?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В выставочном зале "Народные картины" (бывш. Арт-Измайлово) Музея русского лубка и наивного искусства проходит выставка "Трактирные коврики" из собрания петербургского коллекционера Андрея Сазонова. На выставке представлены живописные "клеенки", "фанерки" и "коврики" нач.-сер. XX века, которые создавались самодеятельными народными художниками для украшения домов и общественных заведений. География представленных полотен широка - от юга России (Ростов-на-Дону, Ставрополь) и Украины до северных российских областей (Вятка, Вологда, Новгород) и Урала. Это огромный пласт ремесленного и самодеятельного коммерческого искусства, рассказывающий о быте и предпочтениях славянских народов СССР, низовой культуры, наследовавшей лубочной традиции Российской империи.

Люди старшего поколения хорошо помнят колхозные рынки и в изобилии продававшиеся там клееночки-коврики с яркой живописью – с русалками, томными девами, лебедями, сказочными конями. Помнят они и существовавшие повсеместно в маленьких городках и поселках чайные и закусочные, стены которых чаще всего эти «коврики» украшали. Помнят привокзальные рестораны, где обязательно присутствовали исполненные в самых неожиданных вариациях копии с полотен известных художников – как у Высоцкого: «В ресторане по стенам висят тут и там «Три медведя», «Заколотый витязь»…» Подобные народные картины бытовали ещё каких-то 40-50 лет назад, в том числе в домах и квартирах, по всей территории бескрайнего Советского Союза. Иными словами, можно говорить о своеобразной массовой культуре, связанной с миром рукотворного живописного «коврика» – изделия рыночного, зачастую изготовленного по трафарету с ручной доделкой, но тем не менее художественного по форме и сути своей.

Так называемая «борьба с мещанским бытом», ослабевшая в тяжелые 1930-40-е годы вновь обретает силу в конце 1950-х. В 1960-е она привнесла в наш лексикон словечко «китч», напрямую связав его и с народной живописью. В один и тот же «костёр» полетели картины, фаянсовые кошечки-копилки, кружевные салфеточки, а на том месте, где ранее выгибали шеи красавцы-лебеди, теперь повесили фотографии папы Хэма и Сергея Есенина. Одновременно благодаря «оттепели» необычайно усилилась тяга к глубинным явлениям народной культуры – иконе и лубку. Оба эти явления «отодвинули» народную картину на второй план и, более того, её существование было постепенно исключено из художественного и общекультурного оборота. Печально сознавать, что подобное отношение привело к гибели множества отменных артефактов.

Наступил новый век, и всё, что связано с недавним прошлым, закономерно стало объектом истории и внимания исследователей и коллекционеров. Кроме того, несколько изменилось отношение к тому, что мы ещё вчера именовали вышеупомянутым словцом «китч». Яркие локальные краски, затейливость композиции, театральность подачи образа становятся всё более привлекательными для современного зрителя, для которого табу и заклятья эстетики былых десятилетий всего лишь фоновый шум. Мир постмодернизма, в котором – вольно или невольно – находится наше сегодняшнее восприятие прекрасного, вбирает в себя всё многообразие прошлых художественных эпох, стилей, видов, приёмов, понятий.

«Рыночная» народная картина была популярна на всей территории СССР, а ранее и Российской империи. Особенно стоит упомянуть Украину, где такая картинка была обязательным украшением любой хаты или шинка. В то же время необходимо отметить тесную сюжетную, а подчас и стилевую связь русской, украинской и белорусской народной картины с аналогичными картинами в Европе. Многие работы – это парафраз немецкого рыночного лубка или своеобразная копия какой-либо западной картины – к примеру, многочисленные мавки-русалки.

Писались народные картины в основном на старых клеенках. Этот материал был повсюду, они быстро изнашивались и могли быть использованы для нового применения в качестве носителя красочного слоя. Но нередко брали для этих целей фанеру – особенно это типично для Вологодской и Архангельской областей. Писали и на картоне, и даже на старых вытертых шерстяных одеялах. Продавались такие произведения на ярмарках, а в советское время на базарах. Наверное, все видели фильм «Операция «Ы», в котором Георгий Вицин как раз исполняет роль торговца подобным товаром. В деревни картины-коврики попадали благодаря бродячим торговцам, а также специальным мастерам-художникам, которые писали непосредственно на месте по заказу. Очень часто такие живописцы носили с собой трафареты и по ним быстро исполняли требуемое, дополняя общую композицию деталями, которые диктовал покупатель. Менялся цвет той или иной части, появлялись новые композиционные элементы – например, вместо ангелочка – голубь, вместо коня – единорог. Особенное распространение такие художники получили в конце Великой Отечественной войны и после. В это время из Европы хлынул поток рыночной живописи, которую охотно копировали и интерпретировали у нас на местах. Всей предшествующей практикой народное восприятие было подготовлено к таким картинкам. Ранее, 1920-30-е годы многие иконописцы, оставшиеся не у дел и не рисковавшие заниматься своим ремеслом открыто, «переквалифицировались» и переходили на историческую или революционную тематику. Именовали таких мастеров по-разному: в Костромской и Ярославской областях их звали красильщиками, а у Солженицына в письме Ивану Денисовичу жена пишет о «красилях». Но их приемы и художественные средства повсеместно были схожи – малярные масляные краски (изредка темпера), клеенки, фанерки.

Отличие так называемых «трактирных» картин от прочих прежде всего в их размерах, что вполне объяснимо – на стенку в избе или хате, в комнатке барака или коммуналки такую огромную клеенищу не повесишь. Обычно полотно под трактирную картину сшивалось из двух, а то и трех клеенок. Изредка использовалась кумачовая бязь из-под отслуживших свой век лозунгов.


Выставка продлится до 16 сентября 2018 года

Адрес: Измайловский бульвар, д.30. Проезд до ст. метро "Первомайская".Ст. метро «Первомайская», выход из первого вагона, по подземному переходу налево, пешком около 300 м. до Измайловского бульвара, д. 30 Подробнее тут.
Время работы: ср - с 12-00 до 19-00; чт - с 12-00 до 21-00; пт - с 12-00 до 19-00; сб, вс - 12-00 до 18-00;
пн, вт - выходные дни.
Цена билета: 150 руб; фотосъемка - 100 руб.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Наивного искусства” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com