В 1776 году А.Т. Болотов занял место управляющего Богородицким имением Екатерины II, приобретенным для А.Г. Бобринского - внебрачного сына императрицы и ее фаворита графа Г.Г. Орлова.
Карл Андреевич Фишер. С живописного оригинала неизвестного художника окнца 1770-х годов.
Портрет А.Г. Бобринского в маскарадном костюме. Начало XX в. Картон, коллодионовый отпечаток.
Полноправным хозяином Богородицка А.Г. Бобринский стал лишь в 1796 году, уже после кончины Екатерины II. В 1770-е годы в имении по проекту архитектора И.Е. Старова был выстроен большой дворцовый ансамбль, а в следующем десятилетии, уже под руководством А.Т. Болотова, был разбит роскошный пейзажный парк, сразу превратившийся в местную достопримечательность. Работа по созданию парка заняла два летних сезона, с 1784 по 1785 год.
Пока А.Т. Болотов оставался управляющим (до 1796 года), парк удавалось поддерживать почти в идеальном состоянии, однако после его отъезда из Богородицка знаменитый на всю округу парк пришел в запустение, не пережив даже своего создателя… Гости музея имеют возможность увидеть первый в России пейзажный парк в уникальном альбоме "Богородицк. Виды имения Бобринских", созданном в 1786-1787 годах А.Т. Болотовым и его сыном Павлом Андреевичем Болотовым (1771-1850). Альбом был приобретен Историческим музеем в 1934 году у А.Н. Ладыженской и находится в фондах музея.
История появления альбома подробно описана в мемуарах А.Т. Болотова: "занимался, под руководством моим, сын мой срисовыванием с натуры разных и лучших садовых сцен, притом, уже изряднехонько производил сие дело не только с великою охотою, но и с отменным успехом, так удивлял самого меня редкою и удивительною его способностью к рисованью с натуры всякого рода положений, мест, а особливо наилучших сцен садовых. Способность его к сему была так велика, что он в состоянии бывал в один день наделывать до десяти скицов таковых картин ландшафтных, которые все он после не только обрисовывал, но вырабатывал их красками, и так хорошо, что я не мог тем довольно налюбоваться, и как таковых картин в короткое время накопилось уже довольно, то и вздумалось нам велеть переплетчику нашему переплесть особливую для сего книгу, в лист величиною, дабы нам все сии садовые картины в нее можно было поместить, что и произвели мы впоследствии времени в самое действие, и составившаяся из всех их нарочитой толщины книга сделалась для всех любопытных зрения и пересматривания достойною. Сия книга цела и хранится у нас и поныне и служит не только памятником тогдашнего его трудолюбия, но и самым монументом садов Богородицких, срисованных во множестве картин в наилучшем их тогдашнем виде".
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
1786-1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид рондаля и по сторонам оного сходов вниз от дома в саду Богородицком».
1786-1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид Большого пруда и набережной дороги при выходе из белых песков в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов.
«Романтическая сцена, представляющаяся зрению стоящему подле тайника по сошествии с горы вниз против дома».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
Надпись к старинному тайнику, отрытому в горе пониже дома в саду Богородицком.
Когда ты, зритель, чтишь и любишь старину,
Так зри здесь предков труд и знай тому вину
Вершина сей горы, что днесь покрыта садом,
Гордилась до сего стоявшим на ней градом.
А сей ров был тайник, иссеченный в горе
В опасны времена для схода вниз к воде.
Вот зри ступени здесь, стопы где тех ходили,
Которые твое отечество хранили,
От варва берегли, теряли жизнь свою,
Ты должен трудами их воздать хвалу твою.
Надпись сия написана на щите, изображающем старика в древнем одеянии и держащем рукою щит. А.Т. Болотов.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид большого пещаного камня в романтичсекой горе, пред домом находящейся».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид развалин и пещер, иссеченных из марморного песку в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид внутренности пещер, иссеченных в горе, из марморного твердого разноцветного песку состоящей, в Богородицком саде».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
В прекрасном парке всё было продумано до мелочей. Специальные площадки позволяли любоваться видами с той или иной стороны. В разных уголках парка были устроены "сиделки", вечерние, утренние или дневные. Соответственно именно от туда открывались лушие виды. С вечерних - лучшие виды на закаты, с дневных - прекрасные полуденные красоты и так далее. Здесь можно было и порыбачить, как мы видим на изображениях, и устроить романтическую прогулку, и просто отдохнуть.
Павел Андреевич Болотов.
«Вид Цветочного острова на Нижнем озерке и за ним вечерне сиделки и Березового острова».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Павел Андреевич Болотов.
«Вид вечерней сиделки вблизи, из-за Нижнего озерка».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Павел Андреевич Болотов.
«Вид островка на Среднем Нижнем прудке с мосточками в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Павел Андреевич Болотов.
«Сцена, представляющаяся зрению на углу нижней части [Богородицкого] сада».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Сцена представляющаяся зрению при входе на Голубой мосток в Богородицком саде».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид из-за пруда на дальние пещеры, иссеченные в белых песках Церериной горы в Богородицком парке».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.
Андрей Тимофеевич Болотов.
«Вид обелиска, находящегося в Богородицком парке в Цеериной роще при входе на площадь с северной стороны».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.
На выставке можно увидеть мультимедийную презентацию, рассказывающую о реставрационных работах проведенных сотрудниками музея. Альбом с видами за много лет сильно потрепался и довольно серьёзно пострадал. Реставраторы провели огромную работу. И выставка позволяет эту работу увидеть и оценить.
А современные фотографии дают представление о том в каком виде сейчас находится эта усадьба. Причём, фотографии расположены так, что вы можете одновременно видеть акварели с видами тех же мест. Это даёт прекрасную возможность сравнить как было и как стало.
Казанский храм в Богородицке. 2010. Фотограф Б.М. Соколов.
Парк начал погибать уже через пару лет после отъезда Болотова. Главный дом усадьбы сгорел в начале XVIII века. Так что этот альбом единственное, что может дать нам представление об этом удивительном парке когда-то разбитым для сына Екатекрины Великой.
Выставка продлится до 21 января 2019 года.
Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.