?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Государственная Третьяковская галерея совместно с Еврейским музеем и центром толерантности открыла выставку «Эль Лисицкий», ставшую первой масштабной ретроспективой художника в России.
Зал экспозиции в Новой Третьяковке.

Лазарь Маркович Лисицкий, также широко известен как Эль Лисицкий — советский художник и архитектор. Один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру. В 1917—1919 годах Эль Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литерературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском ВХУТЕМАСе (1921) и ВХУТЕИНе (с 1926).

Выставочный проект состоит из двух частей и проходит одновременно на двух площадках — в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности. Зрителям предоставляется возможность увидеть около 400 экспонатов из собрания Третьяковской галереи, зарубежных музеев и частных коллекций. Выставка воссоздаёт творческий путь художника, знакомит со всеми его этапами и направлениями.
Проун 6. Около 1920. Холст, масло.

В залах Третьяковской галереи экспонируется около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции ГТГ. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний — в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов.
Движущаяся установка для окна книжного магазина издательства «Земля и фабрика». Эскиз. План. Разрез. 1928.
Картон, графитный карандаш, гуашь, черная и цветная тушь, перо, коллаж.

В середине 1920-х – начале 1930-х годов Лисицкий, участвуя в ряде конкурсов, создал целый ряд архитектурных проектов; текстильного комбината, дома-коммуны, избы-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства «Правда» и многих других. Из них осуществлен только один – типография журнала «Огонек», построенная в Москве в 1932 году. В автобиографии того же года он перечислял свои задачи в области архитектурного проектирования: «Работа над проблемами нового города, новых систем сооружений. Новые разрешения внутренних помещений. Новые жилье и мебель… Проблема пространственного театра». Наиболее значимыми своими архитектурными работами сам Лисицкий считал «Трибуну Ленина» и «Горизонтальный небоскреб».
Проекты оформления павильона СССР на Международной выставке торговли. Белград (не состоялась). 1941.
Эскизы оформления залов, стендов и декоративных решеток павильона «Экспорт». Стенд СССР. Бумага, графитный и цветные карандаши.

Эксперименты Эль Лисицкого по организации выставочного пространства начались с «Prounenraum» (Пространства проунов) – демонстрационного зала проунов, спроектированного для Большой берлинской художественной выставки в 1923 году. Создание «Prounenraum» стало своего рода открытием и для самого Лисицкого, осознавшего потенциал выставочной инсталляции как логического развития своей художественной системы. Концепция проунов как универсального принципа взаимодействия форм с пространством и провозглашение искусства «созиданием новых вещей» нуждались в апробации за пределами станкового искусства.
Альманах «Уновис №1», Витебск, 1920. Вираж. Энергийные плоскости. Проун 1.
Лист из альманаха. Бумага, литогравюра, гуашь.

«Мы отрываемся от эпохи художника, пишущего картину, в направлении другой эпохи – эпохи инженера с его проектом», писал художник; выставочный дизайн в полной мере предоставлял возможность реализовать этот тезис.
Проун 88. Около 1923 г. Бумага, коллаж.

Со второй половины 1920-х годов Лисицкий стал ведущим мастером советского выставочного дизайна. В числе его работ – оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве (1927), проект-разработки советских павильонов на Международной выставки печати «Пресса» в Кёльне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставке пушнины в Лейпциге (обе в 1930), Международной выставке торговли в Белграде (1940-1941, не состоялась). В 1935 году Лисицкий был назначен главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона.
Проун. Начало 1920-х. Калька, тушь, гуашь, графитный карандаш.

Проун (проект утверждения нового) – неологизм изобретенный Эль Лисицким для обозначения созданной им художественной ситсемы, соединявшей супрематическую идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объемной формы.
Проун. 1923-1924. Бумага, тушь, чертежные инструменты.

Пластическая идея проуна родилась в конце 1919 года; термин, созвучный имени группы Уновис (Утвердители нового искусства), Лисицкий придумал осенью 1920-го. В автобиографии он писал, что первый проун был создан в 1919-м; по свидетельству сына художника И. Лисицкого, им являлся «Дом над землей». Эль Лисицкий писал: «Я назвал их проун, чтобы не искали в них картины. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи».
Проун Р23, №6. 1919. Холст, темпера.

Комбинируя геометрические плоскости с трехмерными объектами, Лисицкий выстраивал идеальные динамические конструкции, парящие в пространстве. «Оказалась уничтоженной единственная перпендикулярная к горизонту ось картины. Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство», писал он.
Проект постановки оперы «Победа над Солнцем» (Текст Алексея Кручёных, музыка Михаила Матюшина). 1920-1921 гг.
Фигурины. Гробовщики. Бумага, графитный и черный карандаши, чертежные инструменты, гуашь, тушь, лак, серебряная краска.

«Гробовщики», или как значится в либретто, «Похоронщики» - хоронят солнце, сопровождая процессию репликами: «Мы вырвали солнце со свежими корнями. <…> Солнце железного века умерло!».

«Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно сбрасывали с парохода современности. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа.
Обложка книги Казимира Малевича «О новых системах в искусстве». 1919. Бумага, литография.

Ранний, «доавангардный» период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге (еврейской культурно-общественной организации), представлены в Еврейском музее и центре толерантности.
«Давайте побольше танков». Плакат. 1941-1942. Бумага, черная и красная печать.

Дорогие друзья не упустите уникальную возможность посетить эту выставку и ближе познакомиться с творчеством художника, которое повлияло на дизайн и архитектуру. Увидеть революционное искусство, которые искало новые подходы, отвергало старое и создавало свое самобытное направление, которое сейчас прочно заняло свое место в искусстве.

Выставка продлится до 18 февраля 2018 года.

Адрес: Крымский Вал, 10.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее тут.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

ВНИМАНИЕ!
При предъявлении корешка билета из Еврейского музея в Третьяковской галерее — стоимость составит 400 рублей и включает в себя посещение Биеннале современного искусства и постоянной экспозиции. При предъявлении корешка из Третьяковской галереи в Еврейском музее стоимость составит 300 рублей. Акция распространяется только на взрослый билет без льгот при покупке в кассах музеев.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com