?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последние несколько дней в Музее Рерихов (филиал Государственного музея Востока) проходит выставка «Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха». На выставке представлены 35 произведений, выполненных художником с середины 1920-х до середины 1970-х годов. Основная идея выставки может быть определена ролью женщины в эволюции творчества художника: от портрета-образа до портрета-характера и далее к обобщенно-философскому представлению о женщине как музы и матери.
С.Н. Рерих. Рошай Ваджифдар. 1950. Холст, масло.

Женский образ появляется уже в раннем периоде творчества художника и играет важную роль на всем протяжении его пути в искусстве, позволяя проследить ярко выраженную эволюцию стиля. Отправной точкой здесь может служить работа середины 1920-х годов над потретированием Кэтрин Кэмпбелл, ставшей впоследствии ближайшим другом и доверенным лицом всей семьи Рерихов. А одним из финальных аккордов 1970-х годов стало несколько портретов индийской девушки по имени Джайя.


С.Н. Рерих. Рошан Ваджифар. 1956. Холст, масло.

В одной из лекций по искусству художник так пояснял свой творческий подход: «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер довольно просто, но все же лучше его узнать, изучить».

С.Н. Рерих. Рошан Ваджифдар. 1957. Холст, масло.

В течении семи лет Рошан Ваджифдар Гхош жила в Бангалоре, работая в школе индийского классического театра Бхаратанатьям, дружила с супругой художника Девикой Рани. В 1950-е годы она стала любимой моделью Святослава Рериха. Он запечатлел удивительную грацию Рошан в ряде монументальных картин в полный рост, а также в студийных портретах.

С.Н. Рерих. Фрагмент. Сельский пейзаж. 1953. Оргалит, масло.

Святослав Рерих не раз высказывался о роли модели в портретной живописи: «Модель, которая исполнена желания сотрудничать с художником, служит не только своим личным интересам, но интересам искусства в целом, ибо дает каждому истинному художнику неограниченную радость возможности при сознательном сотрудничестве с моделью создать подлинное произведение искусства».

С.Н. Рерих. Кэтрин Кэмпбелл. 1950. Холст, масло.

В середине 20-х годов судьба сводит художника с Кэтрин Кэмбелл. Она подвигла его на создание целой серии разнообразных портретов, в которых лучше всего проявился его яркий талант портретиста. Кэтрин Кэмбелл быстро стала близким другом не только самого художника, но всей его семьи. С середины 1930-х она принимала самое деятельное, организационное и попечительское участие в деятельности рериховских организаций в США. Почти сразу после ухода из жизни Николая Рериха в 1947 году она сыграла ключевую роль в создании его музея в Нью-Йорке, включая приобретение здания в Верхнем Вест-Сайде и комплектацию значительной части фондов. Долгие годы она оставалась бессменным президентом и этого музея, и Общества Агни-Йоги.

С.Н. Рерих. Кэтрин Кэмпбелл. 1950. Фанера, масло.

Первый ее визит в Индию послужил для Святослава Рериха поводами для написания новой серии ее портретов. В дальнейшем Кэтрин Кэмбелл немало сделала для собирания, сохранения и популяризации искусства Николая и Святослава Рерихов, а также публикации книг учения Живой Этики. Благодаря ее щедрому дару была создана первая постоянная экспозиция искусства Николая и Святослава Рерихов, а также Мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее Востока в Москве.

С.Н. Рерих. Г-жа Асгарди М. Кадир. 1941. Холст, масло.

Некоторое время Асгади была частой гостьей в доме Рерихов и стала одной из немногих женщин из числа мусульманского населения Лахора, запечатленных русским художником в те годы. К сожалению, о ней сохранилось мало сведений, известно только, что она была членом женского клуба «Lahor Lady’s Club» и вела переписку с Еленой Ивановной Рерих. Святослав Рерих гостил у Асгари Кадир в Лайллпуре (г. Фрейсалабад, Пакистан) в конце 1941 года и создал ряд ее портретов. Последнее упоминание о мисс Кадир встречаются в письмах художника 1945 года. В период становления независимой Индии их пути разошлись: в начале политических событий, приведших к разделению страны, Асгари Кадир осталась на территории Пакистана, а Святослав Рерих переехал в штат Карнатака.

С.Н. Рерих. Г-жа Асгарди М. Кадир. 1941. Холст, масло.


С.Н. Рерих. Портрет Раи Богдановой. 1939. Холст, масло.


С.Н. Рерих. Весть. 1953. Холст, темпера.


С.Н. Рерих. Девика Рани Рерих. 1951. Холст, темпера.


С.Н. Рерих. Джайя. 1974. Холст, масло.

У вас ещё есть немного времени, чтобы посетить эту выставку, где перед вами откроется ещё одна грань творчества Святослава Николаевича Рериха. К тому же, вы сможете подняться на второй этаж музея и побывать на выставке «Николай Рерих. Святыни и твердыни», где вы увидите работы отца Святослава Николаевича, сможете проследить путь его развития как художника, его поиска себя. А также сравните работы отца и сына.

Выставка продлится до 30 октября 2018 года.

Адрес: Малый Знаменский пер., д. 3/5. Проезд до ст. метро Кропоткинская.
Время работы: Вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00.
Среда, четверг с 12:00 до 21:00.
Понедельник – выходной день.
Цена билета: 200 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “музей Рерихов” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com