?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ноябре 2017 года исполняется 50 лет со дня открытия выставки "Алмазный фонд", являющейся составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Гохран России). В честь юбилейной даты Гохран России и Государственный исторический музей открыли выставку уникальных произведений ювелирного искусства "Национальные сокровища России".

Указом Петр I 11 (22) декабря 1719 г. определил государственную форму, хранения ценностей, принадлежащих России. В соответствии с этим указом была создана Камер-коллегия, в регламенте (уставе) которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении – в Царской Рентерии. Рентерия Петровским указом юридически была определена как основа Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России.
Кольцо. Москва, 1819. Неизвестный матсер. Золото, серебро, алмаз «роза». Гохран России.

По постановлению Совнракома от 3 февраля 1920 г. был создан Гохран – Государственное хранилище ценностей при Центральном бюджетно-расчетном управлении Наркомфина «для централизации хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра, в слитках и изделиях из них, бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга…», которые надлежало сосредоточить в трехмесячный срок. При этом важнейшей задачей Гохрана ставилось обезличивание поступающих в него фондов.
Брошь. С-Петербург, вторая половина XVIII века. Неизвестный мастер.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза». Гохран России.

Вещи прежде всего поступали в «Комиссию по обезличиванию и сортировке ценностей», созданную фактически для уничтожения всех признаков ценности, начиная от их принадлежности и истории и заканчивая разбором изделий на составные части. Задачи стоявшие перед Гохраном кратко сформулировал В.И Ленин: «Гохран хранит, собирает, направляет к реализации».
Колье. С.-Петербург, 1899-1903. Фирма «Фаберже», мастерская А.В. Хольмстрема.
Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы «роза», аквамарин. Гохран России.

В конце 1921 года была создана комиссия особоуполномоченного ВЦИК и СНК по учету и сосредоточению ценностей во главе с Л.Д. Троцким. В комиссию вошли также сотрудники Оружейной палаты, их включение позволило в какой-то мере противостоять реализации государственных ценностей.
Брошь. С.-Петербург, начало XIX века. Мастера Я. И Ж.-Ф.-А. Дювали.
Золото, серебро, бриллинаты, алмазы «розы», агат. Гохран России.

Этот предмет входил в состав бриллиантовой с камеями парюры, принадлежавшей великой княгине Марии Павловне (1786-1859), которая в 1804 году сочеталась браком с наследным принцем Саксен-Веймарским Карлом Фридрихом (1783-1853).

Вот как вспоминал свою работу эксперт Наркомпроса, включенный в комиссию: «С 14 января 1922 года в Оружейной палате Комиссией особроуполномоченного по учету и сосредоточению ценностей… начат разбор хранившегося в ней имущества различных придворных учреждений. Причем разбор этот осуществлен в неимоверно тяжелых условиях, при температуре около 5 градусов мороза, с постоянным замерзанием чернил, несмотря на непрестанные усилия к их оттаиванию в жаровне. Работая с утра до вечера в необыкновенно быстром темпе, разбирая за день сплошь и рядом по несколько сотен предметов самого разнообразного качества (от первейших в мире до самых грошовых), определяя бесповортно их судьбу и значение в несколько мгновений и испытывая в течении долгого времени в самой тяжелой форме удручающий гнет крайне резких притязаний Гохрана».
Пряжка для пояса платья. С.-Петербург, начало XIX века. Мастера Я. И Ж.-Ф.-А. Дювали.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы «розы», агат. Гохран России.

Предмет входил в состав бриллиантовой с камеями парюры, принадлежавшей великой княгине Марии Павловне.

Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения. Для парюр XIX — начала XX века наиболее типичными украшениями, входящими в малый набор, являются ожерелье и диадема. Различают малую и большую парюру. Малая парюра (полупарюра) — включает 2—3 предмета (например, ожерелье, брошь и серьги), пригодна для повседневного ношения. Большая парюра (полная парюра) — может включать до 15 предметов (диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты (часто парные), кольца, декоративный гребень, шпильки и т.д.), надевается в особо торжественных случаях.
Диадема. С.-Петербург, начало XIX века. Мастера Я. И Ж.-Ф.-А. Дювали.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы «розы», агат. Гохран России.

Предмет входил в состав бриллиантовой с камеями парюры, принадлежавшей великой княгине Марии Павловне.

Благодаря этой комиссии многие предметы оказались сохранены и поступили в фонды Оружейной палаты. Так же в течении 1923-1925 года удалось вернуть музею некоторые предметы из фондов Гохрана. Предотвратить передачу коронных ценностей в Гохран комиссия не смогла. В тот момент обладание этими сокровищами носило не только экономический, но и политический подтекст, как платежеспособности нового государства так и его легитимности. Возможно поэтому дата передачи этих ценностей (10 апреля 1922 года) совпала с началом Генуэзской конференции, которая решала вопросы признания первого государства рабочих и крестьян и выделения ему кредитов.
Брошь. С.-Петербург, вторая половина XIX века. Неизвестный мастер.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы «розы», изумруд. Гохран России.

В истории осталось зафиксированным особое мнение представителей музейного сообщества посвященное этим регалиям. Оно зафиксировано в журнале комиссии от 8 февраля 1922 г и в акте передачи: «Передавая в Гохран коронные драгоценности, Комиссия заявляет, что из числа этих ценностей предметы величайшего исторического интереса, а именно корона, скипетр, держава, цепь, знак и звезда ордена Андрея Первозванного, драгоценные камни исключительной красоты и редкости, как, например, солитер «Шах» и ряд вещей высокого художественного мастерства XVIII века, как, например, диадема из колосьев, ветвь из мелких изумрудов, бриллиантовый эполет, а в особенности «букет» бриллиантовый, «букет из трех нарциссов» и роскошной работы яшмовая коробка с бриллиантовыми украшениями и другие предметы по особой дополнительной экспертизе, должны быть сохранены в государственном русском достоянии, описаны, изданы и всенародно выставлены для всеобщего обозрения и изучения, как это сделано с коронными драгоценностями во Франции и Англии».
Чарка. С.-Петербург, 1890-е. Мастер А.Э. Тилландер. Золото, изумруд, рубины. Гохран России.

Отчасти эти задачи впоследствии были выполнены. В 1924-1926 годах был опубликован каталог под редакцией академика А.Е. Ферсмана, в который вошли 298 предметов Алмазного фонда, сопровождаемых фотографиями в натуральную величину, с описанием их ювелирных характеристик и музейной значимости. Позднее, когда Алмазный фонд оказался распроданным, это издание стало единственным доступным наглядным и достоверным источником сведений о его первоначальном составе.
Каталог Алмазного фонда под редакцией академика А.Е. Ферсмана. 1924-1926 гг.

Брошь. Россия, 1880-е. Неизвестный мастер. Золото, бриллианты, алмазы «розы», изумруд.

В 1923 разгорелся политический скандал вызванный появлением коронных драгоценностей Российского императорского дома на аукционах Амстердама и Антверпена, приведший к спешной организации в конце 1925 года выставки Алмазного фонда СССР в Колонном зале Дома Союзов. В скором времени эти сокровища скрылись от глаз посетителей на более чем 40 лет.
Брошь. С.-Петербург, вторая половина XIX века. Неизвестный мастер. Золото, алмазы огранки «раза». Гохран России.

Уже к 1927 году незначительная стоимость Алмазного фонда изумила членов правительства. Так, из докладной записки А.Г. Микояна членам и кандидатам Политбюро о швейцарских кредитах от 22 сентября 1927 г. ясно: императорские регалии на тот момент остались в стране только потому, что «по сути дела, Алмазный фонд очень мало стоит, и вряд ли по своей стоимости этот фонд может послужить обеспечением не только для 40-50, но даже 10 мил. ам[ериканских] долларов кредита». К этому времени более половины вещей опубликованных в каталоге А.Е. Ферсмана уже не значилось.
Фрагмент. Стакан с отъемной крышкой. Россия, середина XVIII века. Серебро, чеканка, золочение. ГИМ.

Благодаря этим ценностям была обеспечена финансовая реформа, отчасти индустриализация, выплачены долги Польше. На момент прихода к власти большевиков золотой запас России составлял 1 миллиард 81 миллионов 358 тысяч золотых рублей, а к 7 ноября 1919 года – всего 322 миллиона 207 тысяч.
Табакерка с портретным изображением императрицы Елизаветы Петровны. Москва, середина XVIII века.
Мастер Андрей Дементьев. Медальер Самуил Юдин. Серебро; чернь, гравировка, штамп, золочение. ГИМ.

2 ноября 1967 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев открыл постоянную экспозицию выставки "Алмазный фонд" в Московском Кремле, где были представлены государственные регалии, уникальные самородки драгоценных металлов, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение.
Фрагмент. Цепь на смерть наследника Цесаревича Великого князя Георгия Александровича, брата императора Николая II. С.-Петербург, 1899. Фирма «К. Фаберже», мастерская А. Неваляйнена. Серебро, рубины, сапфиры, изумруды, халцедон; штамп, резьба, чеканка, золочение. ГИМ.

Великий князь Георгий Александрович (1871 — 21899 близ Абастумани, Тифлисская губерния) — третий сын Александра III и Марии Фёдоровны, младший брат Николая II. После 1894 года как первый в очереди на наследование российского престола носил титул цесаревича. 28 июня 1899 года, в возрасте 28 лет, скоропостижно скончался от туберкулеза по дороге от Зекарского перевала обратно в Абас-Туман «на велосипеде с бензиновым двигателем» на глазах у молоканки Анны Дасоевой — согласно официальному извещению в правительственной газете.
Фрагмент. Цепь на смерть наследника Цесаревича Великого князя Георгия Александровича, брата императора Николая II. С.-Петербург, 1899. Фирма «К. Фаберже», мастерская А. Неваляйнена. Серебро, рубины, сапфиры, изумруды, халцедон; штамп, резьба, чеканка, золочение. ГИМ.

Увлечение Георгия Александровича астрономией привело к созданию маленькой обсерватории в башне на склоне горы Агобили в Абастумани, построенной на собственные средства великого князя. Строительство шло под присмотром профессора Санкт-Петербургского университета Сергея Павловича фон Глазенапа. В последствии профессор Глазенап провел там блестящие наблюдения, отмеченные мировой астрономической наукой. В некоторых наблюдениях принимал участие и великий князь, когда состояние его здоровья позволяло ему это делать. Эти первые наблюдения показали, что местность является очень удачной для астрономических наблюдений. Здесь же в 1932 году была построена первая высокогорная астрономическая обсерватория СССР - Абастуманская астрофизическая обсерватория.
Фрагмент. Цепь на смерть наследника Цесаревича Великого князя Георгия Александровича, брата императора Николая II. С.-Петербург, 1899. Фирма «К. Фаберже», мастерская А. Неваляйнена. Серебро, рубины, сапфиры, изумруды, халцедон; штамп, резьба, чеканка, золочение. ГИМ.

В начале Отечественной войны, в 1941 г., Алмазный фонд и другие ценности Госфонда, в состав которого входил весь золотой запас СССР, были вывезены из столицы и в 1943 г. возвращены в Москву. Гохран в то время не только сохранил ценности, но и обеспечил пополнение Госфонда.
Перстень с портретом императора Николая I. Москва, 1855. Золото, алмазы, эмаль. ГИМ.

В 1950-е гг. в сокровищницу Гохрана начали обильно поступать алмазы из коренных месторождений Якутии. В это время задачи, поставленные Правительством страны перед Гохраном, были значительно расширены. В связи с активной разработкой богатых месторождений алмазов в Якутии и становлением отечественной алмазодобывающей промышленности на Гохран была возложена функция сортировки и первичной обработки алмазного сырья.
Перстень траурный с портретом императора Александра II. Россия, около 1881. Золото; эмаль.

С 1960 года Гохран входит в состав Министерства финансов СССР как Третий специальный отдел (Гохран) при Министерстве финансов СССР. С 1979 года Гохран именуется Третьим главным управлением (Гохран) при Министерстве финансов СССР. В 1987 году переименован в Государственное хранилище ценностей СССР (Гохран СССР) при Министерстве финансов СССР. В 1991 году Гохран России получает статус Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней (Комдрагмет РФ) при Министерстве экономики и финансов РФ.
Шкатулка Великого князя Алексея Александровича. С.-Петербьург, 1888-1899.
Мастерская Ю. Раппопорта.
Серебро; чеканка, гравировка, золочение. ГИМ.

Великий князь Алексей Александрович (1850 — 1908 ) — четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Член Государственного совета (с 1 января 1881 года), главный начальник флота и Морского ведомства и председатель Адмиралтейств-совета (1881—1905), последний генерал-адмирал Российской империи (с 15 мая 1883 года). С 1873 года командовал Гвардейским флотским экипажем. Как член кораблестроительного и артиллерийского отделения морского технического комитета, принимал участие в деятельности морского ведомства.
Фрагмент. Шкатулка Великого князя Алексея Александровича. С.-Петербург, 1888-1899.
Мастерская Ю. Раппопорта.
Серебро; чеканка, гравировка, золочение. ГИМ.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 был назначен начальником морских команд на Дунае. В конце русско-японской войны, после Цусимского разгрома русского флота, добровольно подал в отставку и 2 июня 1905 года уволен со всех морских постов. В русском общественном мнении считался одним из ответственных за поражение России в русско-японской войне.
Фрагмент. Шкатулка Великого князя Алексея Александровича. С.-Петербург, 1888-1899.
Мастерская Ю. Раппопорта.
Серебро; чеканка, гравировка, золочение. ГИМ.

С 1992 года Гохран России входит в состав Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет). В 1996 году, после расформирования Роскомдрагмета, Гохран России становится Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.
Брошь-медальон. Москва, вторая половина XIX века. Мастер М.Д. Чичелев.
Золото, бриллианты, рубины, сапфиры, жемчуг, эмаль. ГИМ.

Федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2010г. № 1646-р путем изменения типа Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации, созданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. №1378 «О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней».
Корчик. С.-Петербург, 1913. Фирма «Фаберже».
Серебро, бриллианты, изумруды, гранаты; литье, чеканка, золочение. Гохран России.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Относительно недорогие из-за незначительного расхода металла, они были доступны довольно широкому кругу покупателей - служилому дворянству, торговым людям, имена которых сохранились на многих из них. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов.
Фрагмент. Держава. Москва, 1999. Экспериментальная ювелирная лаборатория Гохрана России.
Мастера Б.В. Иванов, Г.Ф. Алексахин, Р.А. Юнисов, Р.Ю. Буров, А.В. Марков.
Золото, платина, бриллианты, сапфир. Масса крупного бриллианта – 21,54 карата.

Фрагмент. Держава. Москва, 1999. Экспериментальная ювелирная лаборатория Гохрана России.
Мастера Б.В. Иванов, Г.Ф. Алексахин, Р.А. Юнисов, Р.Ю. Буров, А.В. Марков.
Золото, платина, бриллианты, сапфир. Масса крупного бриллианта – 21,54 карата.

Фрагмент. Скипетр. Москва, 1999. Экспериментальная ювелирная лаборатория Гохрана России.
Мастера Б.В. Иванов, Г.Ф. Алексахин, А.В. Марков.
Золото, платина, бриллианты, эмальр. Масса крупного бриллианта – 26,56 карата.

В соответствии с Уставом Гохрана России, утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.05.2011 №196, основными целями деятельности Гохрана России являются: 1) формирование Госфонда России драгоценными металлами (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценными камнями (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные янтарные образования, приравненные в установленном порядке к драгоценным камням), изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, их ломом и отходами, а также отпуск ценностей Госфонда России; 2) хранения, учета и обеспечения сохранности ценностей Госфонда России.
Корчик. Москва, 1894. Фирма «Фаберже», мастерская Ф.И. Рюкерта.
Серебро, синтетические рубины; литье, чеканка, золочение. Гохран России.

Не пропустите уникальную возможность увидеть предметы, которые остались в фондах Гохрана и Исторического музея, а также почитать интереснейшие документы немного приоткрывающие работу Гохрана. Некоторым предметам повезло и они сохранили свою историю. И лишний раз вспомним, как великие потрясения уничтожают, то что копилось многими поколениями.
В заключение хочется еще привести слова эксперта Наркомпроса Д.Д. Иванова, которые он писал своему руководству. «Народное достояние огромной ценности, попавшее в руки Металфонда (Гохрана), даст в итоге в лучшем случае дешевое разбазаривание, а в худшем – полное и бесследное уничтожение. Дело подобной важности не может оставаться всецело в руках людей, лишенных надлежащих знаний и неспособных даже понять размеров причиняемого ими государству убытка».

При составлении обзора использовалась книга Т.А. Тутовой « Судьба дворцовых ценностей Российского Императорского дома».


Выставка продлится до 15 января 2018 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
oshanbo
Dec. 4th, 2017 05:43 pm (UTC)
И как вам удалось получить разрешение на фотографирование выставки? :)
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 05:47 pm (UTC)
Легко. Всего лишь надо получить аккредитацию у музея).
oshanbo
Dec. 4th, 2017 05:51 pm (UTC)
А ее могут дать простому посетителю? :)

Или надо иметь какое удостоверение журналиста и т п?
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 05:54 pm (UTC)
Простому навряд ли. Удостоверение журналиста желательно, но не обязательно. Фотографировать разрешают на открытиях выставок, мы на них и аккредитуемся. В общем эти вопросы решаются в письменном виде с пресс-службой музея.
oshanbo
Dec. 4th, 2017 05:56 pm (UTC)
Понятно, спасибо!

Мне не очень подходит, но буду иметь в виду!
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 06:00 pm (UTC)
Сейчас многие музеи нормально относятся к блогерам, но журналистское удостоверение действительно решает много проблем. Нам проще, нас уже знают во многих музеях Москвы, поэтому проблем с аккредитацией у нас практически нет. Но пресс-показы действительно проходят в неудобное время если у вас постоянная работа в офисе. Сегодня в ГИМе был пресс-показ выставки "Кубанские казаки".
oshanbo
Dec. 4th, 2017 06:08 pm (UTC)
Да, в общем-то, к фотографированию музеи тоже относятся нормально. В ГИМе первая выставка на которой предупреждают о запрете. До этого все снимал без проблем. Не знаете, на Пражском граде можно фотографировать?

А Кубанские казаки где будут? Вроде у них все занято, Энергия мечты все заняла в музее Ленина, новый зал Пражский град занимает, кабинет Председателя - Алмазный фонд. На третьем этаже?
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 06:13 pm (UTC)
Казаки на третьем этаже (Зал 36). Про пражский град не в курсе. Мы еще там не были. Но для нас получить разрешение на фотографирование в ГИМе не очень серьезная проблема. Обычно на выставках запрещают фоткать музеи, которые предоставляют экспонаты.
oshanbo
Dec. 4th, 2017 06:21 pm (UTC)
По казакам лучше в Краснодар съездить :)

Да, я знаю, что запрещают музеи. Вот Третьяковка почему-то стала запрещать фотографировать свои же выставки графики...

У ГМИИ по разному, Итальянцев и Нукус можно было, Грузинский Авангард нельзя... Жалко, что на сайтах музеев это не пишут. Кстати о ГМИИ - а на Климте и Шиле можно или нельзя? Альбертина предыдущую свою выставку запрещала...
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 06:24 pm (UTC)
У ГМИИ обычно всегда запрещают. Но повторюсь мы обычно не знаем официальных правил по фотографированию.А так и привезли сливки из Краснодара, плюс раритеты ГИМа. Выставка очень хорошая. Но фотографировать практически невозможно. Все бликует).
oshanbo
Dec. 4th, 2017 06:34 pm (UTC)
Против бликов есть фильтры :)
Вы же как-то снимали выставку пейзажей в кабинете Председателя, хотя там все под стеклом было (я вас по ним и нашел, сегодня пост делал и искал что-нибудь про Франческо Тролли). И выставку пейзажей в ГМИИ...
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 06:39 pm (UTC)
Не всегда спасают(. В начале нашего пути я тоже был уверен, что фильтр это спасение. Но увы не всегда. В Кабинете Председателя обычно хорошо выставлен свет).

Это приятно что нас читают и кому-то мы нужны)))
oshanbo
Dec. 4th, 2017 06:53 pm (UTC)
Не так часто встретишь народ, фотографирующий в музеях более-менее серьезно. Вот в зарубежных часто встречал таких, а у нас - несколько раз только. Так что был приятно удивлен!

В кабинете председателя окна есть, и еще лампочки вечно в стекле отразиться норовят :)

Ладно, заходите как-нибудь в журнал на огонек, буду тоже за вами следить!
Опять-таки, у вас квесты есть :)
mayak_parnasa
Dec. 4th, 2017 06:56 pm (UTC)
Обязательно:)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com