?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

7 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Десять цветов искусств», приуроченная к 70-летию независимости Республики Союз Мьянма и 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Выставочный проект представит живопись и предметы декоративно-прикладного искусства страны с богатой историей и самобытной культурой.
Гонг на подставке в виде фантастического животного пинсаюпа, Мьянма, пер. пол. 1950-х гг

Название выставки «Десять цветов искусств» отсылает нас к словосочетанию «пан-се-мье», которым мьянманцы обозначают группу из десяти традиционных видов искусств. К ним относят живопись, скульптуру, архитектуру, стуковый декор, торевтику, ювелирное искусство, кузнечное дело, лаковое искусство, токарное ремесло и художественный металл. Следует отметить, что в Мьянме не делали различия между видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изделия ювелира, кузнеца или лаковых дел мастера ценились так же высоко, как и произведения живописца и скульптора.

Все эти художественные традиции начали формироваться еще в 1-м тысячелетии нашей эры и достигли высокого расцвета в эпоху Паганского государства (XI – первая половина XIV вв.). Общий подъем искусства сопровождался небывалым размахом строительства, поражающего многочисленностью (только в столице страны, городе Пагане, было сооружено более 3000 буддийских храмов и ступ) и разнообразием религиозных строений.
Футляр для адреса на подставке, Мьянма, пер. пол. 1950-х гг.

Традиция кирпичного зодчества начала складываться в Мьянме более двух тысяч лет назад. В городах из кирпича строили главным образом культовые здания и градообразующие элементы. Эти сооружения покрывали специальной штукатуркой, приготовленной из смеси извести, песка, воды и клеевого связующего. Стук наносили толстым слоем, а затем из еще не высохшей массы формовали декор. О стуковой орнаментике можно судить по настенным украшениям из собрания музея, выполненным из папье-маше.

Деревянную архитектуру и скульптуру из дерева и слоновой кости называли термином «пан-бу» и относили к одному виду искусства. К сожалению, до нас не дошли деревянные дворцы паганских государей, о которых упоминают хроники. Некоторое представление об архитектурных памятниках Мьянмы дают экспонируемые на выставке работы современных живописцев: «Вид на ступу Каунхмудо» – буддийский памятник, воспроизводящий по легенде форму женской груди, «Дождь на платформе Шведагона» – самого священного религиозного комплекса Мьянмы, «У королевской цитадели в Мандалае» – крупнейшего в мире памятника деревянного дворцового зодчества.

С особенностями деревянной скульптуры посетители выставки смогут познакомиться на примере произведений более позднего времени: это изображения божественного покровителя искусств Локаната, бирманской танцовщицы, фантастического зверя «пинсаюпа» и другие предметы искусства.

О мьянманской монументальной живописи можно судить по копиям настенных храмовых росписей XIII–XIX вв., которые украшают выставочный зал. Настенные росписи входят в богатейшее наследие Пагана, искусство которого послужило отправной точкой для последующего развития живописных традиций. Росписи покрывали стены и потолки буддийских сооружений, поэтому были посвящены исключительно религиозной тематике. Писались они по сухой светлой штукатурке с использованием пигментов естественного происхождения.

Художественные традиции, сложившиеся в паганскую эпоху, оказали огромное влияние на развитие искусства последующих веков. Именно с тех пор остаются почти неизменными каноны культовой пластики. В составе «десяти цветов искусств» каменная скульптура занимает одно из почетных мест. В экспозиции находится мраморная статуя первой половины XX века, представляющая самый распространенный в Мьянме иконографический тип Будды с жестом «бхумиспарша» – «касающийся земли».

При перечислении входящих в «пан-се-мье» искусств мьянманцы обычно называют кузнечное дело одним из первых. Кузнецы делали не только орудия труда, но прежде всего – холодное оружие, играющее важную роль в культуре всех народов. Экспонируемые на выставке мечи и нож являются образцами искусства Верхней Мьянмы, славящейся своими оружейниками.

Традицию художественного металла демонстрируют разнообразные статуэтки, а также набор весовых гирь в виде реальных и фантастических животных, форму которых по традиции определял правящий король. Такие гирьки применялись не только для взвешивания мелких предметов, драгоценных камней, ювелирных изделий, но и опиума, поэтому еще в XIX их стали называть «опиумными».

Особое место в экспозиции занимают произведения лакового искусства. Оригинальный метод, разработанный мастерами Мьянмы, – полихромная гравировка. Самое старое изделие в экспозиции, сделанное в этой технике, восьмигранная шкатулка XIX – начала XX века с типично паганским орнаментом из завитков и летящих птиц. Также можно увидеть произведения, изготовленные в технике «золотой листок», которая представляла собой своеобразную роспись-аппликацию с использованием водорастворимой краски и сусального золота.

Культурное наследие Мьянмы вызывает большой интерес не только у востоковедов, но и у широкого круга лиц. Выставочный проект «Десять цветов искусств» откроет для российских зрителей новые грани в искусстве Мьянмы и позволит прикоснуться к древним традициям этой страны.

Выставка продлится с 07 декабря 2017 до 08 января 2018.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Понедельник – выходной день.
Цена билета: для взрослых - 300 руб. Есть льготы. Подробнее тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Востока” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com