?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном историческом музее открылась выставка "«Предивное художество»: иконы из собрания Григория Лепса". Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представляет уникальную коллекцию икон, которыми пополнялось его собрание в течение 20 лет. На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и никогда не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.
Предста Царица с припадающими преподобными Феодосием Великим и Варлаамом Хутынским.
Иконописец Максим Иванов Репьев. 1696 г. Оружейная палата, Москва. Дерево, левкас, темпера.

У подножия трона Спасителя в картуше выполнена надпись: «7204 (1696)-го апреля въ 8 день написася сия святая икона и прочии месныя и праздники с ыконостасы и совершися при духовномъ настоятели сея обители Архимандрите Феодосии з братиею изографом Максимомъ Репьевымъ с товарыщи в Николаевском монастыре, что на Песноши». Икона происходит из иконостаса Сретенской трапезной церкви Николо-Песношеского монастыря, новое убранство которой было выполнено при архимандрите Феодосии (1696-1697).


Фрагмент. Предста Царица с припадающими преподобными Феодосием Великим и Варлаамом Хутынским.
Иконописец Максим Иванов Репьев. 1696 г. Оружейная палата, Москва. Дерево, левкас, темпера.

Наличие на лицевой стороне иконы надписи, фиксирующей дату создания, имя художника и заказчика, а также обстоятельства создания образа, выделяет его среди произведений русской иконописи конца XVII в. Имя Максима Репьева упоминается в делах Патриаршего казенного приказа начала 90-х гг. XVII в. Известно, что в 1691 г. Репьев вместе с иконописцем Ефимом Шестаковым написал дял Успенского собора Московсокго Кремля 12 аналойных праздничных икон, получив за это по 2 рубля с полтиной за иконы.
Фрагмент. Предста Царица с припадающими преподобными Феодосием Великим и Варлаамом Хутынским.
Иконописец Максим Иванов Репьев. 1696 г. Оружейная палата, Москва. Дерево, левкас, темпера.

Работа в Москвоском Кремле, хорошее зание придворных вкусов и художественных новаций объясняют иконографию произведения Репьева. Образы «Предста Царицы» распространялись в последнй четверти XVII в., после изменения чина венчания на царство, когда в 1676 г. царя Федора Алексеевича впервые была возложена царская одежда, а сам он причастился в алтаре, как священник. Таки образом, в процессе венчания Федор Алексеевич представал как царь – блюститель Церкви и благочестия.
Фрагмент. Предста Царица с припадающими преподобными Феодосием Великим и Варлаамом Хутынским.
Иконописец Максим Иванов Репьев. 1696 г. Оружейная палата, Москва. Дерево, левкас, темпера.

Иконография образа, созданного Максимом Репьевым, объединяет особенности двух изводов: «Предста Царица» и «Царь Царем», что отображено и в надписях на иконе. Надпись на верхнем поле «Образъ Предста Ц(а)р(и)цы» - фрагмент 10-го стиха псалма 44: «Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена». Псалом 44 толкуется как выражение идеи мистического союза Христа и Богоматери, которые соотносятся с образа Первосвященника и Церкви. Надпись на фоне средника воспроизводит титул Христа из Первого послания к Тимофею (1 Тим. 6:15) «Царь Царствующих, Господь Господствующих».

До середины XVII в. русская икона представляла собой внутренне целостное явление. Существование региональных школ не нарушало единства идейных и религиозных устоев, подтвержденных и письменно закрепленных Стоглавым собором 1551 года, согласно которым иконы должны писаться «по образу и подобию, по-существу, смотря на образ древних живописцев, и знаменовати з добрых образъцов». После реформы патриарха Никона русская церковь разделилась на две параллельно существующие ветви. Икона «Предста Царица» Максима Репьева 1696 года представляет образец работы мастеров Оружейной палаты, открытых влиянию западноевропейской стилистики и идущих навстречу новым вкусам придворной элиты.

Троица Новозаветная. Конец XIX в. Мстера. Дерево, левкас, темпера.

В представляемой музеем экспозиции преобладают старообрядческие иконы. Мастера старообрядцы, опираясь на положения Кормчей и Стоглава, не признавали икон, написанных мастерами-нестарообрядцами. Протопоп Аввакум призывал не поклоняться «неподобным» образам, созданным «по плотскому умыслу» и содержащим «нововводные» обычаи.

Сохранению и развитию традиций древнерусского иконописания в Новое время русская культура целиком обязана старообрядцам. Поборники древлеправославия бережно сохраняли старые иконы, изначально бытовавшие в их среде.
На реках вавилонских. Старообрядческий мастер. Конец XVIII – первая четверть XIX в.
Выговская пустынь. Дерево, левкас, темпера.

Икона иллюстрирует текст 136-го псалма, повествующего о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Песнопение на этот текст представляет собой одну из покаянных молитв. Традиция иллюстрирования псалмы «На реках Вавилонских» существовала в рукописной книге и рисованной настенном лубке, однако в иконописании представляет собой большую редкость. На иконе проиллюстрированы все 9 стихов 136-го псалма, в центре помещена композиция, соотносящаяся с текстом 116-го псалма «Хвалите Господа, вси языцы, похвалите его».
После Собора 1667 года, окончательно утвердившего положения церковной реформы окончательно утвердившего положения церковной реформы, на иконах не допускалось изображение двуперстного крестного знамения и двуперстного архиерейского благословения, написание имени Спасителя с одним «и» и имен некоторых святых в дореформенной орфографии.

Иконописанию также было посвящено специальное соборное определение – «Об иконописцех и о Саваофе», согласно которому запрещалось изображение Саваофа как «Ветхого денми» (в образе старца), на образах Спасителя и святителей предписывалось писать именословно благословляющую десницу, у мучеников и прочих святых –руки, простертые в молении, без всякого перстосложения; московских святителей Петра, Алексея и Иону не разрешалось писать в белых клобуках. Признаком старообрядческой иконы могут служить также символы евангелистов Марка – орел, Иоанна лев, которые восходят к толкованию на Апокалипсис Андрея Кесарийского и безраздельно господствовали в русском искусстве до середины XVII века.
Воскресение Христово – сошествие во ад с избранными ярославскими святыми и почитаемыми иконами.
Последняя четверть XVII в., первая четверть XVIII в. Ярославль. Дерево, левкас, темпера.

Выше вы видите икону уникальной иконографии и судьбы. В последней четверти XVII века ярославским мастером была написана икона с изображением Святой Троицы с предстоящими святыми. В первой четверти XVIII в. по какой-то причине центральная композиция композиция была вырезана вместе с основной основой и заменена вставкой (выступает над поверхностью иконы) с изображением Воскресения – Сошествия во ад. Тогда же были добавлены изображения ярославских святынь.

Фрагмент. Ангел хранитель и избранные святые, предстоящие Деисусу. Мастерская В.П. Гурьянова.
Между 1905 и 1912 г. Москва. Дерево, левкас, темпера.

На оборотной стороне этой иконы удостоверяющая надпись полууставом: «Поставщикъ Двора Его Императорского Величества и Ихъ Императосркихъ Высочеств В.П. Гурьяновъ. Художественная Мастерская Иконописи и живописи и реставрации древних иконъ и картинъ».

В середине XIX века при закрытии старообрядческих храмов и конфискации их имущества в ходе широкомасштабной «борьбы с расколом», проводившейся императором Николаем I «противными учению православной церкви» признавались иконы, в том числе древние, с изображением двуперстного крестного знамения, усложненной иконографии, признанной за «раскольничьи мудрования» , изображения св. Христофора с песьей головой, св. Александра Невского в схиме.

Фрагмент. Ангел хранитель с девятью избранными святыми. Конец XIX в. Мстера.
Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

Особенности художественных приемов очевидно указывают на художников-мстерцев, возможно работавших в Москве. Цировка (чеканка) по золоченому левкасу, раскрашенный растительный орнамент, имитирующий эмали, - «фирменный знак» мастерской И.С. Чирикова, в которой этот прием использовался чаще, чем в других мастерских.

Согласно российскому законодательству, иконописец был обязан иметь «ремесленное свидетельство», а по высочайшему повелению от 5 января 1845 года старообрядцам, занимающимся иконописным мастерством, было строго запрещено вступать в цехи, то есть получить нужный документ они не могли. Если власти обнаруживали старообрядческие иконы то их конфисковали, а самих мастеров в обязательном порядке передавали духовному начальству «для принятия надлежащих мер к возвращению иконописцев в общение православной церкви».
Фрагмент. Богоматерь всем скорбящим радость. Мастерская Пешехоновых. Середина XIX в. Санкт-Петербург.
Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

Владельцы мастерской Пешехоновых происходили из семьи потомственных старообрядцев-иконописцев Тверской губернии (их родина – село Еськи Бежецкого уезда). Самсон Федорович Пешехонов (ум. 1825) переселился в Петербург в начале XIX века для выполнения иконописных заказов. Не позднее 1827 года в столицу перебрался и его сын Макарий Самсонович (1780-1852) организовавший здесь (в 1820-е гг.) иконописную мастерскую, в которой трудились его родные братья Григорий, Афанасий и Иван.
Фрагмент. Богоматерь всем скорбящим радость. Мастерская Пешехоновых. Середина XIX в. Санкт-Петербург. Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

После смерти отца мастерскую возглавил Василий Макарович (1808-1880), придавший семейному делу исключительный размах. Представители этой иконописной династии выработали свой особенный, узнаваемый стиль, заслуживший высокую оценку современников. В 1856 В.М. Пешехонов получил звание поставщика Императорского двора.

Фрагмент. Богоматерь всем скорбящим радость. Мастерская Пешехоновых. Середина XIX в. Санкт-Петербург.
Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

Окончательно сложившиеся в начале XVIII века разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев и последующее выделение ряда беспоповских согласий привели к появлению новых старообрядческих иконописных мастерских, поскольку члены образовавшегося согласия, как правило, считали себя более строгими в вере и потому не могли принимать «чужих» изографов.
Фрагмент. Богоматерь всем скорбящим радость. Мастерская Пешехоновых. Середина XIX в. Санкт-Петербург.
Дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу.

Первым таким центром, выработавшим собственное направление как в иконописании, так и в других областях художественного творчества, стало Выгодоское общежительство в Поморье. Иконы поморского письма высоко ценились всеми беспоповцеми и послужили образцами для московских и провинциальных иконописцев.
Господь вседержитель («спас Златые власы»). Старообрядческий мастер.
Середина XIX в. Дерево, левкас, темпера.

Подобный образ Христа мог быть создан в николаевскую эпоху в период гонений на старообрядцев. Икона могла быть написана старообрядцем-беспоповцем.
Великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Середина – вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера; металл, тиснение, серебрение.

Фрагмент. Великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Середина – вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера; металл, тиснение, серебрение.

Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII в., с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово–Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.
Фрагмент. Алексий человек божий, Иоанн Предтеча ангел пустыни, Мария Египетская.
Чудо Святого Георгия о змии, сорок мучеников севастийских.
Иконописец Андрей А. Алексеев. 1907 г. Москва. Дерево, левкас, темпера.

В правом нижнем углу средника надпись: «Писалъ сию св. икону иконопис. Андрей А. Алексеевъ в Москве 1907 г.»

Приходите на выставку, чтобы познакомится с этим прекрасным собранием. Узнать новое об иконописании и о старообрядстве.

Выставка продлится до 05 октября 2018 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Sep. 16th, 2018 02:48 pm (UTC)
Вчера был на этой выставке! Потрясающее культурное событие! Сейчас обрабатываю фото икон Г. Лепса и получаю вновь эстетическое удовольствие и чистую благодать! Неожиданно надо сказать! Вся коллекция в очень высоком качестве сохранности художественного слоя! В общем побольше бы таких выставок!

Edited at 2018-09-16 02:48 pm (UTC)
worobioff_ku
Sep. 16th, 2018 03:58 pm (UTC)
Надо сходить...
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com