?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку «Третьяков.doc. К 125-летию Сергея Третьякова», приуроченную к 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова (1892–1937). Выставка впервые познакомит зрителей с творчеством одного из самых заметных деятелей отечественной культурной жизни 1920-х — начала 1930-х годов. Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с ведущими мастерами того времени — В. Маяковским, Вс. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном, А. Родченко, Б. Брехтом, Д. Хартфилдом.
Сергей Третьяков. 1928. Фото: А. Родченко.

Сергей Михайлович Третьяков родился в Латвии в 1892 году. В 1913 году он переехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. В это время он начал сотрудничать с эгофутуристами, публиковался в их поэтических сборниках — «Крематорий здравомыслия», «Вернисаж», — а также в сборниках одесских футуристов «Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне». В 1918–1922 годах он работал на Дальнем Востоке, принимая активное участие в деятельности группы «Творчество» совместно с Н. Асеевым, Д. Бурлюком, Н. Чужаком, П. Незнамовым и В. Пальмовым. В это время вышли его первые поэтические сборники «Железная пауза» (1919) и «Ясныш» (1922).

В 1923 году Третьяков вернулся в Москву и увлекся театром. Вс. Мейерхольд выпустил спектакль «Земля дыбом» (1923), для которого Третьяков переработал пьесу М. Мартине «Ночь», а С. Эйзенштейн в театре Пролеткульта поставил его пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1923; на основе пьесы Островского), «Слышишь, Москва?» (1923) и «Противогазы» (1924). В своих пьесах Третьяков использовал все средства для достижения наибольшего агитационного воздействия на зрителя: в спектакле «Земля дыбом» политические лозунги пролетарской революции проецировались на стену с помощью киноаппарата. Кроме того, для оформления спектакля впервые были использованы настоящие мотоциклы и пулеметы, а в спектакле, показанном на открытом воздухе на Воробьевых горах, приняли участие пехотные воинские части, кавалерия, обозы и автомобили.
Л. С. Попова. Фотография деталей оформления спектакля «Земля дыбом»,
поставленного В. Мейерхольдом по пьесе С. Третьякова в ГосТИМ. (1922).

В полностью переписанной Третьяковым пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» главные роли исполняли акробаты и клоуны, пародировавшие современных политических деятелей. Эйзенштейн превратил постановку в буффонаду с цирковыми фокусами, песнями и трюками. Постановщик включил в спектакль несколько киновставок (их показывали на заднике сцены) и пятиминутный киноэпилог, впоследствии получивший название «Дневник Глумова». Все это должно было подчеркнуть карнавальный характер действа, ведь кинематограф в то время прочно ассоциировался у публики с ярмарочными балаганами и мюзик-холлами.
Сергей Третьяков. «Речевик». 1929. Обложка Александра Родченко.

Третьяков был одним из родоначальников документального театра, имеющего в своей основе реальные события, стирающего грань между сценой и жизнью. Идея пьесы «Противогазы» выросла из газетной заметки, описывающей аварию на одном из газовых заводов. «Факты дали материал», — писал Третьяков. Показы спектакля проходили в цехах московского газового завода на фоне промышленного оборудования.

Пьеса Сергея Третьякова «Рычи, Китай!» (1926), поставленная учеником Мейерхольда В. Федоровым, стала одной из самых известных и удачных постановок в истории советского театра ХХ века. Она шла во многих городах Советского Союза и в театрах по всему миру — в Англии, Австрии, Аргентине, Норвегии, США, Японии и Китае.
Эль Лисицкий за работой над сценической моделью спектакля «Хочу ребенка» по пьесе Сергея Третьякова для
Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда. 1929. Фото: неизвестный автор.

В 1923 году Сергей Третьяков сблизился с группой Маяковского, стал участником ЛЕФа (Левый фронт искусств), членом редакции журнала «ЛЕФ», одним из теоретиков производственного искусства и литературы факта. В 1930-е годы документальные жанры переживали расцвет. На первый план вышли дневники, биографии, очерки и репортажи, в которых сюжет произведения был продиктован самой жизнью и не нуждался в художественном вымысле. В это время в самых популярных журналах страны — «Наших достижениях», «Даешь», «Смене», «СССР на стройке» — публиковались очерки известных отечественных писателей — М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина, Е. Габриловича, Е. Зозули, С. Третьякова и др.
Любовь Попова. Политический лозунг для театральной постановки Сергея Третьякова «Земля дыбом». 1923.

На страницах журналов литературные очерки соседствовали с фоторепортажами. Легендарные фотографы — А. Родченко, Б. Игнатович, Г. Петрусов — выезжали на промышленные стройки первых пятилеток, фиксировали работу колхозов, быт и досуг рабочих. Наряду с фотографами в поездки по стране отправлялись художники и писатели. В 1928 году «Комсомольская правда» опубликовала заметку «Писатели на колхозы!», призывая творческую интеллигенцию лучше познакомиться с социалистическим строительством. Третьяков в течение двух лет принимал участие в работе колхоза на Северном Кавказе. До наших дней дошли фотографии, запечатлевшие Сергея Третьякова в поездках по стране. В конце 1920-х — начале 1930-х годов вышли книги очерков Третьякова «Вызов», «Тысяча и один трудодень», «Месяц в деревне», «Люди на рельсах» и др.
Журнал «ЛЕФ». 1923, № 3. Обложка Александра Родченко.

Идеи фактографии, которые пропагандировал Третьяков, оказали влияние на западное искусство. «Искусство репортажа» Третьякова нашло отклик в творчестве немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, а также философа Вальтера Беньямина, который посвятил ему очерк «Автор как производитель». В 1931 году Третьяков совершил поездку по Германии с лекциями и докладами. За это время ему удалось пообщаться с Б. Брехтом, Д. Хартфилдом, Э. Пискатором, Ф. Вольфом, Г. Эйслером и др. Эти встречи легли в основу книги Третьякова «Люди одного костра». «Многие из описанных мною биографий перекликаются с собственной моей биографией, устанавливая однотипность положений и похожесть путей для людей из разных точек нашей планеты, но несомых одинаковыми социальными потоками. Фашистский костер, на который свалены были произведения этих людей, создал особо напряженное чувство кровного братства. <…> Мне показалось, что у них есть общее, быть может, даже самими ими не осознанное качество, характеризующее искусство первого десятилетия после мировой войны».

В 1927–1931 годах Третьяков сотрудничал с Госкинпромом Грузии. По его сценариям были сняты фильмы «Элисо» (1928, реж. Н. Шенгелая), «Джим Швантэ» («Соль Сванетии», 1930, реж. М. Калатозишвили), «Хабарда!» (1931, реж. М. Чиаурели), ставшие классикой грузинского кинематографа.

На протяжении нескольких лет Третьяков работал на 1-й Московской госкинофабрике, принимал участие в подготовке многих фильмов. В 1925 году он присутствовал на съемках фильма С. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» и был автором интертитров к фильму.
В состав выставки «Третьяков.doc» вошли афиши, эскизы костюмов и декораций к спектаклям, фотографии театральных постановок, фрагменты фильмов, книги и журналы, к созданию которых был причастен Сергей Третьяков. Всю экспозицию пронизывают его тексты.

Более ста экспонатов, включенных в выставку, были любезно предоставлены партнерами проекта: Российским государственным архивом литературы и искусства, Государственным центральным музеем современной истории России, Российским государственным архивом кинофотодокументов (г. Красногорск), Государственным музеем современного искусства в Салониках (Коллекция Костаки), Госфильмофондом России, Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, Российской государственной библиотекой, Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, Архивом Бертольта Брехта Берлинской академии искусств.


Выставка продлится до 02 февраля 2018 года.

Адрес: ул. Остоженка, д. 16. Проезд до ст. м. Кропоткинская. Карта тут.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 21.00
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 500 руб. Есть льготы. Подробности тут.
Третий вторник каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МАММ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com