?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этим летом мы снова побывали в Калининграде и, конечно, мы не могли не посетить наш любимый музей Мирового океана. Тем более, что здесь появился новый экспонат. Это плавучий маяк «Ирбенский», который теперь принадлежит музею и сейчас находится в процессе реставрации. Однако уже открыт для посетителей.

И сегодня мы приглашаем вас в гости к этому уникальному кораблю. Единственному оставшемуся плавучему маяку, который не отправился на металлолом, а стал музейным экспонатом.

Официально первым плавучим маяком считается корабль «Nore», установленный в 1732 году в устье Темзы. В Российской империи впервые плавучий маяк-корабль был зафиксирован в 1810-х годах в Финском заливе, неподалеку от новой столицы, Санкт-Петербурга. В конце 1950-х с ростом грузооборота Рижского порта через Ирбенский пролив шли суда всё больших размеров. И начали поступать жалобы на небезопасный участок пути, изобилующий мелями и рифами, что увеличивало стоимость фрахта и страховок. И тогда советское правительство заказало в Финляндии постройку двух новых однотипных плавучих маяков. Это плавмаяки проекта 852Т «Ирбенский» и «Астраханский приемный»

Впервые "Ирбенский" был выставлен на позицию в одноимённый пролив 2 августа 1962 года, откуда снят 19 января 1963 года. С 5 мая 1963 года маяк устанавливался только на одну позицию в Ирбенском проливе Балтийского моря. 24 года службы на банке Михайловская «Ирбенский» выполнял задания по проводке судов. Маяк ежегодно выставлялся в апреле-мае и снимался в январе-феврале – в зависимости от ледовой обстановки.

С постройкой в 1985 году стационраного маяка потребность в плавучем маяке отпала, и «Ирбенский», закончив навигацию 1986/87 года, встал в Лиепае на ремонт. Новой позицией для плавучего маяка, переименованного в «Вентспилсский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс. Однако за две навигации маяк оказался четырежды сорван с якоря, поэтому был заменен приемным буем ледового класса.

В 1994 году маяк был перебазирован из независимой Латвии на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург. Здесь он прослужил в качестве штабного судна дивизиона гидрографических судов. В 2009 году маяк был исключен из списков судов Военно-морского флота России и выставлен на аукцион для разделки на металл. В это же время началась борьба за сохранение уникального судна, которая закончилась с его постановкой у причала Музея Мирового океана. Теперь он реставрируется и принимает посетителей. Мы заглянули внутрь и рассмотрели его внимательнее.
Ходовая рубка.

Из ходовой рубки осуществляется управление кораблем. В ходовой рубке несут вахту капитан, вахтенный штурман и вахтенный рулевой, при стоянке в точке маячной службы – вахтенный штурман или вахтенный матрос. На фотограии видна рулевая колонка со штурвалом, перед ней – магнитный компас на нактоузе.

Нактоуз (от нидерл. nachthuis, «ночной домик») — ящик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты. Обычно укрепляется на подставке или на тумбе, традиционно может содержать также масляный светильник или иной источник света. Ящик защищает компас и другие инструменты от действия внешней среды. Для уменьшения погрешности показаний магнитного компаса в нактоуз помещают девиационные магниты, частично компенсирующие магнитное поле судна

Индикатор кругового обзора РЛС «ДОН» (прибор И)

Данная станция судового базирования с антенным постом предназанчена для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. РЛС пинята на вооружение в 1957 году.
Коммутатор телефонный судовой СТК.

А вот так выглядит каюта капитана на плавмаяке. Две комнаты, в одной можно отдохнуть, в другой поработать. Тут довольно уютно.

Каюта капитана.


Каюта капитана.

Далее мы пройдем в радиорубку, где можно увидеть различное радиооборудование использующееся на корабле. Из радиорубки осуществлялась связь плавмаяка с управляющими и другими береговыми пунктами, судами и кораблями. Управляющими пунктами плавмаяка «Ирбенский» были: командный пункт флота в штабе Балтийского флота в Калининграде и командный пункт района гидрографической службы в Риге.

Радиорубка.

Следующее помещение есть только на плавмаяке – это маячная. Здесь можно посмотреть как работает маяк и увидеть его мигающий сигнал. В маячной находились главные приборы по управлению навигационным оборудованием, управлению светового маяка (БАРСМ). Вахту здесь несли круглосуточно. Каждый маяк имеет свои отличительные особенности, по которым капитаны судов могут точно определить какой это маяк. Отличительные особенности маяков указываются в лоциях, обозначаются символами на морских картах.

Макеты маяков.


Блок управления наутофоном.

Плавмаяк «Ирбенский» оборудован не только световым сигналом маяка, но и звуковсигнальной установкой – наутофоном. Это электромагнитный излучатель звуков мембранного типа. Использовался для подачи судам сигналов резкого тона во время тумана или в условиях плохой видимости для предупреждения о навигационных опасностях. На плавучем маяке «Ирбенский» сохранён наутофон типа LIE-300, изготовленный фирмой «Aga» (Швеция). Состоит из трех секций по два излучателя. Издает звук низкой тональности длительностью 30 секунд, радиус слышимости, которого 4 мили. Блок управления наутофоном также находился в маячной. Еще один сигнал, который может излучать маяк – это вибросигнал для подводного маяка.

Камбуз.

Камбуз (нидерл. Kombuis) – судовая кухня – помещение на судне, предназначенное для приготовления пищи. Во избежание травматизма коков (судовых поваров) во время работы для смягчения качки применяются ограждения плит и печей. Экипаж плавучего маяка «Ирбенский» состоял из 19 человек. Питание было четырехразовым. Для приема пищи членами экипажа служила кают-компания. На борту имелся запас в 46,5 т. питьевой воды и морозильная камера для 850 кг мяса, рыбы и овощей, что обеспечивало команде автономность до 50 суток обычной жизни на борту.

Кают-компания.

Кают-компания – общее помещение для приема пищи и совместного отдыха экипажей судов и кораблей. Термин происходти от сочетания слов «каюта» (нидерл. Kajui) и «общество» (франц. compagnie). Кают-компании имеются практически на всех судах и кораблях. Сейчас тут можно увидеть на стенах фотографии, демонстрирующие, в каком виде маяк достался музею.

Смотришь и понимаешь, какая же огромная работа была проделана! А сколько ещё предстоит!

Мачта со световым маяком.

Свет маячного огня плавмаяка «Ирбенский» при нормальной атмосфере достигал 12 морских миль, или 23 километров. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 метров.

Мачта с динамиками наутофона.


Грибовидный якорь.

Грибовидные якоря применяются для надежной якорной стоянки в течении длительного времени различных плавучих сооружений, в том числе, для прочного заякоривания плавучих маяков. Относятся к группе безрогих якорей. При больших размерах имеют хорошую держащую способность. В качестве основного на «Ирбенском» использовался – грибовидный якорь весом 2500 кг, который на переходах судна к месту несения службы в качестве плавучего маяка крепился в центральном клюзе на форштевне.

Плавучий маяк «Ирбенский»

На причале перед маяком установлен туманный колокол. Он предназначен для подачи звукового сигнала маяком с заданными характеристиками в условиях плохой видимости (тумана). Колокола, подобной конструкции устанавливались на береговых и плавучих маяках. Позднее они были заменены более совершенными звукосигнальными приборами - наутофонами.
Туманный колокол маяка. Завод «Фр. Виганд». Ревель, Российская империя, 1885. Бронза.

По заказу морского ведомства Российской империи с 1855 года на Ревельском механическом заводе «Фр. Виганта» отливались туманные колокола для маяков Балтийского моря. На всех маяках сделана надпись: «Заводъ Фр. Вигандъ Ревелъ. Балтийскихъ маяковъ 1885 г.». Маячный колокол, предположительно, был установлен на острове Мохни (Эстония).

Приезжайте в Калининград и приходите в музей. Ведь здесь можно посетить несколько уникальных кораблей, увидеть прекрасную постоянную экспозицию и узнать много нового о кораблях и океане.

Выражаем огромную благодарность пресс-службе музея за возможность посетить этот уникальный корабль.

Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1.
Время работы: Суббота-воскресенье.
Стоимость билета: 200 руб. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ММО” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com