?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спасение шедевра.

Месяц назад, 25 мая 2018 года, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было совершено нападение на одно из самых известных произведений русской живописи — картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Произошедшее заставило сотрудников и руководство Галереи пережить настоящий шок, но не парализовало работу музея. Были предприняты экстренные меры по спасению картины, выполнены процедуры, необходимые для следственных мероприятий, и проведен предварительный анализ состояния картины для определения последующих действий по обеспечению реставрационных работ.

Следуя принципам открытости, для предоставления общественности и средствам массовой информации достоверных и наиболее полных сведений о случившемся в первый рабочий день после нападения была созвана пресс-конференция. В ней приняли участие 17 телевизионных групп, а также представители более 30 онлайн- и печатных изданий. Около 2 часов специалисты и руководство Третьяковской галереи излагали хронику событий, рассказывали о характере повреждений картины, демонстрировали их на экране и отвечали на многочисленные вопросы представителей СМИ.

Чтобы разъяснить ситуацию сотрудникам музея, сразу после окончания пресс-конференции была проведена встреча с коллективом, на которой генеральный директор З.И. Трегулова и главный хранитель музейных предметов Т.С. Городкова подробно рассказали о нападении и о планах музея по спасению полотна. Отношение к покушению на шедевр И.Е. Репина как к личной трагедии, понимание беспрецедентной сложности ситуации мобилизовали и сплотили коллектив музея.

Акт вандализма очень многие люди и вне музея восприняли как личную боль. Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность простым гражданам, руководителям российских и зарубежных музеев, представителям музейного сообщества, друзьям и партнерам Галереи — всем, кто высказал слова поддержки, предложил помощь, просто сопереживает общей беде, кто выступает против агрессии и воинствующего невежества, которые в наше время становятся нормой жизни. Особая благодарность — Сбербанку России, первым обратившемуся в музей с предложением финансовой помощи для реставрации картины. Он берет на себя материальную поддержку всего процесса технико-технологических исследований полотна и его восстановления.

Принимая во внимание широкий общественный резонанс случившегося события, ценность произведения «Иван Грозный и сын его Иван…» для истории русского искусства, беспокойство о состоянии картины и ее дальнейшей судьбе со стороны самых разных людей — от специалистов до обычных посетителей музея и любителей искусства, находящихся во всех концах света, — мы создаем на сайте Третьяковской галереи специальную страницу «Спасение шедевра». Она будет периодически пополняться оперативной информацией об основных этапах исследований и реставрации произведения, а также содержать исторические, архивные материалы. Мы намерены быть максимально открытыми и регулярно публиковать новости для всех, кому небезразлична судьба шедевра И.Е. Репина, на сайте и страницах музея в соцсетях.

За прошедший со дня трагедии месяц проведена большая работа. Практически сразу после выполнения «по экстренному протоколу» неотложных аварийных работ картина была размещена в реставрационной мастерской музея на реставрационном столе под специально изготовленным защитным коробом, обеспечивающим безопасное и стабильное хранение полотна. Авторская художественная рама, получившая значительные повреждения лепнины, была перенесена в мастерскую реставрации рам. Начались консультации специалистов музея, тщательные осмотры, анализ всей реставрационной истории картины с обращением к архивным материалам. Был проведен Реставрационный совет, утверждена программа первого этапа консервационных мероприятий, которые позволят начать этап исследований произведения. Также проведены консультации с коллегами из других институций, намечен круг вопросов, которые предстоит решать в процессе восстановления картины.

Нанесенные полотну повреждения затронули не только живопись, но и холст, серьезно травмировали все произведение в целом. Удары по картине привели к возникновению скрытых повреждений и спровоцировали проблемы, связанные с известной с давних времен «хронической болезнью» картины, — слабой связью живописи с грунтом и постоянной угрозой образования осыпей красочного слоя.

Многие десятилетия картина находилась под особым наблюдением реставраторов. Однако несколько поколений реставраторов Третьяковской галереи воздерживались от кардинального лечения «болезни» из-за сложности задачи, отсутствия соответствующих технологий и инструментария. Периодически проводились только точечные укрепления красочного слоя. Был выработан и строго соблюдался специальный режим бытования картины в музее — хранение-экспонирование на одном месте, полный запрет на любые перемещения и постоянное нахождение полотна под стеклом для защиты от температурно-влажностных колебаний.

Сейчас перед специалистами музея стоит сложная задача — реставрировать не только повреждения, нанесенные вандалом, но и на новом этапе развития технологий глобально решить проблемы состояния полотна, излечив его от старой «болезни» и обеспечив его сохранность для будущих поколений.

Большой размер картины, особенности многослойной техники живописи И.Е. Репина, непростая история произведения — все это определяет уникальную по своей сложности задачу предстоящей реставрации. Как того требуют современные стандарты в музейном мире и в области сохранения культурного наследия, разработка программы реставрации сопровождается рядом условий. Поэтому весь прошедший с момента нападения период в музее шла работа по составлению плана исследований, призванных собрать максимально подробный материал о технологии картины для ее восстановления.

Для проведения реставрации необходим выбор изолированного помещения, отвечающего самым строгим требованиям сохранности и рабочих процессов. Изыскиваются возможности для приобретения специального оборудования, которое позволит обеспечить требуемый результат. Прорабатывается концепция будущего экспонирования картины. Переговоры с производителями музейного стекла, которые Третьяковская галерея ведет постоянно, скорректированы после произошедшего нападения: идет анализ предложений по изготовлению специального стекла с антивандальными свойствами.
Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

1. Почему картина была защищена антибликовым стеклом без антивандальной пленки на нем?

Антивандальная пленка в музеях России и за рубежом не используется для защиты произведений искусства, так как она искажает изображение. В мировой музейной практике остекление материалами с антивандальными характеристиками — исключительные и единичные случаи. Главные задачи музейного экспонирования — обеспечение наиболее естественного восприятия произведений искусства и создание защиты от температурно-влажностных колебаний и ультрафиолетовых лучей. Этим задачам наиболее адекватно отвечает современное антибликовое стекло. Именно им музей планомерно остекляет экспонаты.

2. Почему картина не была застрахована?

В соответствии с российским законодательством произведения искусства, находящиеся в постоянных экспозициях государственных музеев и хранящиеся в их запасниках, не страхуются. Страхованию подлежат произведения, покидающие стены музеев и отправляющиеся на выставки.

3. Каким образом появилось упоминание суммы в 30 млн. рублей и что она означает?

Эта сумма была озвучена прокурором в ходе судебного заседания как «оценочная стоимость нанесенного ущерба произведению» и, очевидно, будет уточняться. Важно, что эта сумма не имеет никакого отношения к сумме, необходимой для проведения работ по реставрации картины.

4. Будет ли картина возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи после окончания реставрационных работ?

Да, обязательно. После завершения масштабных реставрационных работ картина вернется в постоянную экспозицию Третьяковской галереи, на свое прежнее место в зале И.Е. Репина, и будет экспонироваться только в антивандальной капсуле.

5. Усилены ли меры безопасности в музее в целом?

Да, усилены. В Третьяковской галерее работают как подразделение Росгвардии, так и собственная служба безопасности. После произошедшего сотрудники этих структур работают во всех зданиях музея в усиленном режиме.

6. Сколько времени займет реставрация картины?

Ответить на этот вопрос пока невозможно, так как сначала необходимо провести комплексные технико-технологические исследования полотна. Только на основе полученных результатов появится возможность прогнозировать ход и длительность реставрационных работ. Одно можно сказать определенно — это потребует длительного времени, больших усилий множества специалистов и сотрудничества с другими профильными институциями.


Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
dagmara
Jul. 19th, 2018 10:19 am (UTC)
интересно, а с самого вандала предполагается взыскать какие-то суммы? мужик как раз до пенсии на хлебе и воде с помывкой раз в неделю вполне потянет.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com