?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка под названием «Очарование Японии», где представлены предметы из собрания Государственного исторического музея и коллекции А. Г. Егорова. Более 100 уникальных образцов японского декоративно–прикладного искусства XVII–XX вв выставлены в зале Председателя и ждут гостей музея.

Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ.

.

Среди редких образцов традиционного искусства Японии находится раритет из фондов Государственного исторического музея — сундук Корнелиса ван дер Лейна. Выдающийся пример экспортного лакового производства XVII века, содержащий сцены японских классических литературных произведений, он получил свое название по имени владельца — десятого генерал–губернатора Голландской Ост–Индии.

Фрагмент. Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ.

В мире известно всего несколько подобных вещей: сундук кардинала Мазарини, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а так же аналогичный предмет, недавно приобретенный Рейксмузеумом (Амстердам) на аукционе в Шеверни.

Фрагмент. Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ.


Фрагмент. Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ
.


Фрагмент. Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ.


Фрагмент. Сундук. Япония. 1634-1645 гг.
Дерево, лак, перламутр, медный сплав, олово; маки-э, цукегаки, такамаки-э, инкрустация, гравирование, чеканка, золочение, литье. ГИМ
.

Основу японской коллекции Государственного исторического музея составляет изысканные изделия из фарфора, резной кости, выполненные во второй половине XIX века, в эпоху правления императора Муцухито (1868-1912 гг.) из собраний коллекций П.И. Щукина и А.П. Бахрушина.

Фрагмент. Скульптура «Орел». Япония. 1900-е гг. Бронза; литье, чеканка, патинирование. Коллекция А.Г. Егорова.


Фрагмент. Скульптура «Гейша с розой». Япония. XIX в. Слоновая кость; объемная резьба. ГИМ.

Нэцкэ— миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов.

Фрагмент. Окимоно «Самурай и ведьма». Япония. XVIII в. (?) Слоновая кость; объемная резьба, гравировка. ГИМ.

Окимоно — произведение японского декоративно-прикладного искусства, статуэтка, предназначенная для украшения интерьера. Исторически термином окимоно обозначались небольшие скульптуры или декоративные объекты, располагаемые в токонома традиционного японского жилища. В традиционном европейском понимании окимоно — это статуэтка.

Окимоно «Самурай и ведьма». Япония. XVIII в. (?) Слоновая кость; объемная резьба, гравировка. ГИМ.

После революции Мэйдзи (1866—1869) Япония, вступив на путь модернизации, принимает участие во всемирных промышленных выставках. На всемирной выставке в Вене среди предметов, представляющих достижения, культурные традиции и ремесла страны, были окимоно, вырезанные из слоновой кости. Учитывая масштабы выставочного зала, японские резчики увеличили размер статуэток. Так появился тот вид окимоно, который стал предметом коллекционирования на Западе. Интерес европейцев к миниатюрной пластике определил новые требования к скульптуркам из кости, предназначавшимся теперь для украшения европейских интерьеров.

Фрагмент. Скульптура «Слон». Мастерские Шинпо. Япония, Арита. 1860-1900 гг.
Фарфор; надглазурная роспись, золочение. ГИМ.


Фрагмент. Блюдо. Япония. Конец XIX в. Медный сплав, эмаль; клуазоне. ГИМ.

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами. При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

Панно декоративное с изображением Траянской колонны в Риме. Япония. Вторая половина XVIII – начало XIX в.
Латунь, перламутр, лак черный; маки-э, радэн, тиснение. ГИМ.


Панно декоративное с изображением пирамиды Цестия в Риме. Япония.
Латунь, перламутр, лак черный, цветной; маки-э, радэн, тиснение. ГИМ
.

Также в витринах можно будет увидеть небольшую коллекцию японского оружия и цуб.

Цуба. Япония. XVIII – XIX вв. Железо, золото; ковка, ажурная резьба, инкрустация. ГИМ.

Цуба — аналог гарды у японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината. Цуба обычно украшена изящной отделкой и является в наши дни предметом коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Кодекс Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство.Цуба, помимо чисто декоративной функции, служила также упором для кисти руки при колющих ударах.


Цуба. Япония. XVIII – XIX вв. Железо, золото; ковка, ажурная резьба, инкрустация. ГИМ.


Цуба. Япония. Первая половина XIX в.  Железо, золото; ковка, резьба ажурная, инкрустация. ГИМ.


Цуба. Япония. XVIII – XIX вв.  Железо, золото, серебро; ковка, гравировка, инкрустация. ГИМ.

Пара дайсё. Катана и вакидзаси. Япония. XVII – XIX вв.
Сталь, магнолия, кожа ската, железо, медный сплав, сякудо, шелковый шнур, лак, рог; ковка, полировка, резьба, инкрустация. ГИМ
.

Катана — длинная японская сабля. В современном японском, слово «катана» также обозначает любой меч. Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась до конца XIX века. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти, обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа.
Вакидзаси. Япония.  XVII – XIX вв.
Сталь, магнолия, кожа ската, железо, медный сплав, сякудо, шелковый шнур, лак, рог; ковка, полировка, резьба, инкрустация. ГИМ.

Вакидзаси— короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной. Часто мечи вакидзаси и катану делал один мастер, мечи имели качественное оформление и один стиль. В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия.


Фрагмент. Катана. Япония.  XVII – XIX вв.
Сталь, магнолия, кожа ската, железо, медный сплав, сякудо, шелковый шнур, лак, рог; ковка, полировка, резьба, инкрустация. ГИМ.


Фрагмент. Вакидзаси. Япония.  XVII – XIX вв.
Сталь, магнолия, кожа ската, железо, медный сплав, сякудо, шелковый шнур, лак, рог; ковка, полировка, резьба, инкрустация. ГИМ.


Фрагмент. Вакидзаси. Япония.  XVII – XIX вв.
Сталь, магнолия, кожа ската, железо, медный сплав, сякудо, шелковый шнур, лак, рог; ковка, полировка, резьба, инкрустация. ГИМ..

Приходите в музей насладиться прекрасными предметами из далекой Японии, которые стали символами этой страны и которые так восхищали европейцев.

Выставка продлится до 04 сентября 2018 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com