его таким, каким он был, а также, каким видели его в России.
Турецкий чрезвычайный посол в России Абдуль-Керим эфенди, бейлербей Румелии.
Неизвестный художник. Конец XVIII в. Хост, масло
.

Абдуль-Керим эфенди – глава многочисленного и пышного турецкого посольства, состоявший генерал-губернатором Румелии (европейской части османской империи), прибыл в Россию в октябре 1775 года и принял участие в мирные переговорах в Москве. Прием турецкого посла императрице Екатериной II состоялся в Грановитой палате 10 октября 1775 года. Во время приема царице были поднесены подарки: знаменитые турецкие шали, пахучие эссенции и прочее. А прежде в Кремль были приведены великолепные лошади в богатой сбруе.
Комплект турецкой сбруи. Между 1703-1730 гг.

С середины XVII столетия много драгоценного конского убранства привозилось из Османской империи к русскому двору. На подобных комплектах турецкого происхождения можно встретить характерные волнистые линии (пробы металла) и клейма (тугры) с именем султана Османской империи, которые ставились на золотых и серебряных изделиях. Данный комплект происходит из собрания екатерининского вельможи Н.Б. Юсупова.
Бунчук мусульманский 1701-1829 гг.

А вот эти предметы не очень-то хотели попадать в Россию. Ведь это аналоги наших знамен и за захват такого бунчука полагалась награда. Перед османским пашой, который выполнял обязанности визиря, то есть министра султана, носили бунчук, на конце которого были три конских хвоста (таким образом, визирь имел титул трёхбунчужного паши). Однобунчужный паша (бригадир) соответствовал генерал-майору армии Российской империи (чин IV класса «Табели о рангах» 1722 года), двухбунчужный (ферик, дивизионный командир) — генерал-лейтенанту (III класс), трёхбунчужный (мушир) — генерал-аншефу (II класс). Перед самим султаном несли бунчук с семью хвостами.

Кто в бою своеручно отнимет неприятельское знамя или штандарт, или своеручно же исторгнет наше знамя или штандарт, неприятелем захваченные; или кто в сражении с Турками, коих значки за знамена не почитаются, своеручно отнимет бунчук 3-х бунчужного, или 2-х бунчужного Паши, или знамя в регулярных Азийских войсках, и взятые знамя, штандарт или бунчук доставит в распоряжение своего Начальства.
Статут ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия от 1833 г.
Тарелка десертная из «Великолепного сервиза» с изображением карт и планов крепостей и сражений русско-турецкой войны 1770-1771 годов. Берлинская королевская мануфактура. 1776. Фарфор; роспись надглазурная, позолота.

Сабля в ножнах. Мастер: Магомет сын Аллюлы. Османская империя, Турция. Конец XVIII – начало XIX в.
Сталь, дерево, кожа, серебро, рог; ковка, золочение, насечка, гравировка, тиснение.

Принадлежала императору Александру I. Куплена в Стамбуле в 1806 году.
Турецкие монеты. Серебро, бронза; чеканка.

На монетах можно увидеть тугры султанов Османской империи. Тугра — персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погружённой в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле — получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи.
Европейское и турецкое оружие.

Трезубец. Ближний Восток, Османская империя(?). Вторая половина XVIII-XIX вв. (?).
Сталь, ковка, гравировка, насечка, пайка.

Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года. Я. Суходольский. 1839 г.

В ходе русско-турецкой войны 1828—1829 года в августе 1828 года у стен Ахалцихе произошло сражение между русскими войсками под командованием генерала И. Ф. Паскевича (9 тыс. чел.) и 30-тысячной турецкой армией под общим командованием Киос-Магомет-паши. Турецкие войска были разбиты и отступили, после чего крепость была занята русскими войсками. В 1829 году по итогам Адрианопольского мира крепость Ахалцихе была присоединена к Российской империи.
Фрагмент. Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года. Я. Суходольский. 1839 г.

На этой выставке можно увидеть портрет из Гатчины прославленного русского полководца, который много понимал в отношениях с турками. Кстати, это не единственный портрет приехавший в гости в столицу этой осенью. Ещё один можно увидеть в Толстовском центре на Пятницкой на выставке "От Александра I до Александра III — эпоха Льва Толстого".
Генерал-фельдмаршал граф А.В. Суворов-Рымникский.
Неизвестный художник. Конец XVIII в. Холст, масло.

Штурм Измаила 11 декабря 1790 года. Неизвестный художник. Россия.
Первая четверть XIX века. Холст, масло
.

В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов был предпринят штурм неприступной турецкой крепости по приказу главнокомандующего Екатеринославской армией генерал-феьдмаршала Г.А. Потемкина. Командовал войсками генерал-аншеф А.В. Суворов. В течение шести дней вел подготовку к штурму. После двухдневного артиллерийского обстрела 11 декабря 1790 года в 5 часов 30 минут утра начался штурм крепости. К 8 часам утра все укрепления были заняты русскими войсками, но ожесточенный бой на улицах города продолжался до 16 часов. Комендантом крепости был назначен генерал М.И. Голенищев-Кутузов. Представленная на выставке картина великолепно передаёт напряжённость и кровавость боя.
Замок и ключи от крепости Кистенжи (Кюстенжи). Россия, 1829. Металл, лента.

Прекрасные отношения с Османской империи были не только на суше, но и на море. 10 июня — 6 октября 1827 года, командуя кораблём «Азов» М.П. Лазарев, совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
Адмирал М.П. Лазарев. Л.Д. Блинов. Копия с картины А.П. Брюллова.
Вторая четверть XIX в. Хост, масло.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест ордена Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
Носовое украшение 84-пушечного корабля «Султан Махмуд».
Неизвестный скульптор, 1836. Дерево, резьба.

В 1833 году император Николай I откликнулся на просьбу султана о вооруженной помощи России во время его безуспешной войны с его вассалом –Мухаммедом-Али, пашой Египта. На выручку султана пришел Черноморский флот: эскадра под командованием М.П. Лазарева прибыла в Константинополь. В марте апреле 1833 года в Константинополь пришло еще две эскадры с 10-тысячным десантом. В награду за действенную помощь Порта заключила с Россией в июне 1833 года новый союзный Ункяр-Искелесийский договор, подтверждавший Андриапольский трактат и обязывавший стороны приходить друг другу на помощь в случае войны. Во время очередного конфликта между османской империей и Египтом в 1839-1841 годах Николай I счел за благо отказаться от этого договора. А в 1850 годах была уже другая война и другие договоры.
Медаль по модели Ф.П. Толстого.

Если медали по моделям Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 года общеизвестны, то серия медалей посвященная войнам с Турцией экспонируется значительно реже. И выставка предлагает познакомиться с этими великолепными работами медальерного искусства.

Россия знакомилась с новой для нее культурой и искусством не только в ходе военных кампаний, но и благодаря художникам, входящим в состав дипломатических миссий. На основе зарисовок Ивана Данилова и Григория Сергеева во время их пребывания в Турции в составе посольств князя Николая Репнина в 1775 году и Михаила Кутузова в 1793 году были созданы гравюры, на которых был запечатлен образ неведомой прежде земли.
Аккерман. Вид на крепость. М.М. Иванов. 1790-е. Бумага; акварель, графитный карандаш

Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Иванов находился при Дунайской армии Потемкина. В бессарабской крепости Аккерман он побывал в период между 1789 годом (ее взятие русскими войсками) и маем 1791 года (возврат туркам по Ясскому мирному договору). Позже в 1790-е годы он выполнил ряд акварелей с видом крепости со стороны Днестровского лимана для тематических альбомов.
Н.Г. Черенцов. Фрагмент. Крым. Вид. Гаспры. Холст, масло.

В 1833-1836 годах Н.Г. Чернецов жил и работал в Крыму по приглашению генерал-губернатора Новороссийского и Бессарабского графа М.С. Воронцова. За время пребывания в Тавриде художник написал более трехсот рисунков и несколько картин. В 1834 году мастером был исполнен натурный рисунок «Дом князя А.Н. Голицина в Гаспре», на основе которого позже он написал рассматриваемую картину. Усадьба, расположенная в татарской деревне Гаспра близ Мисхора была построена в псевдоготическом стиле в 1831-1836 годах. На момент создания рисунка еще не была завершена разбивка парка. Возможно, поэтому Чернецов погружает окружающий ландшафт в ночные сумерки, лишая его четких очертаний. Однако, какой это придаёт таинственности!

Дорогие друзья приходите на выставку в Царицынский дворец, где перед вами развернутся картины прошлого и прекрасные произведения искусства. На ваших глазах словно вновь повторятся исторические события с беспокойным соседом, а перед взором вашим раскинутся прекрасные виды Крыма и Константинополя. Все здесь переплетется: обаяние и нега Востока с пламенем и кровью войн, хитрость дипломатических переговоров и очарование путешествий в неизведанный и притягательный мир Османской империи.



Выставка продлится до 14 января 2018 года. Хлебный дом.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослый - 350 руб, льготный - 100 руб;
Единый билет в Малый дворец и Оперный дом: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб;
Комплексный билет в оранжереи: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 680 руб, льготный - 270 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Nov. 1st, 2017 09:53 pm (UTC)
Портрет Суворова восхитил, никогда не видел именно этот! Надо идти!)
mayak_parnasa
Nov. 1st, 2017 11:32 pm (UTC)
Обязательно надо идти. Там ещё столько всего восхитительного, на что стоит взглянуть. Даже Айвазовского привезли. Картины удивительные просто, а какие гравюры!! Слов нет!)
g_rybins
Nov. 2nd, 2017 05:55 pm (UTC)
Очень понравилась выставка и было приятно увидеть вас живьём :)
mayak_parnasa
Nov. 3rd, 2017 08:02 am (UTC)
Мы это называем - место встречи изменить нельзя.))
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com