?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Музеях Московского кремля открылась выставка «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI-XVIII веков», посвященная истории и культуре Португальской колониальной империи XVI–XVIII веков — первой колониальной империи Нового времени, сыгравшей важнейшую роль в мировой истории.
Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560. Мастер: Антон Пеффенхаузер. Клейма: городское Аугсбурга; мастера Антона Пеффенхаузера. Сталь, золото, латунь, ковка, чеканка, гравировка. Изображение взято с сайта Музеев Москвоского Кремля.

Сто сорок экспонатов из музеев и частных собраний России, Португалии и других стран демонстрируют, с одной стороны, великолепие португальского двора, традиции португальского мореплавания, науки и культуры, с другой стороны являются свидетелями взаимного влияния и культурного обмена метрополии с ее владениями в Индии, Китае, Японии, Африке и Бразилии.
Но сегодня мы не будем рассказывать обо всех сокровищах, которые откроются перед взглядами посетителей этой выставки, мы расскажем только об одном  – доспехе короля Испании и Португалии Филиппа II. Королем Португалии он стал в 1580 году под именем Филиппа I.
Филипп II Испанский. Санчес Коэльо, Алонсо. Изображение взято из Википедии.

После гибели во время африканской экспедиции короля Португалии Cебастьяна I на престол взошел его дядя Энрике. Младший ребенок своего отца он строил церковную карьеру и к моменту восшествия на престол в 77 лет, он был кардиналом Римско-Католической церкви и примасом Португалии. Так как он понимал, что продолжить династию ему будет не суждено, то он назначил регентский совет, который должен будет избрать наследника, если к моменту смерти Энрике еще не выберет претендента. Так и случилось. Регентский совет выбрал королем Португалии, наиболее близкого родственника Ависской династии, которым и был Филипп II Испанский.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Пеший парадный доспех считается шедевром искусства немецких оружейников этого периода как по своему замыслу, так и по качеству исполнения чеканного и гравированного декора, необычного для такого изделия. Предполагается, что Антону Пеффенхаузеру мог помогать какой-то ювелир из Аугсбурга.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Доспех принадлежал короля Испании и Португалии Филиппу II хранился среди его доспехов и так описывался в инвентаре 1594 года: «Легкие доспехи стального цвета, украшенные рельефными фигурами, заклепки с большими позолоченными головками, и на них вырезаны гербы Португалии, с морионом, латным воротником, нагрудником и наспинником, длинными набедренными щитками с наголенниками, наручами и перчатками и латными ботинками с такими же заклепками, как и на [всех этих] доспехах».
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

В украшении доспеха обращает внимание обилие мифологических и аллегорических сюжетов, связанных с идей земной власти над морем и сушей, а также добродетелей, на которых должно основано ее правление. Поскольку он задуман как доспех «в античном стиле», центральное место в декоре занимают греко-римские божества: Зевс, Минерва, Геркулес, Амфитрита, Вулкан, Тефия и Океан.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Амфитрита — в древнегреческой мифологии одна из нереид, по Гесиоду, дочь морского бога Нерея и Дориды (либо дочь Океана и Тефии, согласно Псевдо-Аполлодору). Жена Посейдона, мать Тритона. Как морская богиня, она часто изображалась восседающей рядом со своим супругом на колеснице, влекомой морскими конями или тритонами, или же верхом на тритоне. Амфитрита многими почиталась наравне с Посейдоном.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Тефида, она же Тефия — в древнегреческой мифологии одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым породила три тысячи сыновей — речных потоков и три тысячи дочерей — океанид.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Рядом с ними – различные персонажи, вооруженные в античном духе, наличие которых отсылает к теме королевской и императорской власти; их сопровождают аллегории победы, мира, навигации и власти, а также трофеи и другие атрибуты триумфа. Представлены также львы, плода граната и имперские орлы, которые трактуются как отсылка к королевскому дому, хотя отсутствуют некоторые основные для него геральдические эмблемы, как, например, замки.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

На наручах представлены аллегории качеств, отличающих правителя, - благоразумия, силы и справедливости. На шлеме бургундского тип изображены поединки между римлянами и карфагенянами. Согласно современной типологии шлем является бургонетом (бургиньотом), а не морионом как он описан в инвентаре 1594 года.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Этот доспех был последним известным из выкованных для Филиппа II. Он отражает любовь короля к парадным доспехам, вдохновленным классической древностью, в отличие от боевых и турнирных доспехов, заказанных в бытность его принцем под отцовским влиянием. Датировка (около 1560) связывает доспех с решающим этапом жизни Филиппа, когда в течении трех лет он принял на себя ответственность за дела управления; на эти годы приходятся отречение и смерть отца.
Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

Такой контекст может объяснить триумфальный характер декоративного убранства, с его аллегориями королевской власти. В этом смысле следует подчеркнуть, что характер декора доспеха позволил ему надолго сохранить свою ценность – в 1580 г. его оригинальные заклепки были заменены другими, с изображениями креста ордена Христа, щитов и армиллярной сферы – элементов герба королей Португалии, которая в это время вошла в состав Испанской империи.
Армиллярная сфера

Армиллярная сфера (от лат. armilla — браслет, кольцо) — астрономический инструмент, употреблявшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил. Её изобретение приписывают древнегреческому геометру Эратосфену (III в. до н. э.). Впоследствии армиллярная сфера использовалась также как наглядное учебное пособие — в качестве модели небесной сферы. Она появилась на флаге Португалии во времена короля Манэля I. Его правление ознаменовалось эпохой географических открытий. При нём Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 году, Педру Алвариш Кабрал открыл Бразилию, Франсишку ди Алмейда стал первым вице-королём Индии (1505), а Афонсу де Альбукерки основал первые колонии в Персидском заливе. Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы.
Герб Португалии.

На красной полосе можно увидеть золотые замки. Во время правления Афонсу III на гербе Португалии появились изображения с золотыми замками. Число замков менялось от 8 до 12. Афонсу IV определил 12, а Себастьян I окончательно утвердил 7. Предположительно, они означают мавританские замки, отвоёванные Португалией во время Реконкисты.
Крест ордена Христа.

Еще одним символом Португалии стал крест ордена Христа. Орден Христа – это правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с неверными. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров. Васко да Гама и другие странствующие рыцари Христа плавали под парусами с эмблемой ордена. Король Жуан III объявил пост великого магистра наследственным среди королей Португалии.

Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.


Фрагмент. Парадный доспех короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560.

И в завершение пара фотографий с сайта музея, рассказывающих о монтаже выставки.
Монтаж выставки. Фото взято с сайта Музеев Московского Кремля.

Монтаж выставки. Фото взято с сайта Музеев Московского Кремля.

Приходите в музей, здесь перед вами развернётся история Португалии и Великих, расскажет свою историю интереснейшую историю из жизни королей и первооткрывателей, о взаимоотношениях Запада и Востока и взаимопроникновения культур. Но обо всем этом мы расскажем позже. А пока хочется сказать, не пропустите эту уникальную выставку.

В написании обзора использовался каталог к выставке "Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI-XVIII веков". Каталог можно приобрести в магазинах музея. Стоимость 2000 руб.


Выставка продлится до 25 февраля 2018 года.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Московский Кремль” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com