?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В рамках подготовки к 150-летию Государственного Исторического музея, запланирована серия пресс-конференций, в ходе которых будет рассказано о 16 фондовых отделах музея. На днях состоялась первая такая пресс-конференция, которая была посвящена Отделу рукописей. Это один из старейших фондов музея, в 2022 году ему исполнится 110 лет. К настоящему времени здесь собраны более 31 тысячи памятников письменности. В скором времени на сайте музея появится электронный читальный зал, где все желающие смогут увидеть оцифрованные копии редчайших книг. В ходе пресс-конференции сотрудники музея представили ряд уникальных памятников. С ними мы вас сейчас и познакомим. Начнём сразу с самого интересного, с обещанной библиотеки.
Апостол. Москва, 1564 г. Печатник Иван Федоров.

Это первая датированная печатная книга, вышедшая в Московской Руси. Первые отпечатанные экземпляры были предназначены для подарка царю и были украшены его портретом, вытесненном на верхней крышке переплета. Это единственный сохранившийся экземпляр с прижинненым портретом царя. Как вы уже наверное догадались, эта книга находилась с библиотеке царя.

Апостол. Москва, 1564 г. Печатник Иван Федоров.

Еще в XIX веке исследователи заметили, что на его кожаном переплете имеется какое-то практически исчезнувшее изображение. Вытисненное на коже, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже почти не видно невооруженным глазом. Оказалось, что в данном случае наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон – в частности, переплет "Апостола" снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом).
Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда ГИМ. Фотосъёмка в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой.

В результате обработки полученных снимков удалось получить очертания лица. Историки полагают, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV Грозного. Он был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке кожаного переплета вместе с двуглавым византийским орлом – новым гербом русских государей.
Фрагмент. Изборник князя Святослава. Киев, 1073 г. Семья князя Святослава.

Изборник 1073 – вторая по древности датированная древнерусская книга, была выполнена для великого князя Святослава Ярославича в придворном княжеском скриптории лучшими художниками и писцами того времени. Прототипом этой книги был сборник, сделанный в конце IX – начале X века по заказу болгарского царя Симеона на основе византийских флорилегиев. Изборник 1073 года представляет собой хрестоматию из важных христианских учительских текстов, в том числе «философских статей» Немесия, Максима Исповедника, Федора Раифского, Василия Великого. Среди них можно найти и светские сочинения – трактат о поэтических фигурах «Об образех» Григория Хировосока, учения Аристотеля о 10 категориях. Книга украшена роскошными полихромными миниатюрами-фронтисписами, среди которых находится древнейший светский портрет князя Святослава с семьей.
Фрагмент. Изборник князя Святослава. Киев, 1073 г.

Флорилегий (florilegium) — «цветник»; догматический сборник цитат из творений святых отцов, выдержек из церковных писателей. Эта литературная форма впервые появилась в эллинистическую эпоху, когда для нужд преподавания риторики или для школьной полемики составлялись многочисленные сборники образцовых выдержек или свидетельств древних писателей, чаще всего назидательного характера.
Фрагмент. Изборник князя Святослава. Киев, 1073 г. Семья князя Святослава.

В 1817 году Изборник был найден в библиотеке Воскресенского (Ново-Иерусалимского) монастыря. В 1834 году Изборник был передан в Синодальную библиотеку.
Фрагмент. Изборник князя Святослава. Киев, 1073 г.

Отдел рукописей Исторического музея вначале включал не более 5000 номеров, а именно собрания: Музейное, Черткова, Забелина, Барятинского, Вахрамеева. В 1912 году музеем было приобретено собрание Барсова, состоявшее из 2089 номеров, а в 1915 году поступило по завещанию собрание Щукина, включавшее 968 номеров.
Фрагмент. Минологий, февраль-март. Константинополь, 2-я четверть XI в.

Эта рукопись была создана в лучшем константинопольском императорском скриптории писцом-каллиграфом Николаем. Она представляет собой один из томов целого комплекта житий святых, выполненных по заказу византийского императора Михаила IV (103-1041). Сохранилось лишь два тома из этого роскошного императорского комплекта. Высочайший уровень исполнения его, 57 миниатюр, делает этот кодекс жемчужиной Македонского ренессанса.
После Октябрьской революции начинается быстрый рост собраний отдела за счет передачи национализированных частных и монастырских собраний. В это время ГИМ получает собрание Московской Синодальной библиотеки, а так же собрания Уварова, Хлудова, Вострякова и другие.
Фрагмент. Минологий, февраль-март. Константинополь, 2-я четверть XI в.

Синодальное(бывшее Патриаршее) собрание рукописей было в полном объеме передано в Государственный Истерический музей в 1920 году. Несмотря на древность отдельных памятников, возникновение бывшей Патриаршей библиотеки относится к эпохе сравнительно поздней, т.е. к середине XVI века, ко времени митрополита Макария (1542-1563). Предпринятое митрополитом Макарием составление полного списка миней-четьих на 12 месяцев потребовало подбора огромного количества текстов. Необходимые для тексты извлекались из рукописей хранившихся в соборах и монастырях, часть книг бралась из личных «келейных» книг митрополита Макария, причём недостающие книги покупались или заказывались. Эта «митрополичья книжная казна» и послужила началу Синодальному собранию.
Фрагмент. Минологий, февраль-март. Константинополь, 2-я четверть XI в.

Минея-четья – сборник, содержащий жития святых на все дни месяца, а также их сочинения. Предназначался как для церковного, так и для домашнего чтения.
Фрагмент. Хлудовская псалтырь. Константинополь, середина IX века.

Это греческая рукопись – один из прекраснейших памятников византийского искусства. Она была создана в Византии около 850 года предположительно в константинопольском Студийском монастыре сразу после победы иконопочетания. Содержание ее 209 красочных миниатюр не исчерпываются каноническими библейскими сюжетами, на полях рукописи мы видим изображения исторических деятелей времени иконоборчества и евангельских персонажей.
Фрагмент. Хлудовская псалтырь. Константинополь, середина IX века.

Собрание рукописей А.И. Хлудова поступило в Государственный Исторический музей в 1917 году из Никольского единоверческого монастыря в Москве, куда оно было передано после смерти собирателя согласно его завещанию. В 1923 году одновременно с собранием рукописей Никольского единоверческого монастыря в ГИМ поступила оставшаяся там небольшая часть собрания Хлудова. Алексей Иванович Хлудов (1818-1882) происходил из крупного московского купечества, будучи старообрядцем (единоверческого согласия), он имел определенный интерес к памятникам древней письменности. Большие средства позволили Хлудову составить собрание исключительной ценности, причем подбор памятников во многом составляет заслугу его библиотекаря старообрядца И.В. Борисова.
Лицевой летописный свод. Александров – Москва, 3-я четверть XVI века.

«Синодальная» книга летописного лицевого свода содержит русские известия с 1535 года по 1567 год. Повествующие события проиллюстрированы 1116 красочными миниатюрами, наряду с погодными известиями в ее состав включены ряд повестей и посланий.
Фрагмент. Лицевой летописный свод. Александров – Москва, 3-я четверть XVI века. Царь Иван IV Грозный.

Лицевой летописный свод (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60—70-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
Фрагмент. Лицевой летописный свод. Александров – Москва, 3-я четверть XVI века. Строительство собора Покрова на Рву.

Свод состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. В ГИМе хранятся тома 1, 9, 10.
Фрагмент. Лицевой летописный свод. Александров – Москва, 3-я четверть XVI века.

На представленных миниатюрах мы можем видеть возведение и освещение собора Покрова на Рву. Собор возводился по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством, которое было покорено в 1552 году.
Фрагмент. Лицевой летописный свод. Александров – Москва, 3-я четверть XVI века. Мтрополит Макарий поновляет икону Святого Николая.

Фрагмент. Великие минеи четьи митрополита Макария. Новгород-Москва, 1530-е-1550-е гг.

Великие минеи-четьи были созданы по приказанию московского митрополита Макария. Сохранилось три комплекта миней: Софийский созданный для вклада в Софийский собор Великого Новгорода, Успенский для вклада в Успенский собор Московского Кремля и «Царскикй» для Ивана Грозного. Огромные фолианты миней в 12 томах, по тому на каждый месяц года, представляют собой энциклопедию древнерусской книжности. В состав миней включены памятники богословского и богослужебного характера: сочинения, поучения и слова «отцов церкви», евангелие, толковая Псалтырь и Апостол, Апокалипсис, Петерики, Прологи, Кормчая, агиографические произведения, сказания и «хождения» и пр.
Фрагмент. Великие минеи четьи митрополита Макария. Новгород-Москва, 1530-е-1550-е гг.

Фрагмент. Великие минеи четьи митрополита Макария. Новгород-Москва, 1530-е-1550-е гг.

Кормчая «Клементовская». Новгород, 1280-е гг.

«Клементовская» Кормчая является древнейшим списком «русской редакции», соединившей кодексы церковного и светского права. В ее составе дошли самые ранние записи «Русской Правды». Создана по заказу новгородского архиепископа Климента (1276-1299) двенадцатью писцами. После взятия Новгорода войсками Ивана IV в 1478 году ее как символ независимости города увезли в Москву вместе с вечевым колоколом и другими документами городского самоуправления. Об этом фолианте можно прочесть в нашем старом посте.
Библия Франциска Скорины. Прага, 1517-1519 гг.

Это первая печатная книга на церковнославянском языке. При подготовке текста использовались церковнославянские, древнееврейские, греческие и латинские рукописи. Издание богато украшено ренессансными орнаментами, 39 гравюрами на библейские сюжеты и портретом Франциска Скорины.
Фрагмент. Библия Франциска Скорины. Прага, 1517-1519 гг. Портрет Франциска Скорины.

Франциск Лукич Скорина (около 1490 — 1551) — восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Переводчик на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг. В 1517 году Франциск Скорина основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издаёт 23 книги Библии. В 1520 году переезжает в Вильну — столицу Великого княжества Литовского, где основывает первую на территории государства типографию. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе.
Сказание о Мамаевом побоище. 1680-е гг.

Один из самых ранних списков воинской повести конца XV века, рассказывающей о победе объединенных русских дружин над монголо-татарскими войсками на Куликовом поле в 1380 году. Содержит подробный рассказ о подготовке и ходе битвы, сообщает много ценных исторических деталей наряду с легендарными эпизодами. Богато иллюстрирована миниатюрами.
Фрагмент. Сказание о Мамаевом побоище. 1680-е гг.

Фрагмент. Сказание о Мамаевом побоище. 1680-е гг.

Житие Василия Блаженного. Москва 1790 г.

Памятник древнерусской агиографической литературы XVI века. Святой был канонизирован в 1588 году. Тогда же его мощи были перенесены в Покровский собор, что на Рву. Текст жития сопровождается красочными миниатюрами.
Фрагмент. Житие Василия Блаженного. Москва 1790 г.

На иллюстрации вы можете видеть владельческую надпись Барсова. Обширное и ценное собрание рукописей Е.В. Барсова было приобретено Историческим музеем в 1914 году. Кроме того в 1919, после смерти Барсова, его дочь передала в музей остатки рукописных коллекций отца. Елпидофор Васильевич Барсов (1836-1917) – известный этнограф и археограф, собиратель и исследователь народного творчества. С 1870 года был библиотекарем русского и славянского отделений Румянцевского музея в Москве. С самого начала своего собирательства Барсов предназначал свою коллекцию для вновь созданного Российского Исторического музея. Одним из достоинств собрания является то, что одно и тоже произведение представлено у него в нескольких списках, что облегчает изучение текстов.

Вот то немногое, что хранится в фондах музея, где происходит научная работа по изучению этих редких книг. Так же отдел рукописей участвует в крупных международных проектах, в частности в рамках проекта «Берштейн – Память бумаг» создается общемировая база филиграней (водяных знаокв на бумаге), где уже собрано более 250 тысяч филиграней. Эта база поможет датировать печатные книги и выявлять попытки подделок средневековых памятников.

Приходите на выставки в Исторический музей.

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1. Воскресенские ворота.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
il_ducess
Feb. 13th, 2018 08:30 pm (UTC)
Нет единоверческого согласия старообрядцев. Есть единоверие Синодальной, Никонианской церкви.
А.И. Хлудов собирал рукописи и старопечатные книги не как старообрядец. Библиотека ему досталась от мужа сестры-старообрядца.
Сам А.И. Хлудов придерживался даже не единоверия, а никонианского православия. Был старостой Церкви Трех Святителей у Красных Ворот.

Заблуждение о старообрядчестве Хлудовых из-за его собрания - бич наших музеев.

Источником о вере Хлудовых является дневники его дочериВарвары и Записки брата Г.И. Хлудова.
vladimirdar
Feb. 16th, 2018 09:29 am (UTC)
Oh! Интересно! Спасибо!
mayak_parnasa
Feb. 19th, 2018 12:13 pm (UTC)
Спасибо за правки.) Мы опирались на информацию данную музеем и их литературу. Будем иметь в виду.
il_ducess
Feb. 19th, 2018 12:51 pm (UTC)
очень странно... потому что в ГИМе работает крупнейший спец по старообрядчеству и она Хлудова к старообрядцам не причисляет
mayak_parnasa
Feb. 20th, 2018 01:59 am (UTC)
Если быть совсем точным. То информация по собранию Хлудова была взята из издания ГИМа . М.В. Щепкина, Т.Н. Протасьева "Сокровища древней письменности и старой печати". Труды ГИМа, Памятники культуры, выпуск 30. Москва, 1995.

Оное издание было подарено всем присутствующим на презентации, но возможно без надежды на прочтение).
il_ducess
Feb. 20th, 2018 12:23 pm (UTC)
Ну конечно 1995 год, тогда только только начали изучать старообрядчество.
И конечно не было никаких дневников Г.И. Хлудова и В.А. Морозовой.
И Юхименко еще только начала свои исследования.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com