?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее подходит к завершению выставка «Шедевры церковного искусства Болгарии», представляющая 47 произведений из Национального музея, музея «Старинный Несебр», Национальной библиотеки Святых Кирилла и Мефодия. Выставка позволяет проследить основные этапы история болгарской культуры и искусства от эпохи влияния, когда происходило формирование местных школ иконописания.
Христос Пантократор. Лицевая сторона двусторонней иконы. XIV век. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Святого Стефана (Новая Митрополия) в Несебре.

Здесь можно увидеть такие прекрасные эскпонаты как двустороннюю икону "Христос Пантократор". Изображение Христа Вседержителя на лицевой стороне иконы в целом традиционно: Спаситель, облаченный в хитон и гиматий, правой рукой благословляет, а в левой держит кодекс, раскрытый на словах Евангелия от Иоанна (8:12): Я –Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Обращают на себя внимание последние строки, заполненные знаками, имитирующими письмо, а также необычный нимб Спасителя с красными треугольными «лучами».

Христос во гробе. Оборот двусторонней иконы. XVII-XVIII века. Дерево, темпера.

Фигура Спасителя, возвышающаяся над каменными саркофагом, изображена на фоне креста. Увенчанная терновым венцом голова Христа склонена к правому плечу, глаза закрыты, руки с ранами от гвоздей скрещены. Среди орудий страстей не только копие и трость с губкой, но также и гвозди, что объясняется особым почитанием страстных реликвий. Вероятно, двусторонняя икона из церкви Святого Стефана в Несебре была выносной и использовалась во время крестных ходов.

Фрагмент. Водосвятная чаша. 1779. Серебро, позолота.

Поизведения XV-XVII веков дают представление об особенностях православного искусства в эпоху османского владычества. В этот период живописцы стремились сохранить приверженность традиционной иконографии и принципам письма, примером чему могут служить иконы из церквей Несебра. Именно в это время достигло искусство резьбы по дереву.

Крест. XVII век. Дерево, серебро, полудрагоценные камни, цветное стекло; сквозная резьба, перегородчатая эмаль, скань, золочение.


Фрагмент. Святая Галина. 1809. Дерево, темпера, позолота.

Икона мученицы Галины Коринфинской с клеймами ее жития уникальны. В первой сцены представлена мученическая смерть святой, которая вместе с другими учениками своего духовного наставника, святого Леонида, была брошена в море.

Фрагмент. Святая Галина. 1809. Дерево, темпера, позолота.

В третья сцена иллюстрирует некую местную легенду о спасении корабля во время бури благодаря помощи святого Николая и иконы святой Галины. Внизу иконы находится ктиторская надпись.

Фрагмент. Святая Марина. XIX век.

Искусство XVIII-XIX веков получило название эпохи Национального возрождения, сопавшего с национально-освободительной борьбой против османского владычества. Иконописанию этого периода присущи яркость и доступность художественного языка.
Митра. Венеция. Начало XVIII века. Золото, серебро, драгоценные камни, разноцветная эмаль, филигрань, зернь.

Митра принадлежала архиепископу Охридскому Иоасафу 91719-1745) и была преподнесена ему в дар мосхопольсикми мещанами. Мосхополе (совр. Москопле, Албания) было местом рождения архиепископа. В конце жизни архиепископ Иоасаф подарил митру церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, где местные архиепископы надевали ее во время торжественных церемоний.

Фрагмент. Митра. Венеция. Начало XVIII века. Золото, серебро, драгоценные камни, разноцветная эмаль, филигрань, зернь.

Митра изготовлена в Венеции. В четырех эмалевых медальонах были изображены евангелисты со своими символами. В настоящее время сохранились только два - с полуфигурами Матфея и Иоанна. Митра украшена орнаментом, выполненным в технике филиграни и зерни, и инкрустирована драгоценными камнями: рубины, бериллом, лейкосапфирами, гранатами, жемчужинами и пиропами.

Иерусалимия.1878. Холст, темпера.

Иерусалимии получили распространение в XIX веке. Их писали в мастерских Палестины для паломников православные арабы (мелькиты) или путешествующие балканские художники.

Иерусалимия, представленная на выставке, происходит из церкви святого Георгия в селе Орещец Видинской области, куда она была, вероятно, вложена некой паломницей в 1878 году, о чем свидетельствует надпись на болгарском языке под образом Богоматери.

Фрагмент. Иерусалимия.1878. Холст, темпера.

Композиция произведения насыщена и разделена на клейма разного размера и конфигурации. На центральной оси вертикали изображен Страшный суд, ниже – символическая топография святых мест Иерусалима, связанных с событиями Страстной недели и Воскресением Христа, а также изображения наиболее важных для паломников монастырей и церквей.

Обращает на себя внимание сцена с тремя зданиями, окруженными стеной, над которой налпись: ВЪ ПОСТРОЕНIЕ РОССIЙ. Существует предположение, что эта надпись, как и сама архитектура, указывает на странноприимный дом для православных путешественников, основанный императором Александром II и Русской православной церковью в Иерусалиме в 1860 году.

Успейте посетить эту выставку, рассказывающую об искусстве Болгарии. Это уникальная возможность прикоснуться к культуре Болгарии у нас в Москве. Не упустите эту уникальную возможность.

Выставка продлится до 02 сентября 2018 года

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 12.(Инжереный корпус) Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготрый - 200 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “отчёт” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com