?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы продолжаем наш рассказ о выставке «Сказание о граде Свияжске», проходящей в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. И сегодня мы вас познакомим с некоторыми иконами из иконостасов Троицкой церкви и Успенского собора Свияжска. Соборный храм монастыря Святой Живоначальной Троицы строился одновременно с деревянным кремлем Иван-города Свияжского и был освящен 17 мая 1551 года. Храмовый иконостас складывался постепенно и к началу XVII столетия состоял из пяти чинов – местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого.
Святая Троица. Середина XVI века. Дерево, темпера. Храмовая икона Троицкой церкви.

Деисусный чин Троицкого храма в середине XVI века состоял из тринадцати икон. Из них сохранилось восемь, в том числе и «Спас в силах».
Праотец Авель. Конец XVI – начало XVII века. Дерево, темпера.

Иконы праотеческого чина появились в храме в конце XVI – начале XVII века. Предположительно, они написаны теми же мастерами, которые создавали образы праотцов для иконостаса Успенского собора Свияжска.
Святые князья Борис и Глеб. Конец XVI века. Дерево, темпера; серебро, басма, золочение.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В местном ряду по сторонам от Царских врат находились образы Святой Троицы и Богоматери Одигитрии. В конце XVI -начале XVII столетия появились иконы «Апостол и евангелист Иоанн Богослов в молчании» и «Святые князья Борис и Глеб».

Фрагмент. Святые князья Борис и Глеб. Конец XVI века. Дерево, темпера; серебро, басма, золочение.


Фрагмент. Святые князья Борис и Глеб. Конец XVI века. Дерево, темпера; серебро, басма, золочение.

Иконостас – обязательная и важнейшая часть интерьера русского православного храма. Высокий иконостас, состоящий из нескольких ярусов, - явление русской культуры. Он начал формироваться в конце XIV века и первоначально состоял из трех рядов. Ко второй половине XVI века колличество рядов иконостасе достигает четырех и даже пяти. Все ярусы, или чины, являют собой стройную картину домостроительства спасения.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов в молчании. Конец XVI века. Дерево, темпера.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Два верхних ряда – образ Церкви ветхозаветной. Самый верхний – праотеческий чин. Он составлен из изображений праотцов, предков Христа по крови. Под ним располагается чин пророков. Они изображаются держащими в руках свитки с текстами пророчеств о Боговоплощении и явлении в мир Мессии. Самые большие иконы иконостаса – деисусный чин. Это молитва святых перед Христом. Праздничный чин представляет новозаветный период, время исполнения предсказаний пророков. Здесь показаны те события Нового Завета, которые составляют годовой литургический круг и торжественно празднуются церковью. Нижний ряд называется местным. Для него обязательны иконы Христа и Богоматери по сторонам от Царских врат храмовый образ, то есть икона с изображением святого или праздника, которому храм посвящен. Здесь же устанавливались образы особо почитаемых святых.
Фрагмент. Апостол Евангелист Иоанн Богослов в молчании. Конец XVI века. Дерево, темпера.

Успенский собор в Свияжске (1556-1560) – один из немногих сохранившихся в Среднем Поволжье каменных храмов середины XVI века. Его строительство связано с миссионерской деятельностью архимандрита Успенского Богородичного монастыря Германа Свияжского, прибывшего на остров в 1552 году. Храм строили псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй. К освящению Успенского собора 12 сентября 1560 года в нем был установлен четырехярусный тябловый иконостас. К 1614 году полностью сформировалась структура пятиярусного иконостаса, включающего пророческий и праотеческий ряды. Самым верхним ярусом иконостаса стали изображения херувимов и серафимов, выбитые на немецком железе.
О тебе радуется. Около 1560 года. Дерево, темпера.

В основу иконографии положен текст песнопения Иоанна Дамаскина (VIII век), в котором Богоматерь уподобляется Церкви и раю. Богоматери предстоит славящий Ее человеческий род. Эта композиция воспринималась как изображение Царства Небесного, Горнего Иерусалима.
В местном ряду первоначального иконостаса находилось семь икон. До нашего времени дошли три иконы этого чина, две из них – «Успение» и «О тебе Радуется» - представлены на выставке. Икона «Святая Троица (Сопрестолие)» появилась в иконостасе в конце XVI века.
Святая Троица (Сопрестолие). Конец XVI века. Дерево, темпера.

В русском искусстве иконография «Сопрестолия» получает распространение с середины XVI века. Внимание к ней свидетельствует об интенсивности поиска изобразительного эквивалента догмату о троичности Божества. Надпись на свияжской иконе гласит «Бог Отец, Бог Сын и Святый Дых не трие Бози, но Един Бог, седяй во свете неприступне».

Фрагмент. Святая Троица (Сопрестолие). Конец XVI века. Дерево, темпера.


Фрагмент. Святая Троица (Сопрестолие). Конец XVI века. Дерево, темпера.


Введение во храм. 1560-е. Дерево, темпера, серебро, басма, золочение.

В первоначальном иконостасе было двенадцать праздничных икон по числу двунадесятых праздников. Сохранилось восемь. К 1614 году праздничный чин увеличился до девятнадцати икон. Расширение чина происходило за счет икон страстного цикла и других праздников литургического года.

Фрагмент. Введение во храм. 1560-е. Дерево, темпера, серебро, басма, золочение.


Святая Троица (Отечество). Конец XVI – начало XVII века.

Праотеческий чин появился в иконостасе на рубеже XVI – XVII веков. Он состоял из семнадцати икон, из которых сохранилось тринадцать. Центральный образ чина – икона «Отечество» - вариант иконографии Святой Троицы. Ей предстоят двенадцать ветхозаветных праотцов. Создание этих икон стало заврешающим этапом формирования иконостаса Успенского собора. Написанные до 1614 года, они представляют собой один из самых ранних сохранившихся праотеческих чинов.

Фрагмент. Святая Троица (Отечество). Конец XVI – начало XVII века.


Спас в силах. 1560-е. Дерево, темпера; серебро, басма, золочение.

Иконография деисусного чина свидетельствует о связи с московской традицией и восходит к деисусу иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497), который в свою очередь обращен к чину Успенского собора во Владимире (около 1408-1410-е).

Приходите на выставку, чтобы прикоснуться к нашей истории, к святым образам Иван-города Свияжского. И может быть, в будущем, совершить путешествие на этот остров охраняемый ЮНЕСКО.

Выставка продлится до 20 мая 2018 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 12. Инженерный корпус. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
zet_isnotdead
Mar. 30th, 2018 07:52 pm (UTC)
Большое спасибо за подробности!!! Была на выставке этой - классная!!!
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com