?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Третьяковская галерея открыла в своих залах выставку «Сказание о граде Свияжске», которая напоминает об исторической значимости этого древнего города и демонстрирует сохранившиеся до нашего времени уникальные памятники, связанные с его основанием. Выставка задумана как путешествие в ту эпоху, когда недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, впадающей в Волгу, был основан новый город, сыгравший немаловажную роль сначала в подготовке знаменитого победоносного Казанского похода 1552 года, а затем в истории края, вошедшего в состав Российского государства.
«Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

На выставке представлено 87 произведений из крупнейших музеев России: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Государственного исторического музея, Муромского историко-художественного музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также из Библиотеки Российской академии наук и Российской государственной библиотеки.

На выставке представлены рукописи и иконы XVI века, рассказывающие о военном походе, основании города, украшении его монастырей и храмов и о первых прославившихся в этой земле святых. Впервые в Москве можно увидеть иконы двух уникальных по полноте и составу древних иконостасов Свияжска: из деревянной Троицкой церкви и каменного Успенского собора. Эти иконы, ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, были открыты и описаны в 1920-х годах и с тех пор вызывают неослабевающий интерес специалистов. Известно, что к их созданию был причастен просветитель и миссионер архимандрит Герман, впоследствии причтенный к лику святых.
Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

Основание Свияжска связано с Казанскими походами Ивана Грозного. В 1550 году на острове в устье реки Свияги, впадающей в Волгу, была заложена крепость, названная в честь царя Иван-городом Свияжским. Город был задуман как опорный пункт русского войска на пути к Казани, но ему суждено было стать не столько военной крепостью, сколько крещенской купелью Казанского края.
Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

Свияжская крепость очень скоро превратилась в город монастырей и храмов. До нашего времени сохранились два уникальных по полноте и составу иконостаса, происходящих из деревянной Троицкой церкви (1551) и каменного Успенского собора (1561). К их созданию был причастен высокообразованный книжник, просветитель и миссионер архимандрит свияжского Успенского монастыря Герман.
Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

На иконе «Благословенно воинство небесного царя…» представлено шествие конных и пеших воинов, движущихся от охваченного пламенем земного града ко Граду Небесному. Возглавляет шествие полков крылатый всадник – Архангел Михаил, но композиционным центром является фигура первого христианского императора Константина с крестом в руках.
Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

Название иконы – цитата на стихир (песнопений), посвященных святым воинам. Идея образа, вероятнее всего, связана с подготовкой торжеств по случаю венчания на царство Ивана IV в 1547 году. Первоначально она находилась рядом с царским моленным местом в Успенском соборе Московского Кремля.
Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

По замыслу ее создателей образ царя Константина, ведущего вслед за архистратигом Михаилом полки христиан, был признан напоминать государю о его высокой миссии охранять православие и вести свой народ по пути спасения. Однако нельзя отрицать и опосредованную связь с принесшим царю славу Казанским походом. Кавалькады воинов-мучеников ассоциировались в глазах современников с образом русского воинства, свершившего подвиг взятия Казани. Сам царь, подобно первому христианскому императору Константину, войдя в покоренный город, утвердил посреди него крест – главный символ православного царства.

Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.


Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.


Фрагмент. «Благословенно воинство небесного царя…» 1540-е. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

24 мая 1551 год в Неделю всех святых хан Шигалей вместе с воеводами и русским войском приплыли по реке Свияга на кораблях и вышли на один из берегов, на возвышенное место. Здесь они начинают вырубать лес для основания города. В этом месте они служат водосвятный молебен, а затем обходят с крестным ходом и окропляют святой водой места для стен будущего города. Затем начинают строить стены города и закладывают храм во имя Рождества Богородицы и Сергия Радонежского. Город построили за 4 недели. Местные жители начинают приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство.
Лицевой летописный свод. Царственная книга. Рукопись – XVI век; переплет 1910. Москва.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав; переплет: картон, кожа. ГИМ.

Шах-Али хан (царь Шигалей) в 1516 году после смерти отца получил касимовский престол. В 1519 году был приглашён на казанский престол аристократией ханства во главе с Булатом Ширином. Постановка Шах-Али на престоле произошла по настоянию Москвы. Участвовал в походах Московии против Казанского ханства (1537, 1540, 1541, 1548, 1552 гг.). В 1546 году при содействии посла великого князя Евстафия Андреева занял ненадолго казанский престол, но был изгнан Сафа-Гиреем. В 1552 году по требованию Ивана Грозного оставил казанский престол, однако отказался сдать город русским во главе с А. Ф. Адашевым.
Лицевой летописный свод. Царственная книга. Рукопись – XVI век; переплет 1910. Москва.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав; переплет: картон, кожа. ГИМ.

Подпись под изображением: «Месяца маиа 24 в Неделю всехъ святыхъ царь Шигалей и воеводы пришли на Свиягу, и вылесчи воеводы великаго князя изъ судовъ, начаша лесъ сещи, где быти городу»

Церковь походная. Середина XVI века. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.


Фрагмент. Церковь походная. Середина XVI века. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.


Фрагмент. Церковь походная. Середина XVI века. Москва. Дерево, темпера. ГТГ.

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Вторая половина XVI века. Ярославль.
Дерево, темпера; серебро, басма, гравировка, золочение. ГТГ.

Икона "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" происходит из Спасо-Преображенского собора Свияжского монастыря в Ярославе. Ионн Предтеча представлен в символическом образе крылатого Ангела пустыни («Се Аз посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, иже уготовит путь Твой перед Тобою» Мф. 11:10). Эта иконография получила широкое распространение в XVI столетии после рождения в 1532 году у великого князя Василия III наследника, нареченного Иваном в честь последнего пророка.
Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Вторая половина XVI века. Ярославль. Дерево, темпера; серебро, басма, гравировка, золочение. ГТГ.

Появление иконы Иоанна Предтечи в Спасском монастыря Ярославля связано со сложившейся в грозненское время традицией символически обозначать «присутствие царя» в подвластных ему городах иконой «государева ангела». В Спасо-Преображенского соборе икона располагалась на западной грани северо-западного столпа и пользовалась особым почитанием.
Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Вторая половина XVI века. Ярославль.
Дерево, темпера; серебро, басма, гравировка, золочение. ГТГ.

В Свияжске один из первых возведенных храмов был также посвящен Иоанну Предтече и имел храмовый образ с изображением святого покровителя царя.
Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Вторая половина XVI века. Ярославль.
Дерево, темпера; серебро, басма, гравировка, золочение. ГТГ.

Впервые посетители выставки смогут увидеть редкие произведения лицевого шитья XVI века из Национального музея Республики Татарстан. Эти литургические предметы были вкладами русских воевод и священников в храмы и монастыри Казани и Свияжска.
Шапка архиерейская. Вторая половина XVI века.
Атлас, холст, камка (китайская), золотные, серебряные нити, вата, кожа; металлическое кружево, мех; шитье.
Национальный музей Республики Татарстан.

Шапка архиерейская – головной убор с меховой опушкой, которой носили святители средневековой Руси (митра, головной убор греческих иерархов, была введена в русский обиход при патриархе Никоне). Представленная на выставке архиерейская шапка принадлежала Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому, и происходит из его погребения.
Фрагмент. Шапка архиерейская. Вторая половина XVI века.
Атлас, холст, камка (китайская), золотные, серебряные нити, вата, кожа; металлическое кружево, мех; шитье.
Национальный музей Республики Татарстан.

Герман прибыл в Свияжск в 1552 году вместе с первым архиепископом Казани Гурием и был поставлен на архиепископскую кафедру. В 1566 году царь Иван Грозный вызвал его в Москву и предложил занять митрополичий престол. Святитель, не одобрявший политику опричнины, отказался и через некоторое время был найден «во дворе своем мертв». Германа похоронили в московской церкви Николы Мокрого в Зарядье. В 1592 году митрополит Казанский Гермоген испросил у царя Федора Иоанновича разрешения перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь и поместить в алтаре Успенского собора. В 1889 году при переоблачении мощей святителя подтвердилась версия о его насильственной смерти. Тогда же архиерейскую шапку, в которой был похоронен Герман, поместили в ризницу собора.
Святая Троица с избранными святыми. Сударь. Около 1565.
Камка, атлас, холст, шелковая ткань; шелковые, серебряные нити; шитье.
Национальный музей Республики Татарстан.

Вклад князя Андрея Григорьевича Булгакова в казанской Благовещенский собор составляет комплект с сударями «Богоматерь Воплощение, с евангелистами» и «Преображение». Вокруг Святой Троицы кроме херувимов и серафимов изображены святые, тезоименные князьям-братьям Г.А. и П.А. Булгаковым и их супругам: Мария Египетская, Параскева Пятница, Григорий Армянский, митрополит Московский Петр.
Фрагмент. Святая Троица с избранными святыми. Сударь. Около 1565.
Камка, атлас, холст, шелковая ткань; шелковые, серебряные нити; шитье.
Национальный музей Республики Татарстан.

Приходите на выставку в Государственную Третьяковскую галерею, где сейчас находятся святыни града Свияжска, которые всего лишь третий раз покинули свой город. Воспользуйтесь этой уникальной возможностью.


Выставка продлится до 20 мая 2018 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 12. Инженерный корпус. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com