?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Монумент садов Богородицких…», приуроченная к 280-летию со дня рождения выдающегося русского ученого и писателя Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), занимающего особое место в отечественной истории.
Неизвестный художник. Портрет А.Т. Болотова. 1790-е. Холст, масло.

В 1776 году А.Т. Болотов занял место управляющего Богородицким имением Екатерины II, приобретенным для А.Г. Бобринского - внебрачного сына императрицы и ее фаворита графа Г.Г. Орлова.

Карл Андреевич Фишер. С живописного оригинала неизвестного художника окнца 1770-х годов.
Портрет А.Г. Бобринского в маскарадном костюме. Начало XX в. Картон, коллодионовый отпечаток.

Полноправным хозяином Богородицка А.Г. Бобринский стал лишь в 1796 году, уже после кончины Екатерины II. В 1770-е годы в имении по проекту архитектора И.Е. Старова был выстроен большой дворцовый ансамбль, а в следующем десятилетии, уже под руководством А.Т. Болотова, был разбит роскошный пейзажный парк, сразу превратившийся в местную достопримечательность. Работа по созданию парка заняла два летних сезона, с 1784 по 1785 год.
Очки. Санкт-Петербург. Неизвестный мастер. 1780-е. Серебро, стело. Принадлежали императрице Екатерине II.
Очки хранятся в футляре, на крышке которого имеется надпись: «Хранящиеся здесь очки из собственного употребления Великия Екатерины. Пожалованы Санкт-Петербургскому Вице-Губернатору Новосильцеву 4-го Ноября 1786-го при случае Всемилостивейшего рассуждения о головной болезни его».

Пока А.Т. Болотов оставался управляющим (до 1796 года), парк удавалось поддерживать почти в идеальном состоянии, однако после его отъезда из Богородицка знаменитый на всю округу парк пришел в запустение, не пережив даже своего создателя… Гости музея имеют возможность увидеть первый в России пейзажный парк в уникальном альбоме "Богородицк. Виды имения Бобринских", созданном в 1786-1787 годах А.Т. Болотовым и его сыном Павлом Андреевичем Болотовым (1771-1850). Альбом был приобретен Историческим музеем в 1934 году у А.Н. Ладыженской и находится в фондах музея.
Предметы из коллекции графов Бобринских.

История появления альбома подробно описана в мемуарах А.Т. Болотова: "занимался, под руководством моим, сын мой срисовыванием с натуры разных и лучших садовых сцен, притом, уже изряднехонько производил сие дело не только с великою охотою, но и с отменным успехом, так удивлял самого меня редкою и удивительною его способностью к рисованью с натуры всякого рода положений, мест, а особливо наилучших сцен садовых. Способность его к сему была так велика, что он в состоянии бывал в один день наделывать до десяти скицов таковых картин ландшафтных, которые все он после не только обрисовывал, но вырабатывал их красками, и так хорошо, что я не мог тем довольно налюбоваться, и как таковых картин в короткое время накопилось уже довольно, то и вздумалось нам велеть переплетчику нашему переплесть особливую для сего книгу, в лист величиною, дабы нам все сии садовые картины в нее можно было поместить, что и произвели мы впоследствии времени в самое действие, и составившаяся из всех их нарочитой толщины книга сделалась для всех любопытных зрения и пересматривания достойною. Сия книга цела и хранится у нас и поныне и служит не только памятником тогдашнего его трудолюбия, но и самым монументом садов Богородицких, срисованных во множестве картин в наилучшем их тогдашнем виде".

Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Сцена, представляющая зрению при главном съезде к Большому пруду и к белым пескам в Богородицком саде».
1786-1787. Бумага, акварель, тушь, перо.


Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид рондаля и по сторонам оного сходов вниз от дома в саду Богородицком».
1786-1787. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид Большого пруда и набережной дороги при выходе из белых песков в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов.
«Романтическая сцена, представляющаяся зрению стоящему подле тайника по сошествии с горы вниз против дома».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.

Надпись к старинному тайнику, отрытому в горе пониже дома в саду Богородицком.

Когда ты, зритель, чтишь и любишь старину,
Так зри здесь предков труд и знай тому вину
Вершина сей горы, что днесь покрыта садом,
Гордилась до сего стоявшим на ней градом.
А сей ров был тайник, иссеченный в горе
В опасны времена для схода вниз к воде.
Вот зри ступени здесь, стопы где тех ходили,
Которые твое отечество хранили,
От варва берегли, теряли жизнь свою,
Ты должен трудами их воздать хвалу твою
.

Надпись сия написана на щите, изображающем старика в древнем одеянии и держащем рукою щит. А.Т. Болотов.

Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид большого пещаного камня в романтичсекой горе, пред домом находящейся».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид развалин и пещер, иссеченных из марморного песку в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид внутренности пещер, иссеченных в горе, из марморного твердого разноцветного песку состоящей, в Богородицком саде».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.

В прекрасном парке всё было продумано до мелочей. Специальные площадки позволяли любоваться видами с той или иной стороны. В разных уголках парка были устроены "сиделки", вечерние, утренние или дневные. Соответственно именно от туда открывались лушие виды. С вечерних - лучшие виды на закаты, с дневных - прекрасные полуденные красоты и так далее. Здесь можно было и порыбачить, как мы видим на изображениях, и устроить романтическую прогулку, и просто отдохнуть.

Павел Андреевич Болотов.
«Вид Цветочного острова на Нижнем озерке и за ним вечерне сиделки и Березового острова».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Павел Андреевич Болотов.
«Вид вечерней сиделки вблизи, из-за Нижнего озерка».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Павел Андреевич Болотов.
«Вид островка на Среднем Нижнем прудке с мосточками в Богородицком саде».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Павел Андреевич Болотов.
«Сцена, представляющаяся зрению на углу нижней части [Богородицкого] сада».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Сцена представляющаяся зрению при входе на Голубой мосток в Богородицком саде».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов, Павел Андреевич Болотов.
«Вид из-за пруда на дальние пещеры, иссеченные в белых песках Церериной горы в Богородицком парке».
1787. Бумага, акварель, тушь, перо.



Андрей Тимофеевич Болотов.
«Вид обелиска, находящегося в Богородицком парке в Цеериной роще при входе на площадь с северной стороны».
1786. Бумага, акварель, тушь, перо.

На выставке можно увидеть мультимедийную презентацию, рассказывающую о реставрационных работах проведенных сотрудниками музея. Альбом с видами за много лет сильно потрепался и довольно серьёзно пострадал. Реставраторы провели огромную работу. И выставка позволяет эту работу увидеть и оценить.
Обелиск в Церериной роще. 2015. Фотограф А.В. Качурин.

А современные фотографии дают представление о том в каком виде сейчас находится эта усадьба. Причём, фотографии расположены так, что вы можете одновременно видеть акварели с видами тех же мест. Это даёт прекрасную возможность сравнить как было и как стало.

Казанский храм в Богородицке. 2010. Фотограф Б.М. Соколов.

Парк начал погибать уже через пару лет после отъезда Болотова. Главный дом усадьбы сгорел в начале XVIII века. Так что этот альбом единственное, что может дать нам представление об этом удивительном парке когда-то разбитым для сына Екатекрины Великой.

Выставка продлится до 21 января 2019 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com