mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Песня вещих птиц».

В постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи проходит выставка «Песня вещих птиц». Выставка посвящена одной картине В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящейся в запасниках музея и впервые за долгие годы представленой широкой публике.
В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.
Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», композиция которого символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.
Фрагмент. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу
Фрагмент. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции.
Фрагмент. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.

Фрагмент. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти ПРАЗДНЫ – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.
Фрагмент. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896. Холст, масло. 133х250.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Выставка продлится до 21 января 2018 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Зал 26.  Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(вход и кассы закрываются за час до окончания работы Галереи)
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, актуальные выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments