?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку об истории архитектуры древнего восточного оазиса и о современном состоянии комплекса в Пальмире "Сокровища Пальмиры", значительно пострадавшего в ходе военного конфликта 2014 – 2017 годов.
Учебник «История Древнего мира для 5 класса».
Автор: Ф.П. Коровкин. Москва: «Просвещение», 1980.
На обложке: Монументальная арка в Пальмире.

Пальмира или Тадмор на арабском языке, небольшой город, расположенный в 240 км к северо-востоку от Дамаска, столицы Сирии. Первое упоминание о Пальмире встречается в ассирийских клинописных источниках XIX в. до н.э. Она пережила периоды взлетов и падений, но просуществовала до современности и сохранила свидетельства былого величия. Испокон веков город представлял собой оазис посреди пустыни на пересечении караванных путей из стран Персидского залива в Средиземноморье. Вся история существования Пальмиры связана с развитием торговых отношений с близлежащими государствами путем посредничества и умелого позиционирования своих интересов.
Георг Бальтазар Пробст. Вид Пальмиры, 1770. Офорт, резец. Копия.

Пальмира обладала определенной степенью независимости до I в. до н.э., когда Селевкидская Сирия стала римской провинцией. В 129 г. н.э. император Адриан посетил Пальмиру и провозгласил ее «вольным городом» в составе Римской империи, оставив за сенатом и народным собранием право управлять городскими финансами. В 137 г. был издан первый в своем роде документ, устанавливающий новые правила сбора налогов – Пальмирский таможенный тариф. Он представляет собой каменную стелу с высеченными на ней на двух языках декретом пальмирского сената, устанавливающий размер торговых пошлин.
Томас Мейджор. Фрагмент. Панорамный вид развалин Пальмиры, 1753.
Из серии: «Les Ruines de Palmyre. Autrement dite Tedmor, au desert. A Londres, chez A. Millar, dans le Strand, MDCCLIII».
Бумага, офорт. Копия.

Вплоть до начала III в. н.э. город пользовался высоким доверием Рима: безопасность транзитной торговли обеспечивалась местными правителями и первоклассными лучниками, поэтому у римлян не было необходимости усиливать военный контроль, размещая в окрестностях свои гарнизоны. Именно на этот период приходится наибольший расцвет экономической самостоятельности города, которая позволила ему преобразиться.
Томас Мейджор. Фрагмент. Панорамный вид развалин Пальмиры, 1753.
Из серии: «Les Ruines de Palmyre. Autrement dite Tedmor, au desert. A Londres, chez A. Millar, dans le Strand, MDCCLIII».
Бумага, офорт. Копия.

На I в. до н.э. - III в. н.э. приходится формирование градостроительного комплекса Пальмиры. На территории около 10 га располагались жилые, общественные, торговые, развлекательные, оборонительные и погребальные постройки различных периодов. Сегодня можно судить о них исключительно по археологическим находкам, литературным и художественными источникам.
Георг Бальтазар Пробст. Вход в храм Солнца в Пальмире с восточной стороны, 1770.
Офорт, резец. Копия.

Основой городской структуры Пальмиры является главная улица, ведущая с юго-востока на северо-запад. Изысканно оформленная в II в н.э. Большая Коллонада представляет собой путь, соединяющий храм Бела и храм-усыпальницу. Вокруг главной улицы располагались постройки, присущие древнеримской городской инфраструктуре: агора, сента(?), театр, храмы Набу, Баалшамина и другие, а теперь лагерь римских воинов времен Диоклетиана с храмом Знамен. В комплекс входит и ряд более поздних памятников, таких как византийский храм и крепость Фахр ад-Дин (XVIII в.)
Колоннада храма Солнца. Ф. Бонфис. Общий вид. Фотография, 1870-е.

Изучение Пальмиры тесно связано с исследователями нашей страны. Одним из первых посетил Пальмиру археолог-любитель и путешественник князь С.С. Абамелек-Лазарев (1881). Он не только составил подробное описание города, но и обнаружил так называемы «Пальмирский тариф», расчистил его от песка и скопировал надпись на греческом и арамейском языках.
Гробница римского времени. Ф. Бонфис. Общий вид. Фотография, 1870-е.

Важной ступенью в изучении византиноведения в России стало образование в 1895 году Русского археологического Института в Константинополе (РАИК). Институт, бессменным директором которого стал Ф.И. Успенский, оказался по существу первым в Европе6 научно-учебным учреждением, главной задачей которого было изучение памятников древности преимущественно византийского периода.
Гробница римского времени. Ф. Бонфис. Общий вид. Фотография, 1870-е.

Большое количество находок было передано в Санкт-Петербург – Государственный Эрмитаж и Библиотеку Академии наук; часть хранилась в Константинополе. При Институте был организован собственный музей, большая часть которого формировалась благодаря археологическим раскопкам и экспедициям, а также за счет различного рода покупок. В 1914 году в связи с Первой мировой войной имущество РАИК было конфисковано и передано в Оттоманский музей. В мае 1920 года институт был официально упразднён. Попытки его восстановления оказались безуспешными. В 1927 г. Турция дала согласие на возвращение в Россию имущества РАИК в обмен на мусульманские рукописи, вывезенные в 1917-1918 году из Трапезунда. Тем не менее во второй половине XX века на территориях Ирака, Сирии, Йемена успешно работали крупные отечественные экспедиции.
Реконструкция башенной гробницы. Пьер Николя Рансонетт по гравюре Луи Франсув Кассаса. Гравюра. Копия.
Из книги: «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту», том 1, л.131. Париж, ок 1799.

В 1900 году состоялась экспедиция РАИК под руководством директора Института Ф.И. Успенского в Сирию, когда сотрудники исследовали в том числе и памятники Пальмиры. Там были сделаны зарисовки росписей катакомбы в пещере Мегарет-Абу-Схейль.
Три чертежа фасадов гробниц в Агригенте и в Пальмире, план, разрез и три чертежа архитектурных деталей.
В издании: «L’Architettura antica descritta e dimostrata coi vonumenti dal ararchitetto caval». Luigi Canina (9 т., атлас 3 т., 1839-1846).

Около 1930 года большая часть жителей была переселена с территории архитектурно-археологического комплекса в новый город, который по сей день находится к северо-востоку от заповедной зоны. Это событие стало поводом к созданию городского музея, посвященного изучению и хранению артефактов из близлежащего ансамбля старой Пальмиры. С 1980 года Пальмира вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фантазийная реконструкция Тетрапилона. Неизвестный художник по Луи Франсуа Кассасу. Ок. 1799.
Гравюра. Копия.

20 мая 2015 года боевики взяли под контроль современный Тадмор и территорию древнего оазиса. Через месяц они преступили к разрушению культурного наследия.

27 июня 2015 года – разбита статуя льва Аллат у входа в Пальмирский музей;

18 августа 2015 года – казнь сирийского археолога, директора Пальмирского музея Халеда Ал-Ас’ада;

23 августа 2015 года – подрыв целлы храма Баалшамина
;

Карта Пальмиры

Храм Баалшамина — древний храм в городе Пальмира (Сирия), посвящённый ханаанскому божеству Баалшамину. Храм был построен в 131 году, в то время как алтарь перед храмом датировался 115 годом. С распространением христианства в V веке храм был превращён в церковь . Открыт швейцарскими археологами в 1954—1956 годах. В храме был шестиколонный пронаос со следами консолей и целла. Боковые стены были украшены пилястрами. Надпись на греческом и пальмирском на опоре колонны, поддерживавшей бюст благодетеля храма Мале Агриппы, свидетельствовала, что храм был построен в 131 году. В надписи также упоминался визит императора Адриана в Пальмиру в 129 году
Колонна Зеноби. 2017, Металл, стеклопластик, песок. Имитация натурального камня.

Зенобия Септимия, также Зеновия Септимия (лат. Zenobia Septimia, или Iulia Aurelia Zenobia Septimia) — царица Пальмиры. Объявила о независимости от Рима, однако вскоре её войска были разбиты, а сама она пленена.В 274 году во время триумфального шествия Аврелиана Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях. После этого она жила в поместье Тибур (современный Тиволи) возле Рима. Потомки ее пользовались известностью в Италии.
Храм Бела

30 августа 2015 года – разрушение целлы храма Бела;
Храм Бела. Современное состояние.

Храм Бела в Пальмире — храм, посвящённый местному верховному богу Баалу, входил в состав комплекса руин древнего сирийского города Пальмиры, являлся главной святыней города. Храм представлял из себя своеобразный гибрид восточной и античной архитектур: планировка была выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады — по образцу греческих и римских храмов. Построен в 32 году нашей эры (одно из самых древних сооружений города).

Зал с фотографиями Пальмиры.

Баал (Бел, Бааль, Ваал — букв. «хозяин или господин») — вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца и прочего. Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.)Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной.

Зал с фотографиями Пальмиры.

4 сентября 2015 года – уничтожение ряда башенных гробниц древнего некрополя;

4 октября 2015 года – подрыв Триумфальной арки; разграбление Пальмирского музея.

Зал с фотографиями Пальмиры.

Осень 2016 года – археологи из Института истории и материальной культуры РАН и сотрудники Государственного Эрмитажа с помощью военных топографов на оборудовании фирмы «Геоскан» произвели подробную аэрофотосъемку. Результатом кропотливой работы стало создание 3D модели территории памятника.

Выставка продлится с  03 марта до 23 марта 2018 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25. Проезд до ст. метро «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад». Подробнее тут.
Время работы: Вторник, четверг с 13:00 до 21:00.
Среда, пятница-воскресенье с 11:00 до 20:00.
Касса закрывается за 30 мин до окончания работы музея.
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 250 руб, льготный - 100 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
Подробнее тут.
Музей принимает к оплате пластиковые карты.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МУАР” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com