?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Музее Архитектуры имени А.В. Щусева проходит выставка «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции», посвященная русскому архитектурному авангарду и приуроченная к 100-летию юбилею Октябрьской революции 1917 года.


Архитектурный авангард рождался в одном котле бурлящих художественных явлений 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и новаторскими постановками Мейерхольда. Его развитию способствовала оригинальная система обучения, созданная преподавателями ВХУТЕМАСа, деятельность новаторских группировок АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) и ОСА (Объединение современных архитекторов). Государственная политика, культурная революция и коллективизация быта горожан привели к небывалому подъему строительства по всей стране и появлению новых типов сооружений - рабочих клубов, жилкомбинатов, домов-коммун и фабрик-кухонь. Новаторские идеи советских архитекторов воплотились не только в реальном строительстве 1920-1930-х годов, но и в утопических проектах по переустройству целых городов.

Сейчас трудно представить, как во время голода и разрухи, продолжавшейся Гражданской войны, рождался невиданный творческий и трудовой порыв. Революция 1917 года послужила катализатором к художественным поискам во всех областях искусств, заставила отказаться от использования традиционных форм и конструкций в архитектуре. Художники, захваченные ожиданием неминуемых перемен, мечтали не только вообще «осчастливить» человечество, но и каждый в своей сфере деятельности сделать что-то новое, масштабное и обязательно полезное.
И.И. Леонидов. Проект «Город Солнца». 1943-1959. Перспектива.
Фанера, белила, темпера, серебряная краска, лак, бронзовый порошок.

Символом и квинтэссенцией профессиональных поисков в области новых архитектурных объемов, форм и пространств является творчество Ивана Леонидова. Он создал проект-утопию «Город солнца», в котором соединились воедино мечты об идеальном человеком общежитии со своим внутренним миром.
И.И. Леонидов. Проект «Город Солнца». 1943-1959. Силуэт города.
Фанера, картон, белила, темпера, лак.

Леонидов опередил свое время и указал путь возможного развития архитектуры авангарда. Город Солнца мыслился Иваном Леонидовым как столица Мира, где «народы мира учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность». Город Солнца – длительная разработка, представляющая собою какой-то странный, единственный, может быть, в своем роде синтетический архитектурный жанр. Город Солнца – комплексная разработка философских, социальных и профессиональных проблем. Причем последние разрабатываются на всех уровнях и во всех жанрах теоретической и проектной архитектуры.
Фрагмент. Разворот из журнала «Известия АСНОВА». Москва, 1923. Небоскреб на Лубянской площади.
Проект В.Ф. Кринского. Бумага, типографская печать.

Эксперементальное преоктирование на тему новых форм для крупных общественных сооружений велось в мастерских Живскульптарха, ВХУТЕМАСа, ИНОКа. Важную роль в рзработке новых средств выразительности для высотных сооружени сыграли идеи Н.А. Ладовского и В.Ф. Кринского. Поиск архитектурной формы, символизирующей величине нового гоударства, продолжался на основе темы современного высотного сооружения с различными функциями.
И.И. Леонидов. Проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности. Москва. Конкурс 1934, 1 тур. Макет.
Реконструкция 1982, И.Г. Кузьмин. Оргсекло, дерево, металл, пластик, рсопись.

В целом в 1920-1930-е гг. в проектировании административных и общественных сооружений ведущая роль принадлежала комплексным решениям, совмещавшим несколько функций в одном здании. Идеи общественного труда и досуга реализовывались в архитектуре административных зданий и ведомственных комплексов, включавших в себя помимо служебных помещений, залы для проведения съездов и конференций, а также максимальное количество функций обслуживающих досуг, питание, медицину, образование.
М.Я. Гинзбург, С.А. Лигасор, Г.Э. Гассенпфлуг. Проект Дворца Советов. Москва. Закрытый конкурс 1932. 1 этап. Макет.
Реконструкция 2016. Художник-реставратор Ю.Т. Дергачев. Дерево, стекло, тонировка.

Строительство масштабных зданий в 20-е годы не осуществилось, страна остро нуждалась в высококачественных строительных материалах и технологиях, экономические возможности государства не позволяли осуществлять масштабные проекты. Не была освоена и практика высотного строительства. Подготовка технологической базы требовала времени. Фактически, реальные возможности появились только к началу 1930-х годов, когда был объявлен конкурс на Дворец Советов.
М.Я. Гинзбург, С.А. Лигасор, Г.Э. Гассенпфлуг. Проект Дворца Советов. Москва. Закрытый конкурс 1932. 1 этап.
Фото с макета. Бумага, тушь, цветная тушь, аппликация, серебряно-желатиновый отпечаток.

На выставке гости музея смогут увидеть проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади, и представить как бы выглядела Москва если бы эти планы были осуществлены.
А.А. Веснин, В.А. Веснин, Л.А. Веснин. Проект зданий Народного комиссариата тяжелой промышленности. Москва.
Конкурс 1934. 1 тур. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила.

И.И. Леонидов. Проект зданий Народного комиссариата тяжелой промышленности. Москва. Конкурс 1934. 1 тур.
Ситуационный план. Бумага, печать, тушь, акварель, белила.

Кроме масштабных проектов первому государству рабочих и крестьян требовались обычные административные задния, в частности для банков и магазинов.
В.А. Веснин. Проект здания Ивановского сельскохозяйственного банка и универмага Иваново-Вознесенск (Ивановов). 1926-1928.
Перспектива. 1927. Бумага, тушь, бронзовый порошок.

В.М. Владимиров. Проект Дальневосточного банка («Дальбанк»). Хабаровск. 1927-1928. Перспектива.
Бумага на картоне, карандаш, тушь, гуашь, белила, бронзовый порошок.

В первые годы советской власти уделялось большое внимание разработке программ по оздоровлению и приобщению к спорту широких масс населения. Широкая программа развития оздоровительных учреждений началась в 1921 году. Создавалась система санаториев, домов отдыха и профилакториев, которые были предназначены для восстановительного лечения и профилактики профессиональных заболеваний. В середине 20-х годов появились дипломные работы с планировками новых советских курортов.
Н.Б. Соколов. Курсовой проект «Курортная гостиница». 1928. Индивидуальный домик. Аксонометрия. Перспектива «улицы».
Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь, белила, аппликация.

Дома отдыха и санатории строились в пригородах и курортных зонах. Структура санатория формировалась из спального блока с коридорной планировкой, медицинского сектора, пищеблока и клубной части. Большое внимание уделялось правильной инсоляции и проветриванию помещений. В населенных пунктах близ крупных производств получила распространения новая типология оздоровительных сооружений –профилактории.
Н.Б. Соколов. Курсовой проект «Курортная гостиница». 1928. Индивидуальный домик. Аксонометрия. Перспектива «улицы».
Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь, белила, аппликация
.

Гигиена также была в фокусе нового государства. Появляются проекты огромных общественных бань. Некоторые из них нашли свое воплощение в жизни.
А.С. Никольский при участии В.М. Гальперина, Н.Ф. Демкова, А.В. Крестина. Проект круглой бани в лесном. Ленинград (Санкт-Петербург). 1927. Фасад, планы 1 и 2 этажей, разрезы. Продольный вариант проекта. Бумага на картоне, тушь, карандаш.

"Круглая баня" была построена на основе экспериментального проекта – архитектор хотел создать сложный комплекс, сочетавший в себе баню, солярий и бассейн в стиле господствовавшего тогда конструктивизма. По замыслу Никольского, во дворе должен был разместиться бассейн, на плоской крыше банного корпуса – солярий, а внутренний двор предполагалось перекрыть стеклянным куполом. Баню должна была окоймлять кольцевая шахта, в которой располагались все коммуникации – паропровод, водопровод и канализация. Для минимизации потерь тепла архитектор намеревался немного углубить здание в землю. Проект не был полностью реализован: по техническим возможностям того времени стеклянный купол было не построить, а углублять здание Никольскому запретили.
И.А. Голосов. Проект аэропорта в Москве. 1920-е. Аксонометрический разрез. Бумага на картоне, тушь.

Промышленное строительство оказало огромное влияние на развитие архитектуры советского авангарда. Создание инновационного технологического процесса способствовало внедрению функционального метода проектирования, заложенного конструктивистами, которые в промышленных объектах могли быть продемонстрирован, что называется в «чистом» виде. Здесь чаще, чем в других типах сооружений, использовались новейшие технические достижения, что в свою очередь находило отражение в особенностях формообразования промышленной архитектуры.
С.Н. Грузенберг. Проект пассажирского вокзала. Конец 1920-х – начало 1930-х. Фасад. Бумага, карандаш, тушь.

Политика тоже находила свое отражение в проектах. «Наш ответ Чемберлену», отразился в проекте «Ответ Пию».
К.Н. Шеенков, Д.Г. Потапов. Девиз «Ответ Пию». Проект дома-коммуны на 2000 человек для рабочих Ленинград (Санкт-Петербург).
Всесоюзный конкурс 1930. 1 тур. Аксонометрия. Бумага на ткани, тушь, цветная тушь, акварель.

Так же на выставке можно увидеть не только проекты, которые изменили облик наших городов, опередили свое время и задали вектор развития архитекторы. Но и различные другие работы, которые характеризуют то бурное и стремительное время создания нового.
А.Н. Петров. Шахматный комплект «Виктрикс». Ленинград (Санкт-Петрбург). 1928-1929.
Игровая доска, шахматные фигуры, брошюра-инструкция.

Взгляните на шахматную доску. Здесь появились новые фигуры, отвечающие новому времени. Эта игра военизированными шахматами, где среди фигур присутствуют самолет, пулемет и танк.
А.А. Веснин. Зимний городской пейзаж. 1921. Холст, масло.

На этой выставке вы сможете окунуться в архитектурную жизнь послереволюционного времени. Время слома прошлого, царствования авангарда и ничем не ограниченного полета мысли, фантастической мечты о всеобщем благе. Пусть многие проекты оказались не осуществлены, но их творческий потенциал и в наше время оказывает влияние на развитие архитектуры XXI века.


Выставка продлится с 1 декабря 2017 года по 1 апреля 2018 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25. Проезд до ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад». Подробнее тут.
Время работы: Вторник, четверг с 13:00 до 21:00.
Среда, пятница-воскресенье с 11:00 до 20:00.
Касса закрывается за 30 мин до окончания работы музея.
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 250 руб, льготный - 100 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
Подробнее тут.
Музей принимает к оплате пластиковые карты.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МУАР” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
oshanbo
Dec. 8th, 2017 06:15 pm (UTC)
О! Спасибо! Я в Щусева только на метрошной выставке был. Буду иметь в виду!
mayak_parnasa
Dec. 8th, 2017 07:36 pm (UTC)
В МУАРЕ периодически очень хорошие выставки проходят в анфиладе.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com