Церемония прошла в Успенском соборе 7(18) мая 1824 года.
Одним из государственных праздников в России были так называемые «царские дни». «Царские дни» - это торжества в честь дня рождения, тезоименитства (именин), восшествия на престол и коронации кого-либо из представителей императорского дома. Издавна в эти дни царствующие особы жертвовали деньги бедным и угощали народ. В XIX веке в честь «царских дней» стали открываться благотворительные учебные заведения, институты и больницы.
Л.Куртен, В. Адам. Публичное объявление о коронации императора Николая I. 1828. Литография.
В состав праздничных мероприятий входили балы и маскарады. Еще во времена Екатерины II утвердился обычай встречать Новый год в публичном маскараде. В первой трети XIX века маскарад в Зимнем дворце в ночь с 1 на 2 января был кульминацией праздника.
Продолжает экспозицию рассказ о балах, маскарадах и обедах, которые – являясь удовольствием и обязанностью светского человека – могли входить в состав торжественных мероприятий. То же самое можно сказать и о парадах, «однообразную красивость» которых воспел Пушкин, и которые также могли быть приурочены к какому-либо государственному празднику.
А.И. Ладюрнер. Император Николай I, наследник цесаревич Александр Николаевич и великий князь Михаил Павлович принимают парад в Петербурге. 1840-е. Бумага на картоне, масло.
Званый обед был непременной частью многих праздничных торжеств. Например, именин, празднование которых было одной из культурных традиций России XIX века. Празднование именин в дворянских семьях, как правило, завершалось балом или торжественным обедом.
Основным элементом бала были танцы. Бал в начале XIX века начинался полонезом. Мазурка составляла центр бала. Обучение танцам детей в дворянских семьях - и девочек, и мальчиков – начиналось рано, с пяти-шести лет. Обучаясь танцам дворянские дети выезжали на особые «детские балы». Для того, чтобы обучение танцам проходило более успешно, существовали специальные учебники, в которых печаталась схемы различных танцев. В центральном зале выставки на полу тоже нарисованы фигуры кадрили, так что и у вас есть возможность поучиться этому старинному танцу.
В России Рождественская елка была впервые устроена в 1818 году в Москве, а в 1819 – в Петербурге по инициативе будущей императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. В 1828 году Александра Федоровна организовала во дворце праздник «детской елки» для своих детей и племянниц. На восьми столах и на столе, поставленном для императора Николая I, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями разложили подарки: игрушки, платья и фарфоровые вещицы.
Неизвестный литограф. Ледяные горы. 1821. Бумага верже, литография, акварель.
Елка началась в восемь часов, а в девять гости уже разъехались. По примеру царской семьи елку начали устанавливать в домах петербургской знати, но в большинстве дворянских домов ее не ставили вплоть до конца 1830-х годов. В 18490-е годы в России укоренился обычай украшать елку на Рождество. На «праздник елки» приглашались дети знакомых, родственников, гувернанток, учителей и прислуги. Хозяева дома старались изо всех сил, чтобы «елка выходила на славу». Со временем «праздники елки» стали устраиваться и для взрослых.
К.П. Беггров по оригиналу К.Ф. Сабата, С.П. Шифляра. Катальные горы на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге. Середина 1820-х.
Литография, акварель, белила.
Но праздники были не только в дворянской среде. В крестьянском быту праздники, в том числе заключение браков было тесно связано с сельско-хозяйственным календарем. Как правило, свадьбы играли между «бабьим летом» и осенним постом, и после весенних праздников, которые начинались с Пасхи. Дворянские свадьбы, сохраняя связь с этой традицией, ориентировались на европейские нравы. Накануне свадьбы жених устраивал «мальчишник»: встречи с приятелями по холостой жизни и прощание с молодостью. После венчания молодые переезжали в новый дом или в нанятую квартиру, где устраивали свадебный обед, а спустя несколько дней – бал.
Венец брачный. Россия. XIX век. Медный сплав, полуда, чеканка, выколотка, канфарение.
Многие праздники не были утверждены законодательно, но пользовались большой популярностью у представителей различных слоев населения. Среди них – праздник открытия навигации на Неве, ежегодно собиравший на Дворцовой набережной множество зрителей; праздник 1 мая заимствованный Петром I у жителей немецкой слободы; Подновинское гулянье, проходившее в Москве на Пасхальной неделе близ Новинского монастыря.
Г. Лори по оригиналу Ж. Делаберта. 1975. Вид Подновинского предместья в Москве. Начало 1800-х. офорт, акварель.
Подновинское гулянье — весеннее народное гулянье близ Новинского монастыря в XVIII — первой половине XIX вв. Гулянье устраивалось на Пасхальной неделе. Место, где проводилось гулянье, представляло собой пустое поле с деревянной оградой вдоль улицы. Подготовка к гулянью продолжалась несколько дней: здесь устраивались карусели и качели, посетители могли полакомиться разными закусками, центральной деталью был большой шатер с флагом или зеленой елкой на самом верху. Также народ развлекали театральными представлениями. На обширном поле работали трактиры, продажа лакомств, передвижные зверинцы.В 1870-х годах пустырь превратили в Новинский бульвар и гулянье переместилось на Девичье поле.
Приходите в музей услышать рассказ о праздниках XIX века, некоторые из них канули в Лету, но некоторые до сих пор радуют нас своим волшебством и радостью.
Выставка продлится до 10 февраля 2019 года.
Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.
