?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим наш рассказ о выставке в Государственном Историческом музее «Николай II. Семья и престол». В выставочном зале есть пространство поделенное на две части. Первое воспринимается как лестница к власти, к управлению государством и на этой вершине авторы экспозиции разместили предметы, рассказывающие о важных событиях этой власти, о жизни самой императорской семьи. Вторая же часть это напоминание о подвале Ипатьевского дома, где все закончилось.
Л.С. Бакст. Портрет Императора Николая II. 1895. Холст, масло.

Впервые широкой публике представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л. С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось, и было специально отреставрировано к выставке.

Портрет императора Николая II был исполнен молодым Л.С. Бакстом в Париже. Об истории его создания художник рассказал в письма своему другу В.Ф. Нувелю от 2 октября 1895 года: «Приехал Мита и как паук сел возле меня. Не хзная, как меня выгнать из Парижа, он добыл мне колоссальный, более натуральной величины, портрет царя за 400 рублей, с громадным фоном, и требует, чтобы я его писал в Петербурге. Я умолял его начать в Париже, и тогда я думаю перехитрить его, выписав себе хромолитографии из Петербурга, и таким образом я добуду денег. Но кончить такую ужасающую громадину, которая еле влезла в мою мастерскую, нужно 3 месяца, холст стоит, пописан (стоит и натурщик тоже)». Заказ на исполнение портрета был передан Л.С. Баксту художником-любителем Д.А. Бенкендорфом («Митой»), близким как к императорскому двору, так и ко дворам великих князей Алексея Александровича и Владимира Александровича, один из которых, вероятно, и был реальным заказчиком портрета. В начале XX века портрет находился в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II, занявшем Запасный дворец на Новой Басманной улице в Москве. В 1919 году портрет из здания Запасного дворца был передан в хранилища Английского клуба, а спустя несколько лет – в Центральное хранилище Государственного музейного фонда, откуда в 929 году поступил в Исторический музей. Одно из самых ранних произведений Л.С. Бакста многие годы считалось утраченным. Неудовлетворительная сохранность портрета не позволяла его вводить в научный оборот и экспонировать. К выставке была проведена реставрация и теперь он вновь доступен широкой публике.

Н.С. Самокиш. Портрет Императрицы Александры Федоровны. 1900-1910-е. Бумага, акварель.


С.Ф. Александровский. Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны.
1887. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила.

Все в царской семье умел рисовать. Но работы венценосных особ редко попадают в экспозиционное пространство, тем интереснее увидеть их в стенах музея. И Если работы его сестры Ольги Александровны недавно экспонировались в Третьяковской галерее в достаточно большом объеме, то вот работы императора редкие гости на выставках.

Цесаревич Николай Александрович. Пейзаж с развалинами дома у леса. 1886. Бумага, акварель.

Выставка знакомит своих гостей с детскими рисунками цесаревича Алексея Николаевича.

Цесаревич Алексей Николаевич. Генерал. Начало 1910-х.
Бумага, графитный карандаш, акварель
.

Конечно Исторический музей не мог не выставить форму принадлежавшую императору и его сыну. Поэтому любители военных мундиров смогут насладится прекрасной парадной военной формой.

Фрагмент. Мундир полковника 12-го Гренадерского Астраханского императора Александра III полка. Российская империя, 1910-е.
Сукно, х/б ткань, металлическая нить, канитель, галун, латунь. Мундир принадлежал императору Николаю II.



Мундир детский подпоручика лейб-гвардии Финляндского полка. Российская империя. 1907.
Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь. Мундир принадлежал цесаревичу Алексею Николаевичу.
Каска детская офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Российская империя 1911.
Кожа, фетр, сукно, шелк, конский волос, канитель, галун, латунь, эмаль, золочение, лак.



Фрагмент. Каска детская офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Российская империя 1911.
Кожа, фетр, сукно, шелк, конский волос, канитель, галун, латунь, эмаль, золочение, лак.



Каска детская офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Российская империя 1911.
Кожа, фетр, сукно, шелк, конский волос, канитель, галун, латунь, эмаль, золочение, лак.



Фрагмент. Мундир парадный фельдмаршала армии Великобритании. Великобритания, 1916.
Сукно, шёлк, металлическая нить, канитель, бархат, латунь. Мундир принадлежал императору Николаю II.

«19-го декабря. Суббота…. Получил от Georgie сообщение о моем назначении фельдмаршалом английской армии».
Из дневника императора Николая II.


Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908. Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь.
Шляпа детская офицера Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908. Кожа, фетр, шёлк, металлическая нить, канитель, галун.



Фрагмент. Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908.
Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь.



Фрагмент. Сабля детская морская в ножнах с темляков. Российская империя. 1908.
Сталь, медь, дерево, металлическая нить, кожа, лак, шелк, галун.

Еще одним приятным подарком для гостей выставки станут закладные доски императорских яхт, которые редко появляются в выставочных пространствах.

Доска в память закладки императорской яхты «Александрия». Санкт-Петербург. Торговый дом В.И. Морозова. 1903.
Серебро, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.

16 августа 1903 года в Петербурге состоялась официальная закладка паровой яхты, предназначенной для российского императора Николая II, к тому времени уже стоявшей на стапели Балтийского завода. На церемонии присутствовали сам монарх, а также императрицы Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, греческой королевы Ольги Константиновны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, начальствующий состав Морского министерства и руководство Балтийского завода. Яхта должна была заменить доживавшую свой век первую «Александрию», спущенную на воду ещё в 1851 году. Через 13 дней после закладки, 29 августа, яхта была спущена на воду и сразу же причислена к Гвардейскому экипажу, а в 1904 году включена в состав кораблей Балтийского флота. С самого начала было решено, что вторая «Александрия», заменив первую, будет ходить в Петергоф с его неглубокой пристанью и плавать в мелководных финских шхерах. В отличие от первой «Александрии», носовое украшение её преемника было выполнено в виде двуглавого орла, а вот колёсные кожухи также решили украсить резными изображениями звезды ордена Святого Андрея Первозванного с элементами английского ордена Подвязки. На «Александрии» последний император России дважды принимал Раймона Пуанкаре, в первый раз в июне 1912 года, когда тот был премьер-министром Франции, а во второй раз в июле 1914 года, уже в качестве президента союзной державы.

Доска в память закладки крейсера 2-го ранга «Алмаз». Санкт-Петербург. Торговый дом В.И. Морозова. 1902.
Серебро, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.

«Алмаз» — крейсер Российского Императорского флота, использовавшийся как посыльное судно, фактически служил яхтой наместника на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева. Крейсер заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 12 сентября 1902 года Вступил в строй в ноябре 1903 года. С началом Русско-японской войны переведён на Тихий океан. Участвовал в Цусимском сражении, единственный из крейсеров прорвался во Владивосток, куда пришел 29 мая 1905 года. В январе 1918 года «Алмаз» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской центральной рады и в установлении в Одессе советской власти.

Доска в память закладки крейсера 1-го ранга «Громобой». Санкт-Петербург. Неизвестный мастер. 1898.
Серебро, эмаль; литье, чеканка, гравировка.

«Громобой» — броненосный крейсер Российского флота. Последний корабль серии больших океанских броненосных крейсеров, имевший улучшенную по сравнению с предшественниками — «Рюриком» и «Россией» — броневую защиту артиллерии. В составе Владивостокского отряда участвовал в Русско-японской войне. После войны вернулся на Балтийское море; участвовал в Первой мировой войне.

Доска в память закладки минного заградителя «Амур». Санкт-Петербург. Фирма П.А. Овчинникова. Мастерская Э.И. Кортмана. 1898.
Серебро; литье, чеканка, гравировка.

«Амур» — минный заградитель российского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура.

Доска в память закладки императорской яхты «Штандарт». Дания. Копенгаген.
Мастер А.Н. Драгстед. 1893. Серебро; чеканка, гравировка.

Императорская яхта «Штандарт» - судно Балтийского Флота. Яхта было заложена 1 октября 1893 года как императорская яхта на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» (Burmeister & Wain) по указу Александра III. Была любимым судном императора Николая II.

Различные события царствования Николая II проиллюстрированы на выставке предметами медальерного искусства, которыми мы вам предлагаем насладиться.

А.А. Грилихес. Медаль в память сооружения музея императора Александра III в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1898. Серебро. Аверс.



А.А. Грилихес. Медаль в память сооружения музея императора Александра III в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1898. Серебро. Реверс.

До 1917 года «Русский Музей Императора Александра III», ныне Государственный Русский музей. 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

А.А. Грилихес. Медаль в память сооружения памятника императору Александру II в Москве.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1898. Золото. Аверс.



А.А. Грилихес. Медаль в память сооружения памятника императору Александру II в Москве.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1898. Золото. Реверс
.

Памятник императору Александру II — мемориал в Москве, выполненный в псевдорусском стиле по проекту архитектора Николая Султанова, художника Павла Жуковского и скульптора Александра Опекушина. Открыт в 1898 году у Малого Николаевского дворца на склоне Боровицкого холма, обращённого к Москве-реке. Демонтирован большевиками в 1918—1928 годах.

А.Ф. Васютинский. Медаль в память бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1894. Серебро. Аверс.



А.Ф. Васютинский. Медаль в память бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1894. Серебро. Реверс.



П.Г. Стадницкий. Медаль в память кончины императора Александра III.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1894. Золото. Аверс.



П.Г. Стадницкий. Медаль в память кончины императора Александра III.
Санкт-Петербургский монетный двор. 1894. Серебро. Реверс.

В.В. Алексеев. А.А. Грилихес. В.П. Верещагин. Медаль в память кончин императора Александра II.
1881. Санкт-Петербургский монетный двор. Серебро. Аверс.

В.В. Алексеев. А.А. Грилихес. В.П. Верещагин. Медаль в память кончин императора Александра II.
1881. Санкт-Петербургский монетный двор. Бронза. Аверс.

Л. А. Ботте. Медаль в память 25-летия назначения императрицы Марии Федоровны шефом Кавалергардского Ее Величества Государыни императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербургский монетный двор. 1906. Серебро. Аверс.


Л. А. Ботте. Медаль в память 25-летия назначения императрицы Марии Федоровны шефом Кавалергардского Ее Величества Государыни императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербургский монетный двор. 1906. Бронза. Реверс.


М.А. Керзин. М.А. Скуднов. Медаль в память 300-летия царствования дома Романовых.
Санкт-Петербург. Мастерская А.Ф. Жаккара. 1913. Золото. Аверс.



М.А. Керзин. М.А. Скуднов. Медаль в память 300-летия царствования дома Романовых.
Санкт-Петербург. Мастерская А.Ф. Жаккара. 1913. Серебро. Реверс.

В завершении мы покажем некоторое количество меморий, которые можно увидеть в экспозиции выставки.

Портсигар. Санкт-Петербург. Фирма братьев Грачевых. Вторая половина 1890-х.
Золото, серебро, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Портсигар принадлежал великому князю Константину Константиновичу.

Великий князь Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I.

Фрагмент. Императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Петроград. Фирма К.Г. Фаберже. 1917.
Горный хрусталь, алмазы, стекло; резьба, гравировка.

Незхаврешенное яйцо, последнее из пятидесяти двух больших пасхальных яиц, исполненных фирмой К.Г. Фаберже для императорской семьи. Заказано в качестве подарка императрице Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но не вручено из-за отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. На верхней полусфере яйца шестилучевые звезды различной величины объединены в созвездия. Звезды предполагалось обозначить мелкими бриллиантами. Самый крупный камень должен быть отмечать созвездие Льва, под которым родился цесаревич Алексей Николаевич.
Фрагмент. Императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича».
Петроград. Фирма К.Г. Фаберже. 1917. Горный хрусталь, алмазы, стекло; резьба, гравировка.
«Яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен».
Из воспоминаний Ф.П. Бибаума, главного мастера ювелирной фирмы К.Г. Фаберже.


Чарка. Санкт-Перебург. Мастерская Н.М. Бобира. 1906. Серебро; литье, чеканка, гравировка.
На борте чарки выгравирована надпись: «Е.В. Государь Император Николай II изволил пить за здоровье Л.Гв. Измайловского полка 21 мая 1906 г.»

«21-го мая. Троицын день. Утро было хорошее и теплое. 10 ½ поехали на дворцовую площадку, на которой стояли Измайловский и Л-Гв. Саперный батальон. Вместо молебна была отслужена вечерня с троекратным коленопреклонением. Затем обе части отлично прошли царем, маршем. Завтракали также полковые и саперные дамы».
Из дневника императора Николая II за 1906 год.


Стакан. Санкт-Петбург. Фирма К.Г. Фаберже. Мастерская М.Е. Перхина. 1898.
Серебро, стекло; литье, чеканка, гравировка.
На серебряной оправе стакана имеется надпись: «Император Николай II пилъ изъ этого стакана здоровiе полка 9-10 января 1898 г.».

«9-го января. Четверг… Окончивши свои дела, отправился в Таврические казармы Пеображенского полка. Осмотрел полковой лазарет, прекрасно устроенный, и затем вошел в веиколепное нове офицеское собрание. Весьма приятно провел вечер в знакомом кругу. Сиждение происходило с песнями и прошло быстро. На несколько часов забыл действительность и окунулся в прошлое. Вернулся домой в 2 ½».
Из дневника императора Николая IIза 1916 год.


Офицерский наградный знак (горжет) Лейб-гвардии Преображенского полка. Российская империя.
Конец XIX в. Латунь, сукно, дерево, шелк; штамповка, гравировка, золочение, лакировка.
Принадлежал императору Николаю II.


Корнет-а-пистон. Италия. Милан. Мастер А. Боттали. 1899. Золото, серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.

Музыкальный инструмент был поднесён императору Николаю II в память о проведении первой мирной конференции, созванной по инициативе русского монарха. Конференция открылась 18(6) мая 1899 года в Гааге, в день рождения императора Николая II.

Шпора. Российская империя. Начало XX. Сталь, кожа; никелировка.

Шпора принадлежала императору Николаю II. Она поступила в Исторический музей 16 апреля 1903 года, о чем есть запись в главной инвентарной книге: «Шпора стальная Государя Императора Николая Александровича, отскочившая во время обхода Государем 3 апреля 1903 г. кремлевских стен. Вручена Его Величеством 16 апреля 1903 г. княгине С.А. Щербатовой для хранения в запасных залах Музея».

В.К. Гулевич. Портрет цесаревича Алексея Николаевича. Начало 1940-х. Бумага, акварель.
Предмет происходит из Музея памяти императора Николая II в Белграде.

Акварельный портрет работы В.К. Гулевича монтирован в одну раму с небольшой прядь волос цесаревича Алексей Николаевича, полученной Музеем памяти императора Николая II в 1940 году от князя Н.В. Орлова. К последнему прядь попала от Н.А. Соколова, следователя по особо важным делам Омского окружного суда, который вел дело об убийстве царской семьи в Екатеринбурге. В 1920 году Н.А. Соколов вывез материалы царского дела во Францию, где продолжил расследование. После его смерти документы и некоторые вещественные доказательства попали в руки князя Н.В. Орлова, на протяжении ряда лет оказывавшего материальную помощь следствию.

Прядь волос цесаревича Алексея.

В 1947 году, при посредничестве Комитета по делам культурно-просветительских учреждения при Совете министров РСФР, часть экспонатов Музея памяти императора Николая II была передана в Исторический музей. В 2015-2017 годах по просьбе исторического музея в Институте общей генетики Российской академии наук под руководством доктора биологических наук профессора Е.И. Рогаева была проведена генетическая экспертиза волос. Полученные данные позволяют свидетельствовать о высокой вероятности принадлежности исследованного образца представителю материнской линии императрицы Александры Федоровны (митохондриальный тип женской линии английской королевы Виктории), в частности, цесаревичу Алексею Николаевичу.

Приходите на выставку увидеть страницы нашей истории связанные с правлением и личностью императора Николая II, про которого посол Франции в России Морис Палеолог сказал: «У Николая II нет ни одного порока, но у него наихудший для самодержавного монарха недостаток: отсудив личности. Он всегда подчиняется».


Выставка продлится до 15 апреля 2019 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com