?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Москва в творчестве художников «Группы 13». Объединение получило свое название по числу участников первой выставки. Это творческое объединение просуществовало недолго – с 1929 по 1931 год, но заняло особое место среди многочисленных творческих организаций конца 1920-х годов - начало 1930-х годов. В ее состав в разное время входили: Д. Даран, Н. Кузьмин, В. Милашевский, сестры Надежда и Нина Кашины (Памятных), Т. Маврина, Л. Зевин, М. Недбайло, Б. Рыбченков, Ч. Стефанский. В. Юстицкий, О.Гильдебрандт-Арбенина, Ю. Юркун, А.Софронова, А. Древин, Н. Удальцова, Д. Бурлюк, Сергей Ижевский, З. Либерман, Сергей Расторгуев , Р. Семашкевич. На нашей выставке будут представлены работы шести художников: Дарана, Н. Кузьмина, В. Милашевского, Т. Мавриной, Б. Рыбченкова, А. Софроновой.

В.А. Милашевский. В гостях у Н.В. Кузьмина и Т.А. Мавриной. 1948. Бумага, акварель.

Для нас эта выставка стала настоящим открытием. Не знакомые раньше с творчеством этих художников, не знавшие даже их имен, мы ходили по залам музея как заворожённые и смотрели-смотрели-смотрели. Мы словно окунулись в Москву прошлого, очаровались ею, ещё раз влюбились. В каждой картине, наброске, зарисовке видна любовь художников к тому, что они делали. Здесь не только город, но и удивительные портреты и небольшие открытки с пожеланиями. И всё настолько живое, настоящее.

А.Ф. Софронова. Портрет А.А. Делькруа-Лихошерстовой. Холст, масло.

Уже на первой выставке «13» в феврале 1929 года московская тема по-своему зазвучала у этих художников. Для многих из них, приехавших сюда из других городов, Москва стала второй родиной. Они запечатлели Москву конца 1920-х-начало 1930-х годов с ее бульварами и скверами, любимыми москвичами парками в Сокольниках или Лефортово, набережными Москвы-реки. На выставке представлены работы шести художников Группы «13».

Антонина Федоровна Софронова (1892-1966) – художница, портретист, график, иллюстратор. В 1914 году – участник выставки группы «Бубновый валет», в 1917 – объединения «Мир искусства». В 1931 году участвовала в 3-й выставке Группы «13». Начиная с 30-х годов портрет стал одним из ведущих жанров художницы.

А.Ф. Софронова. Портрет А. Пумпянского. 1930. Холст, масло.

Софронова увлеченная темой «уходящей Москвы» после знакомство с Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьминым сосредоточила свое внимание на меняющимся облике нашего города. Свои любимые места – Балчуг, Арбат, Остоженку – она пишет по многу раз маслом, гуашью, тушью. Город рисуется за пеленой дождя или затянутой дымкой.

А.Ф. Софронова. Дым МОГЭСА. 1931. Холст, масло.


А.Ф. Софронова. У Пречистенских ворот. 1930-е. Холст, масло.


А.Ф. Софронова. Лебеди в зоопарке. 1935. Холст, масло.

В 1931 году Антонина Федоровна стала участницей третьей и последней выставки «13». На ней были представлены виды ее любимых мест: московские набережные, арбатские переулки. Любопытно отметить, что ее интерес к изменяющемуся на ее глазах городу связан с плакатом, которым ей пришлось заниматься для заработка в 1924 году. Для поиска новых тем и образов она начала ходить по улицам и делать зарисовки.

А.Ф. Софронова. Арбатская площадь. Бумага, акварель, тушь перо.


А.Ф. Софронова. Пейзаж с деревом. Бумага, акварель, тушь, перо.


А.Ф. Софронова. Московская улочка с двумя деревцами. 1928. Бумага, акварель, тушь, перо.

Владимир Алексеевич Милашевский (1893-1976) – рисовальщик, акварелист, живописец, автор пейзажей, портретов, эскизов для театра, плакатов. В 1906-1907 годах учился в живописи в Саратове, в Боголюбском рисовальном училище у В. Коновалова. В 1913-1915 годах учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном отделении.

В.А. Милашевский. Москва. Старый каменный мост. 1927. Бумага, тушь.

Выступал как теоретик Группы «13», в которой занимал одну из ведущих позиций. Москва и Кусково давали ему разнообразный материал для рисунков. «Страна! Люди! Эпоха! О них надо было говорить свежим и новым языком», - писал Милашевский. Художник гордился тем, что, рисуя Москву, он всегда был верен действительности, верен эпохе.

В.А. Милашевский. Москва. Старый каменный мост. 1927. Бумага, тушь.

Борис Федорович Рыбченков (1899-1994) в 1915 году поступил в Киевское художественное училище. В 1918 году вернулся в родной Смоленск, где вместе с дургими художниками украшал улицы и здания к первой годовщине Октябрьской революции. В 1920 года ушел в Красную Армию и работал в «Окнах сатиры РОСТА» Реввоенсовета Западного фронта. Он делал рисунки к окопным листовкам и во фронтовые журналы, расписывал вагоны агитпоездов. После демобилизации поступил в Петроградские государственные свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств), откуда осенью 1921 года перевелся в Москву, на живописный факультет ВХУТЕМЕСа.

Б.Ф. Рыбченков. Улица Моховая. 1944. Холст, масло.

С 1928 года Борис Рыбченков – член общества художников «Рост», затем один из постоянных участников выставок Группы «13» (1921-1931). «Моя Ницца» - так называл художник район, прилегающий к Савеловскому вокзалу, где прожил более семидесяти лет. Его пейзажи окраиной Москвы 1930-х годов экспонировались на многих выставок.

Б.Ф. Рыбаков. Полотняный завод. Дом Гончаровых со стороны прудов. 1935. Бумага, соус, белила, сангина.


Б.Ф. Рыбаков. Полотняный завод. Крепостные ворота. 1935. Из серии «Подмосковные пушкинские места». Бумага, акварель.

Татьяна Алексеевна Маврина (1900-1996) – живописец, график, иллюстратор. Родилась в Нижнем Новгороде в семье учителей. В 1921 году переехала в Москву и поступила во ВХУТЕМАС, где серьезно увлеклась живописью.

Т.А. Маврина. Автопортрет в шляпке. 1938. Холст, масло.

Во время войны, с 1942 по 1945 год, Маврина исходиола весь город, от Кремля до окраин, стараясь сохранить хотя бы на бумаге все московские церкви, башни, улицы, переулки.

Т.А. Маврина. Большой собор Донского монастыря. 1943. Бумага, акварель, гуашь.


Разрешение на «производство зарисовок в пределах города Москвы». 1942-1944.

«Моя мастерская, моя натура-улица, земля, небо и, главное, церкви, древнерусская архитектура –все, что могло погибнуть от бомбежек. Всю войну рисовала Москву, скопилось очень много рисунков, акварельных и гуашных, на пьющей краску серо-голубой бумаге. Меня поразила невиданная ранее красота города без огней с ночным небом», - писала художница.

Т.А. Маврина. У церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. 1943. Бумага, акварель, гуашь.

Более 1000 рисунков были сделаны ею в тот период. История города восхищала, поражала, манила. Она «читала» ее как живую летопись, связанную с историей и культурой русского народа.

Т.А. Маврина. Вид на Кремль со стороны Васильевского спуска. 1943. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо.


Т.А. Маврина. Вид на Кремль со стороны Кутафьей башни. 1943. Бумага, акварель.

Приходите на выставку открыть для себя работы художников, которые незаслуженно забыты массовым зрителем. Посмотреть на наш город их глазами. Ведь никакая фотография не передаст вам очарование подлинника. Музей ждет вас.

Выставка продлится до 15 декабря 2018 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГМП” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com