Льняные сорочки и шелковые рубахи с длинными рукавами, горничные одежды (шубки накладные, сарафаны, шушун) и уличные одежды (телогреи, летник, однорядка) сшиты вручную с соблюдением старинных приемов из русских и заморских тканей мастерами студии традиционного костюма «Русские начала». Особое место в экспозиции заняли головные уборы, созданные мастерицами, использующими уникальную технику вышивки жемчугом «сажение по бели», известную на Руси с XII века.
Праздничный женский костюм. Город Москва. Вторая половина XVII века. Реконструкция.
Фрагмент. Праздничного женского костюма. Запястье. Парча. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом». Реконструкция.
У техники «сажение по бели жемчугом» богатая история, ибо этот уникальный и красивейший вид русской вышивки известен по находкам приблизительно с XI века. Но особенно распространилось это искусство на Руси в XV-XVII веках. Техника исполнения данного вида росшива предполагает многоэтапный и достаточно трудоёмкий процесс. «Белью» (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых, ниток) выкладывается причудливый диковинный узор, который затем расшивается жемчугом.
Фрагмент. Праздничного женского костюма.
Убрус. Шелк, Шитье «на руках».
Волосник. Шелк, парча. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом». Шитье «на руках».
Ожерелье. Парча. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом».
Убрус. Шелк, Шитье «на руках».
Волосник. Шелк, парча. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом». Шитье «на руках».
Ожерелье. Парча. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом».
Убрус — архаичный полотенчатый головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца, как правило белого цвета, богато украшенного вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался под подбородком, закалывался булавками или его концы свободно опускали на плечи. Иногда убрус придерживали на голове обручем.
Волосник - часть головного убора замужних русских женщин (до начала XX века) — шёлковая шапочка, плотно покрывавшая волосы и надевавшаяся под кику, повойник или платок веках в Европейской России и в Сибири.
Праздничный женский костюм. Город Москва. Вторая половина XVII века. Реконструкция.
Фрагмент. Праздничный женский костюм. Город Москва. Вторая половина XVII века.
Поручи. Шелк. Вышивка в технике «золотое шитье», «сажение по бели жемчугом». Реконструкция.
Поручи. Шелк. Вышивка в технике «золотое шитье», «сажение по бели жемчугом». Реконструкция.
Обратите внимание на поручи их фон весь расшит золотым шитьем и уже по нему поручи расшиты жемчугом. Когда смотришь на эти костюмы, то поражаешься тому, сколько же времени уходит у мастериц на эти удивительные вещи. И время на работу здесь исчисляется сотнями часов ручного труда, а в старину все это делали еще и не при электрическом освещении.
Праздничный женский костюм. Город Москва. Вторая половина XVII века. Реконструкция.
Праздничный женский костюм. Город Москва. Вторая половина XVII века.
Ожерелье. Шелк. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом». Реконструкция.
Ожерелье. Шелк. Вышивка в технике «сажение по бели жемчугом». Реконструкция.
На вернисаже зрителей ожидал показ коллекций праздничного традиционного костюма конца XVIII-начала XIX веков и костюма Олонецкой губернии начала XVIII - середины XIX века . Создание коллекции предшествовали экспедиции в Каргопольском и Плесецком районах Архангельской обл. (бывших территориях Олонецкой губ.), работа в фондах Российского этнографического музея, Каргопольского государственного историко-архитектурного художественного музея, Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», с частными коллекциями вышивок. В работе с этнографическими подлинниками, был снят покрой более 30 женских рубах, нескольких уникальных сарафанов, головных уборов, выполнены схемы вышивок.
Чтобы увидеть все представленные в экспозиции костюмы вам придется прийти в музей. Их не много, всего 9, но они так хороши, что стоит взглянуть на них своими глазами. Стоит увидеть, такое редкое в наше время, поразительное искусство наших современниц, которые занимаются восстановлением истории русского традиционного костюма и работают в таких поразительных и кропотливых техниках. Кажется, что такому нельзя научиться с таким терпением нужно рождаться.
Выставка продлится до 31 августа 2018 года.
Адрес: Лаврушинский переулок, дом 17, стр.1.
Цена билета: взрослый - 400 руб. Подробнее тут.
