?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная 200-летию памятника Минину и Пожарскому. Монумент был воздвигнут в самом сердце Первопрестольной, на Красной площади, и торжественно открыт 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за ее пределами, являясь и сейчас одной из главных визитных карточек столицы нашей страны.
Памятник Минину и Пожарскому. Утвержденный проект. Неизвестный гравер (по оригиналу И.П. Мартоса). 1808 г. Бумага, резец.

«В начале 1809 года от Министра Внутренних Дел разосланы были повсюду выгравированные рисунки означенного монумента, дабы оные известны были всем Россиянам».
Сын Отечества. 1817. №50.

Работа над памятником началась в самый разгар Наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период небывалого подъема патриотического настроения в обществе. Именно поэтому монумент, наполненный гражданским пафосом, воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне. Недаром в одном из ранних описаний произведения И. П. Мартоса есть такая фраза: "Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох".
Памятник Минину и Пожарскому. Первоначальный проект. Неизвестный гравер (по оригиналу И.П. Мартоса). 1804-1807 гг. Бумага, резец.

«Почтеннейший Академик Российский, Ивн Петрович Мартос, столь известный по своим отличнейшим произведения, и еще более славный по изобретению и сочинению, сделал образец памятника Пожарскому и Минину, назначенного в Москве, который даже в отпечатке достоин удивления. Великий Художник живо чувствовал всю важность предмета, и в творческом изображении своем представил минуту самую решительную, великую – Минин вручает меч Пожарскому, и левою рукой, простертою с величеством, показывает Москву. Вид его тверд и решителен; в глазах приметно ожидание чего-то великого, и полу отверстые уста его, кажется, говорят Герою: «Спасти Отечество!»
В сию торжественную минуту Пожарский берет правою (рукой) меч, ему вручаемый, а левою со щитом простирает к небу; взор его устремлен туда же, без сомнения, и надежда его там же; ни что столько не выразительно, как черты лица Пожарского: сомнение и надежда, желание и ожидание помощи свыше, кажется, одушевлены в чертах Героя; сие стремление в защиту Отечества, сие порывы храброго духа ничем так не могли быть выражены, как наклонением Героя вперед и простертым его шагом!»
Журнал изящных искусств. 1807. Ч.I. Кн.2.
Фрагмент. Парад на Красной площади 4 июня 1818 года в честь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.
Гравер А.П. Грачев (Грачов) (по оригиналу И. Логинова). Конец 1810-х гг. Бумага, резец, пунктир.

"Фигуры в монументе Минина и Пожарсокого почти в 6 с половиной аршин: следовательно, гораздо более Геркулеса Фарнезского и конной статуи Петра I в С. Петербурге. Корпус пиедистала имеет длины 5 арш. и 0 вершков, ширины 3 арш. и 3 вершка; во всем же вообще пиедестале считается вышины 5 аршин и около 2 вершков. Под пиедесталом находится еще терраса, сделанная также из гранита, вышиною в 1 ½ арш. Пиедестал содержит в себе весу до 7000 пудов. В группе же, мече, щите, шишаке и барелиефах содержится весу до 1200 пудов."
Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве. (М., 1818).
Вид Красной (Торговой) площади в сторону Покровского собора. «Виды Москвы, посвященные Его Величеству Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому, Царю Польскому, и прочая, и проча, и прочая»)
Литограф И.Л. Деруа (по оригиналу О. Кадоля. 1825 г. Париж. Типография Г. Энгельмана. Бумага, литография.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, "которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина", а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников участвовать в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника. Учитывая важность памятника для русской истории, было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.
Фрагмент. Памятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Российская империя. Архангельск А. Коржавин (?). 1810-е годы.
Моржовая кость, дерево, резьба, гравировка.

Присутствовавший при "рождении" своего произведения И. П. Мартос писал: "Медь плавилась 10–ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение ее в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно". Отливка колоссальной скульптурной группы (высота 4,5 метра) по выплавляемой восковой модели за один прием была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.
Фргамент. Часы каминные «Минин и Пожарский». Франция. Париж. Мастерская П.Ф. Томира. Начало 1820-х гг. Бронза, литье, чеканка,золочение.

Часы были заказаны знаменитому французскому бронзовщику П.Ф. Томиру тайным советником Н.Н. Демидовым, представителем известной династии русских промышленников. При создании часов П.Ф. Томир, по-видимому, использовал гравюру 1808 г. и малую скульптурную модель памятника, оконченную И.П. Мартосом в 1812 г.

Также на выставке можно увидеть редкие фотографии нашего города.
Передвижка памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Фотограф А.А. Вепринцев. 1931 г. Серебряно-желатиновый отпечаток.

В 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного, где он находится до сих пор.
Похороны В.И. Ленина на Красной площади 27 января 1924 года. Неизвестный фотограф. 1924 г. Серебряно-желатиновый отпечаток.

В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея. И сейчас он является самым большим экспонатом Исторического музея. В скором времени планируется исследование и реставрация этого символа Москвы и России. А пока приходите в музей, посмотрите как менялась Красная площадь за это время и свидетелями каких событий стал главный памятник столицы. Ведь он видел русских царей, кровавые дни октябрьских событий, легендарные парады Рабоче-Крестьянской Красной армии 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945 года. История памятника, Красной площади пройдет перед вами в фотографиях и гравюрах. Не упустите свой шанс увидеть редкие экспонаты, которые на некоторое время покинули фонды и предстали взору посетителей.


Выставка продлится до 26 марта 2018 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com