?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Картины русской истории», продолжающая программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники» и знакомит зрителей с творчеством исторических живописцев второй половины XIX – начала XX века В.С. Смирнова, Г.С. Седова, К.Е. Маковского, К.В. Лебедева, А.Д. Литовченко, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М.М. Антокольского, М.О. Микешина, С.О. Целинского дополняют выставку.
М.М. Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Уменьшенное повторение статуи 1890 года. Бронза.

Согласно иерархии жанров, принятой во всех художественных академиях Европы, главным считался исторический жанр. В Императорской Академии художеств исторической живописи уделялось особое внимание, а основой академической системы подготовки исторического живописца являлась программа. Под этим термином понимали обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств. И посетитель выставки увидит взгляд художников на трагические и переломные моменты нашей истории.
В.С. Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883.

Одна из картин, привлекших наше внимание оказалась работой кисти художника В.С.Смирнова. В 1883 году В.С. Смирнов был допущен к конкурсу на соискание большой золотой медали, дававшей классное звание и право на пенсионерскую поездку за границу. За программу «Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя» он удостоился высшей награды, классного звания 1-й степени и права на пенсионерскую поездку в Европу на 4 года за счёт Академии.
В.С. Смирнов. Фрагмент. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883. Холст, масло.

«Когда Батый разрешил Черниговскому князю предстать с дарами пред свое лицо, пришли монгольские шаманы и по обычаю провели Михаила с его спутниками между священными огнями; затем приказали ему сделать земной поклон на юг тени Чингисхана. Тут Михаил объявил, что вера христианская повелевает кланяться только Святой Троице и запрещает поклонение кумирам. Донесли хану о таком ответе русского князя. Разгневанный Батый послал одного из вельмож, Елдегу, возвестить Михаилу, что он будет казнен, если не исполнит обычных обрядов. Михаил отвечал, что готов пострадать за правую веру. В Орде находился тогда юный ростовский князь Борис Василькович, по матери своей внук Михаила. Татары подослали Бориса, чтобы он уговорил своего деда не упорствовать. Со слезами начал Борис упрашивать Михаила, склоняя его исполнить волю цареву. Бывшие с Борисом ростовские бояре также приступили к Черниговскому князю с просьбами и говорили, что они со всей своей областью примут на себя епитимию за него. Тут черниговский боярин Федор, опасаясь, чтобы слезы внука и любовь к дочери не поколебали старика, начал укреплять его мужество и решимость, напоминая завет духовного отца и данное ему обещание. Слова Федора устранили всякое колебание.
В.С. Смирнов. Фрагмент. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883. Холст, масло.

«Нет, не послушаю вас, не погублю своей души», – сказал Михаил. И, сняв с себя верхний княжеский плащ, бросил его ростовским боярам со словами: «Возьмите славу света сего; я не хочу ее».
Иловайский Д.И. – История России. В 5 томах. Том 1. Становление Руси.
В.С. Смирнов. Фрагмент. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883. Холст, масло.


Григорий Семёнович Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

Ещё одна картина, на которую мы хотим обратить ваше внимание - "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем". Обстоятельства сватовства царя Алексея Михайловича Романова описаны во многих исторических источниках, но, видимо, при работе над картиной Г.С. Седов основывался прежде всего на тексте С.М. Соловьева, где речь идет о шести девушках, из которых царь выбрал Ефимию Всеволжскую: «В начале 1647 года царь задумал жениться; из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь… Федора Всеволжского; узнавши о своем счастье, избранная от сильного потрясения упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подтверждена падучей болезни. И несчастную вместе с родными сослали в Сибирь. Откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю деревню Косимовского уезда. Так рассказывает одно иностранное известие. Русское известие говорит, что Всеволжскую испортили жившие во дворце матери и сестры знатных девиц, которых царь не выбрал».
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Предположительно Ефимия Всеволжская.
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло
.

Можно предположить, что на картине Ефимия Всеволжская изображена крайней слева. Среди шести девушек она выделяется ростом (многие исторические источники подчеркивают статность Ефимии), более бедным нарядом (отец Ефимии был знатным, но бедным дворянином), позой (девушка стоит с опущенными вдоль тела руками, остальные сложили руки под грудью).
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

Образ молодого царя Алексея Михайловича (в год своего первого сватовства ему было 18 лет) соответствует дошедшим до нас описаниям его характера и внешности: «Наружность царя Алексея, как описывают ее иностранцы-очевидцы, много объясняет нам о его характере; с кроткими чертами лица, белый, краснощекий, темно-русый… крепкого телосложения..»
С.М. Соловьев.
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

Узнав о болезни Ефимии Всеволжской, царь «о том очень опечалился и на много дней лишился еды». Через некоторое время он увидел в храме двух дочерей московского мелкопоместного дворянина Ильи Милославского. Его выбор пал на младшую, Марию. В 1648 году Алексей Михайлович женился на Марии Милославской.
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

За спиной Алексея на картине Седова изображен мужчина средних лет. Есть основания предполагать, что это дядька (воспитатель) царя Борис Иванович Морозов, который после смерти отца и матери Алексея стал его ближайшим доверенным лицом. Существовало предание, что именно боярин Морозов велел отравить Ефимию и устроил встречу царя с Марией Милославской, так как сам был влюблен в ее сестру Анну. Когда царь женился на Марии, через неделю сыграл свадьбу с Анной и Борис Иванович Морозов. Так он еще больше упрочил свое положение, породнившись с царем.
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

В этой картине Седов демонстрирует глубокое знание реалий истерического прошлого. Наряды и венцы девиц и кафтан из рытого бархата, зеленые расшитые сапожки Алексея Михайловича абсолютно достоверны. Причесаны девушки в «четыре косы» - такую прическу они носили на выданье; после свадьбы волосы заплетали в две косы. Возражение историка вызывает лишь кольцо в руке Алексея Михайловича. Обмен кольцами был разрешен церковью на рубеже XVIII – XIX веков. Причем невесте полагалось серебряное кольцо.
Григорий Семёнович Седов. Фрагмент. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло.

Александр Дмитриевич Литовченко. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа,
митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

Идём дальше и любуемся следующей картиной - "Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского". Митрополит Московский Филипп (1502-1569) известен как обличитель злодейств опричников царя Ивана Грозного. Решением церковного собора он был лишен сана и отправлен ссылку в тверской Успенский монастырь, где задушен Малютой Скуратовым. В 1591-м году прах Филиппа монахи перенесли в Соловецкую обитель, где он был игуменом до принятия сана митрополита Московсокого. Почти через полвека после этих событий игуменом Соловецкой обители стал Никон (в миру Никита Минин) В 1646 году Никон отправился в Москву, где привлек к себе внимание молодого царя Алексея Михайловича, был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря, затем возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.
Александр Дмитриевич Литовченко. Фрагмент. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

Летом 1652 года по инициативе Никона мощи митрополита Филиппа были перенесены из Соловецкой обители в успенский собор Московсокго Кремля. В течение десяти дней гроб с телом митрополита стоял для поклонения в Москве в центре Успенского собора, где в свое время Филипп впервые не побоялся обличить перед лицом Иоанна Грозного зверства опричников. Перед гробницей святителя Никон получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола.
Александр Дмитриевич Литовченко. Фрагмент. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

Убежденный в главенстве церковной власти над государственной, Никон соглашался принять патриаршество при условии его полной свободы в устройстве церковной жизни. При создании картины А.Д. Литвоченко обратился к «истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева: «В успенском соборе, при мощах св. Филиппа, царь, лежа на земле и проливая слезы со всеми окружавшими, умолял Никона не отрекаться. Никон, обратясь к боярам и народу, спросил: «Будут ли почитать его как архипастыря и отца и дадут ли ему устроит церковь?» Все клялись, что будут и дадут. И Никон согласился. Это было 22 июля (1653); 25-го он был посвящен».
Александр Дмитриевич Литовченко. Фрагмент. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

В картине Литовченко соединил два разновременных момента – «обеты» Алексея Михайловича и возведение Никона на патриарший престол. В своих воспоминаниях митрополит Паисий Лигарид (1610-1678) отмечает огромный рост Никона, громадную голову, черные, несмотря на возраст, волосы, низкий, нахмуренный лоб, «густые брови фавна, длинные уши сатира и грубый голос многоречивого спорщика».
Александр Дмитриевич Литовченко. Фрагмент. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

Моделью для создания образа Никона в картине послужил критик В.В. Стасов. «Просьбы были так неотступны, - вспоминал В.В. Стасов – так мне не хотелось мешать человеку в его работе, что я под конец согласился, и Никон у Литвоченко писан с меня; только он сделал меня лет на 20 помоложе того, чем я тогда был в действительности. Патриаршью мантию Литовченко добыл на несколько дней из ризницы Невского монастыря, белый клобук сшил сам, по уцелевшему оригиналу, а позу и положение рук предоставил мне избрать самому».
Александр Дмитриевич Литовченко. Фрагмент. Архиепископ Никон. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский,
у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886. Холст, масло.

Картина экспонировалась в 1886 году на 14-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и тогда же была приобретена П.М. Третьяковым.
В.В. Стасов.

Остальные истории, рассказанные выставкой, мы поведаем вам в следующий раз. А сейчас в очередной раз призываем вас идти в музей. Посетите эту выставку, а также и постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

Выставка продлится до 22 июля 2018 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Зал 27. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com