?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжаем наш рассказ о выставке «Картины русской истории», проходящей в Государственной Третьяковской галерее. У гостей музея появилась редкая возможность увидеть только отреставрированную картину, которая долгие годы хранилась в запасниках.
Клавдий Васильевич Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

В 1456 году после размолвки между Московским княжеством и Новгородской республикой, завершившейся Яжелбицким миром (1456) в пользу Москвы , новгородцы пригласили на правление литовца Михаила Олельковича, а в случае новой войны с Москвой заручились поддержкой польского короля Казимира IV. Но внутри самого Новгорода нашлись противники его «латинизации». Обострилась внутриполитическая борьба, в которой победила «антимосковская» партия бояр во главе с Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого. Партия выступила за вассальную зависимость Новгорода от Литвы.
Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

Эти события пришлись на время правления великого князя Московсокго Ивана III (1462-1505). Не желая перехода Новгорода под власть Литвы, Иван III пожаловал Дмитрия Борецкого, сына Марфы, титулом боярина московского. Михаил Олелькович в свою очередь стал прочить Марфе в женихи литовского пана, который вскоре должен был стать наместником в Новгороде.
Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

Новгородцы стали утаивать княжеские пошлины, захватывать окраинные московские земли. Дмитрий Борецкий подписал с польским королем «договорную грамоту» о защите поляками Новгорода в случае войны с Москвой. Иван III, узнав об этом, направил в Новгород свое войско. Дмитрий Борецкий и Василий Казимир, зять Марфы Борецкой, возглавили новгородское ополчение, разбитое москвичами 14 июля 1471 года в битве на реке Шелони. Поляки не поддержали новгородцев, а князя Михаила Олельковича те прогнали сами.
Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

Главы «литовской партии», были казнены. По приказу Ивана III Дмитрий Борецкий был осуждён за измену и обезглавлен в Русе 24 июля 1471 года. Второй сын Марфы, Фёдор, был насильно пострижен в монахи в Муроме. 9 октября 1477 года Иван III снова выслал в непокорный город войска. Марфа Борецкая организовала на свои деньги ополчение. Но после осады города новгородцы были вынуждены были просить перемирия и признать власть Ивана III: «Вечу не быти, посаднику не быти, а государство всем нам держати, как у нас в Низовой земле».
Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

13 января 1478 года Новгородская республика объявила о своем полном подчинении Московскому княжеству. 15 января московские войска вошли в Новгород. 17 февраля был снят вечевой колокол, перевезен в Москву и поднят на колокольню Ивана Великого. Марфа Борецкая с внуком и ведущие сторонники литовской партии были высланы из города. Борецкую постригли в монахини под именем Мария.
Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» - единственная крупноформатная картина в наследии Клавдия Лебедева. Художник обратился к одному из значимых сюжетов русской истории XV столетия, испытывая влияние Василия Сурикова и его картины «Боярыня Морозова».
Картина экспонировалась на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1891 году. Она поступила в Третьяковскую галерею в 1968 году из Музея революции и долгое время находилась в ее фондах. Специально к выставке полотно прошло сложную ресторацию в мастерской масляной живописи Галереи.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмернт. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.


Клавдий Васильевич Лебедев. Фрагмент. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889. Холст, масло.

В экспозиции можно также увидеть копию памятника «Тысячелетие России». Этот монумент, воздвигнут в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Микешин М.О. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп.
Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя.
Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Скульптурная группа - основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом.

Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.


Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Скульптурная группа - призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес.
Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Скульптурная группа - Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.
Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Микешин М.О. Фрагмент. «Тысячелетие России». 1862. Бронза. Модель памятника, установленного в Новгороде в 1862 году.

Также, хотим привлечь ваше внимание к картине работы К.Е. Маковского "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова".

Константин Егорович Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Холст, масло.

В 1598 году на престол взошел Борис Годунов (1552-1605). Слабость власти Годунова и голод 1603 года, нарастание социальной напряженности привели к началу Смуты. В 1605 году после внезапной смерти царя Бориса Годунова ему наследовал шестнадцатилетний Фёдор, сын Годунова и Марии Скуратовой-Бельской (дочери Малюты Скуратова). Начало его царствования пришлось на момент, когда большая часть населения уже присягнула беглому монаху Гришке Отрепьеву, выдававшего себя за наследника престола, чудом спасшегося царевича Дмитрия. 1 июня 1605 года в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием, выступившим в союзе с поляками.
Константин Егорович Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Холст, масло.

Разъяренная толпа ворвалась в Кремлёвский дворец, всю семью Годуновых перевели из дворца в прежний дом Бориса, заключив под стражу. Лжедмитрий направил из Тулы в Москву князей В. Голицына, В. Рубца-Мосальского и дьяка Б. Ступова, приказав им убить молодого царя Фёдора и его мать. Послы Самозванца с помощью стрельцов расправились с семьей Годуновых. 10 июня 1605 года Голицын и Мосальский развели по разным комнатам находившуюся под арестом семью Годуновых и удушили сначала царицу-мать, а затем Фёдора. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ.
Константин Егорович Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Холст, масло.

Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили на погосте Варсонофьевского монастыря в Москве. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц. Дочь Бориса Годунова красавица Ксения оставалась под стражей до прибытия в Москву Лжедмитрия, которому была отдана на поругание, а после пострижена в монахини.
Константин Егорович Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. Холст, масло.

В 1862 году за картину «Агенты Дмитрия самозванца убивают сына Бориса Годунова» Маковский был награжден малой золотой медалью Императорской академии художеств и допущен до конкурса на большую золотую медаль, но в конкурсе участия не принял, так как в 1863-и году присоединился к «бунту 14-ти» - демонстративному выходу из академии 14 претендентов на золотые медали в знак протеста против рутинной системы обучения.

На этом мы заканчиваем рассказ об историях, рассказанных в зале Третьяковской галереи. И предлагаем вам самим сходить и насладиться не только этими картинами, но и другими выставленными как на этой выставке, так и во многих залах этой сокровищницы живописи.

Выставка продлится до 22 июля 2018 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Зал 27. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com