?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С 4 по 25 ноября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» работает экспозиция, подготовленная Патриаршим советом по культуре ― «Сокровища музеев России». На выставке представлены художественные произведения из разных уголков нашей необъятной Родины: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии, из Центральной России и Поволжья. Под крышей Манежа собрано около 280 экспонатов из 50 музеев России. Многие из произведений никогда не покидали фонды областных музеев. Так что у москвичей появилась уникальная возможность посмотреть шедевры живописи представленные в областных галереях и музеях.
Князь Владимир и Ольга. XIX век. Дерево, масло.

Экспозиция начинает свой рассказ с иконы. Также в «Манеже» представлен для поклонения верующим известный образ Богородицы «Умиление». Икона, датированная началом XVI века, сталат центральным и самым древним произведением на экспозиции.
Печерские чудотворцы. XIX век.

От иконописи рассказ переходит к парсунам и провинциальному портрету. На рубеже XVII-XVIII веков в живописных «пероснах» русских государей и церковных иерархов соединились наследие церковной живописи с западноевропейским портретом.
Неизвестный художник. Портрет патриарха Москвоского Филарета Никитича, отца царя Михаила Федоровича.
Вторая половина XVIII века. Холст, масло
.

Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Неизвестный художник. Пеликан, кормящий птенцов. Вторая половина XVIII века. Холст, масло.

Традиции парсунного письма на протяжении всего XVIII – первой половины XIX века продолжали жить в купеческих портретах, украшавших усадебные дома и особняки. Заказчики портретов из дворянских семей и тем более из императорской фамилии уже не удовлетворялись портретами крепостных мастеров. И в Россию приезжают мастера европейские, а лучшие наши подмастерья отправляются в Европу изучать живопись.
Никитин Иван Никитич. Портрет княжны Смарагды (Марии?) Кантимир. Конец 1710-х-начало 1720-х. Холст, масло.

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Екатерины II. Около 1793. Холст, масло.

Щукин. Фрагмент. Портрет императора Павла I. Авторское повторение. 1798. Холст, масло.

Первая половина XIX века - эпоха торжества русской академической школы. Ее рождение связано с Санкт-Петербургской Академией художеств, основанной в 1757 году.
Чернецов Никанор Григорьевич. Вид Нижнего Новгорода. 1837. Холст, масло.

Никанор Григорьевич Чернецов в 1827 году окончил Академию. Путешествовал — по Кавказу (1829—1831) и Крыму (1833—1836). В 1838 году вместе с братом совершил путешествие по Волге, нарисовав много этюдов из которых в 1838—1851 годах они создали уникальную панораму берегов Волги. Посетил страны Европы и Ближнего Востока (1840—1843).
Чернецов Никанор Григорьевич. Вид Ипатьевского монастыря. 1859. Холст, масло.

Воробьев Максим Никифорович. Восход солнца над Невою. 1830. Холст, масло.

Максим Никифорович Воробьёв - русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Сын отставного солдата, который служил вахтёром в академии, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию, и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре и пейзажной живописи. В 1820 г. совершил по поручению правительства путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Путешествие Воробьёва к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем, тогда ещё великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме.
Макаров Иван Кузьмич. Фрагмент. Портрет великой княгини Марии Александровны.
Середина XIX века. Холст, масло.

Иван Кузьмич Макаров — русский живописец-портретист. В 1844 году Иван Кузьмич переехал в Санкт-Петербург и стал посещать классы академии. В конце академического курса он избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро доставила ему известность в петербургской публике.
Макаров Иван Кузьмич. Портрет великой княгини Марии Александровны. Середина XIX века. Холст, масло.

Мария Александровна — принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.

Макаров Иван Кузьмич. Фрагмент. Портрет великой княгини Марии Александровны. Середина XIX века. Холст, масло.

Обратите внимание на прекрасный и в то время очень модный браслет с портретом Александра II.

Макаров Иван Кузьмич. Фрагмент. Портрет великой княгини Марии Александровны. Середина XIX века. Холст, масло.


Тропинин Василий Андреевич. Автопортрет на фоне Кремля. После 1846.
Вариант-повторение «Автопротрета» (1844). Холст, масло.



Гольпейн Генрих. Портет Дарьи Порфирьевны Сипягиной. 1855. Холст, масло.


Макаров Иван Кузьмич. Фрагмент. Женский портрет (С.Н. Россова?). Середина XIX века. Холст, масло.


Аргунов Николай Иванович. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской. 1815. Холст, масло.


Аргунов Николай Иванович. Фрагмент. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской. 1815. Холст, масло.


Боровиковский Владимир Лукич. Портрет князя Григория Семеновича Волконского, генерал-губернатора Оренбурга,
члена Государственного Совета. 1806. Холст, масло.

Князь Григорий Семёнович Волконский — генерал от кавалерии из рода Волконских, Оренбургский военный губернатор в 1803—1817 годах. Главным сражением в военной судьбе Волконского стало сражение у дунайского города Мачин 28 июня 1791 года. Григорий Семёнович командовал корпусом в армии Репнина, на который пришлась основная тяжесть боя. В ходе шестичасовой битвы Волконский находился в передовой линии войск и был ранен в голову саблей. Турки здесь потеряли четыре тысячи человек, русские — в шесть раз меньше. «Во уважении на усердную службу и мужественные подвиги, коими он отличался в сражении при Мачине», генерал-поручик князь Волконский был награждён орденом Св. Георгия II степени.
Щукин Степан Семенович (?). Портрет графа Николая Александровича Зубова. 1803. Холст, масло.


Щукин Степан Семенович . Портрет императора Александра I. 1809. Холст, масло.

Во второй половине XIX века Товарищество передвижных художественных выставок наполнило новым идейным смыслом традиционные картинные жанры.

Перов Василий Григорьевич. Дворник, отдающий квартиры барыне. 1878.
Авторский вариант-повторение одноименной картины.



Ярошенко Николай Александрович. Фрагмент. Курсистка. 1883. Холст, масло.

Николай Александрович Ярошенко - портретист, член Товарищества Передвижников. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Саврасов Алексей Кондратьевич. Могила над Волгой. 1874. Холст, масло.


Маковский Константин Егорович. Фрагмент.Под венец. 1890. Холст, масло.


Маковский Константин Егорович. Фрагмент.Под венец. 1890. Холст, масло.


Маковский Константин Егорович. Фрагмент. Дети господина Балашова. 1880. Холст, масло.


Корзухин Алексей Иванович. Портрет императора Александра III. 1883. Холст, масло.


Лавров Николай Андреевич. Портрет Александра II. 1874. Холст, масло.


Ге Николай Николаевич. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874. Холст, масло.


Ге Николай Николаевич. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны. Авторское повторение. 1874. Холст, масло.

Живопись конца XIX-начала XX века в России совершила переход от старых принципов реализма к новейшим системам художественного мышления, иногда даже опередив европейские школы. Характерная примета того времени – художественные группы. Одним из первых объединений, сыгравших исключительную роль в истории русского символизма и модерна, стал «Мир искусства».

Васнецов Виктор Михайлович. Витязь на распутье. 1878. Холст, масло.


Борисов Александр Алексеевич. Лес зимой. 1913. Холст, масло.


Липгарт Эрнст Карлович. Портрет Николая II. 1900. Холст, масло.


Серов Валентин Александрович. Портрет великой княжны Ксении Александровны. 1893.

В начале века начался отсчет новых путей русской живописи. Первой группой была «Голубая роза» тесно связанная с журналом «Золотое руно». Под их эгидой прошли три выставки, на которых экспонировались Петров-Водкин, Гончарова, Ларионов, Машков, Фальк. Именно в их среде зародился неопримитивизм, открывший новые пути в живописи.

«Бубновому валету» принадлежит в истории русского искусства особое место – практически каждый художник русского авангарда экспонировался на их выставках.

Гончарова Наталия Сергеевна. Московская зима. 1910-1911. Холст, масло.


Машков Илья Иванович. Портрет художника Адольфа Израилевича Мильмана. 1916-1917.


Машков Илья Иванович. Новодевичий монастырь. 1912-1913. Холст, масло.

В 1932 годом ЦК ВКП(б) упразднило все художественные организации и предписало объединить людей творческих профессий в союзы - советских писателей, советских художников. Мастерам искусств был предложен новый метод – социалистический реализм. Художник должен был уметь разглядеть образ нового социалистического будущего.

Пименов Юрий Иванович. Работницы на заводе. Центральная часть триптиха. 1934. Холст, масло.


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Командиры РККА. 1932. Холст, масло.


Голополосов Борис Александрович. У мавзолея Ленина. Траурный день памяти В.И. Ленина. 1926. Холст, масло.


Дейнека Александр Александрович. Стахановцы. Эскиз панно «Знатные люди Советской старны». 1937. Холст, масло.

В 1950-1960 годах появилось новое поколение художников, чье творчество получило название «суровый стиль». Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур.

Смолин Петр Александрович. Смолин Александр Александрович. Зверобои. 1961. Холст, масло, темпера.

Пройдя по анфиладе и посмотрев ретроспективу живописи России в экспозиции можно отдохнуть в центральном зале, который тоже наполнен живописью. Но здесь нет деления на временные рамки произведений.

Нестеров Михаил Васильевич. Лето. 1905. Холст, масло.


Васнецов Аполлинарий Михайлович. Старорусский город. 1899. Холст, масло.


Поленов Василий Дмитриевич. Ранний снег. Бёхово. 1891. Авторский вариант-повторение. Холст, масло.


Мещерский Арсений Иванович. Зимний пейзаж. 1884. Холст, масло.


Боголюбов Алексей Петрович. Иллюминация Кремля. 1883. Холст, масло.


Прянишников Илларион Михайлович. Фрагмент. Общий жертвенный котел в престольный праздник. 1888. Холст, масло.


Чернецов Никанор Григорьевич. Вид на Волге. 1852. Холст, масло.


Боголюбов Алексей Петрович. Фрагмент. Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857. Холст, масло.

На этом мы заканчиваем наш рассказ о выставке в ЦВЗ «Манеж» и предлагаем вам самим сходить и посмотреть на работы мастеров из областных музеев. Ведь никакая фотография не заменит вам общения с оригиналом, а доберетесь ли вы до этого музея еще не известно. А тем более что посещение этой выставки бесплатно.


Выставка продлится до 25 ноября 2018 года.

Адрес:Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
Время работы: 11:00 – 22:00, ежедневно.
Цена билета:бесплатно.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
oshanbo
Nov. 15th, 2018 05:59 pm (UTC)
Долго стояли в очереди?
В субботу хочу сходить, если не разболеюсь. Но, говорят, очень большие очереди
mayak_parnasa
Nov. 15th, 2018 11:27 pm (UTC)
Были два раза около 3-4 часов дня. В понедельник вообще без очереди вошли. В среду постояли минут 15. Но народу было много и очередь делили на два раза. В выходные боюсь будет много народа.
oshanbo
Nov. 16th, 2018 07:53 pm (UTC)
Спасибо.
Буду думать как лучше туда попасть (насморк все-таки подхватил)

Если есть возможность, то подпишите музеи из которых видны работы. Все-таки выставка даже не столько о живописи, сколько о музеях.

Попробую в угадайку :)

Гончарова, насколько я помню, Ульяновск. Точно видел.

Перов с дворником - тоже видел, оригинал, вроде, в Третьяковке, а повторение то ли в Воронеже, то ли в Саратове. Поставлю на Воронеж

Саврасов, Могила над Волгой. Вообще знаковая картина, возможно и есть повторения, тех же Грачей Саврасов много наклепал, к примеру. Поставлю на Нижний. Но не помню эту картину в музее. В Нижнем давно был, еще все подряд не фотографировал.

Витязь на распутье. Вообще-то в Третьяковке :) Где повторение - не знаю

А вообще, хорошо картины получились, завидую!
zerg1ing
Nov. 16th, 2018 07:43 am (UTC)
Вход посетителей до 21.30.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com