?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

110 лет назад в небе над сибирской тайгой взорвался неопознанный космический объект, названный «Тунгусским метеоритом». Выставка «Тунгусская загадка» в Дарвиновском музее раскрывает подробности этого загадочного происшествия в работах Николая Ивановича Фёдорова (1918—1990) — первого художника, побывавшего в экспедиции к месту падения метеорита.

Н.И. Фёдоров. Серебристые облака. Триптих. 1988. Холст, масло.

Взрыв, случившийся в 1908 году в небе над Сибирью, в районе реки Подкаменная Тунгуска, остаётся загадкой и объёдиняет людей самых разных специальностей — учёных, художников, писателей, музыкантов — в стремлении найти объяснение этому феномену.

Н.И. Фёдоров. Серебристые облака. Триптих. 1988. Холст, масло.

«Тунгусский метеорит» считается крупнейшим падением небесного тела на Землю в новейшей истории. Однако осколков внеземного объекта так и не нашли, несмотря на долгие поиски и множество экспедиций…

Н.И. Фёдоров. Серебристые облака. Триптих. 1988. Холст, масло.

В ночь после Тунгусской катастрофы 30 июня 1908 года серебристые облака повсеместно наблюдались в западной Европе и России, став источником оптических аномалий. Они являются самыми высокими облачными образованиями, наблюдаемыми в пограничном слое атмосферы Земли на высоте 75-95 км. Увидеть серебристые облака можно только во время летних сумерек, когда земля покрыта густой тенью. Природа облаков пока не ясна, однако известно, что они состоят преимущественно изо льда.

Первым художником, побывавшем на месте загадочного происшествия, был Николай Фёдоров. В 1939 году он поехал в Сибирь вместе с первым исследователем Тунгусского феномена Леонидом Алексеевичем Куликом, и там сделал серию зарисовок местности, повреждений деревьев, путевых этюдов.

Н.И. Фёдоров. Пролет над Эвенкийским стойбищем. 1988. Холст, масло.

«В чуме нас было трое – я с мужем моим Иваном и старик Василий, сын Охчена. Вдруг кто-то сильно толкнул чум. Кругом был слышен шум, кто-то гремел и стучал в эллюн (замшевая покрышка чума). Вдруг стало очень светло, на нас светило яркое солнце, дул сильный ветер. Потом кто-то сильно стрелял, как будто зимой лёд лопнул на Катанге, и сразу налетел Учир-плясун, схватил эллюн, закрутил, завертел и утащил куда-то. Остался только дюкча (остов чума из 30 шестов). Я испугалась совсем и стала бучго (потеряла сознание), вижу пляшет учир (смерч). Я закричала и сразу живой опять стала (очнулась). Пошла искать Ивана и старика. Смотрю, на сучке голой лиственницы что-то висит. Подошла, протянула палоку и сняла. Это была наша пушнина, которая раньше висела привязанной к шестам чума. Лисьи шкурки обгорели, горностай стал желтоватым и грязным, в саже. Многие шкурки белок сморщились и пересохли. Взяла я пушнину, заплакала и пошла искать мужиков своих. А на земле сушняк всё горит и горит, олений мох горит, дым кругом».
Из воспоминаний очевидцев.

Впоследствии художник создал серию картин, посвящённых пролёту и взрыву загадочного болида, основанную на впечатлениях и рассказах местных жителей — эвенков. Уникальные произведения искусства, в которых ярко и эмоционально отражены события «тунгусского происшествия», впервые за 10 лет покинули фондохранилища Дарвиновского музея.

Н.И. Фёдоров. Взрыв над болотом. 1988. Холст, масло.

В 1939 году Николай Фёдоров работал в качестве художника в последней экспедиции Л.А. Кулика по поиску Тунгусского метеорита. Позднее он принимал участие в тунгусских экспедициях Н.В. Васильева в 1986 и 1988 гг. Зарисовки экспедиций на месте падения Тунгусского метеорита включают этюды пейзажей, мемориальные постройки, этнографические материалы и портреты участников экспедиций.

Н.И. Фёдоров. Пролёт над Ангарой. Триптих. 1988. Холст, масло.

Николай Иванович Фёдоров родился в 1918 году в Вятке. Его отец Иван Фёдорович Фёдоров в 1890-х гг окончил Строгановское художественное училище и был художником. С 1921 г. Иван Фёдорович заведовал кафедрой рисования и черчения Тимирязевский академии. В 1936 году Николай Иванович поступил на Художественный факультет текстильного института в Москве. Он должен был получить диплом в июне 1941 года, но работу прервала Великая Отечественная война. Н.И. Фёдоров закончил институт только в 1945 году

Н.И. Фёдоров. Пролёт над Ангарой. Триптих. 1988. Холст, масло.

В 1946 г. Николая с несколькими молодыми художниками направили на воссоздание французского гобелена и жаккардового ткачества на фабрику им. Маркова (переименованную позднее в Московский ткацко-отделочный комбинат), где он проработал всю жизнь и был более 40 лет главным художником. Коллектив под его руководством первым в стране освоил выпуск этих сложных стенных ковров.

Н.И. Фёдоров. Пролёт над Ангарой. Триптих. 1988. Холст, масло.

Оригинальный стенной ковер, созданный Николаем по мотивам французских гобеленов, был использован в популярном телевизионном фильме «Двенадцать стульев». Николай Иванович принимал участие в разработке и изготовлении занавесов Большого и Малого театров, театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, концертного зала «Россия», главного портала большой сцены Кремлёвского дворца съездов и ряда кинотеатров Москвы.

Лабаз на центральной заимке Кулика. 1984. Бумага, гуашь.

Однако, мы отвлеклись от основной темы.
Группа итальянских геологов из Болонского университета, под руководством Луки Гасперини, еще в 1994 году выдвинула гипотезу о том, что кратером Тунгусского метеорита может быть озеро Чеко на реке Кимчу, расположенное всего в 8 км на северо-западе от общеизвестного эпицентра взрыва. В 2008 году итальянцы провели пробное бурение возле озера. Все данные указал на то, что возраст озера Чеко не должен превышать 100 лет, что согласуется с гипотезой о том, что оно образовалось в 1908 г, в результате падения небесного тела. Итальянским ученым удалось отыскать обломок легендарного метеорита на дне озера Чеко, в виде огромного куска скалы до 20 м на его дне. Однако данные не подтверждены, существуют исследования, в принципе опровергающие теорию итальянцев.

Н.И. Фёдоров. Ударная волна. 1988. Холст, масло.

«Птицы агды (удары грома) стукали много раз, сильно стукали. Агдыллян (гром) стукал, ангарский гром удары делал, таньга – пять ударов делал. Пактырун – стрелял будто. Палил лес, лесины валил однако – то Учир (смерч), Эллюн (замшевая покрышка чума) Акулины совсем утащил куда-то, эллюн чума Уилькиго на реку кинул. Одын дюкча (остов чума из 30 шестов) валил, белку Акуолины кончал. Кончал, палил, валил лабазы. Кончали агды оленей, собак кончали, людей портили – три люди помирал совсем: Люрбуман, Иван Мачакугырь, брат Лючеткана, руку крошил и помер, шаман Уйбан сразу бучо (потерял сознание), помер на Лакуре».
Из воспоминаний очевидцев.

Н.И. Фёдоров. Электростатические разряды в центре падения. Триптих. 1988. Картон, масло.


Н.И. Фёдоров. Электростатические разряды в центре падения. Триптих. 1988. Картон, масло.


Н.И. Фёдоров. Электростатические разряды в центре падения. Триптих. 1988. Картон, масло.

«Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, и, как бы тебе сказать, будто второе солнце появилось, русские сказали бы вдруг неожиданно блеснуло, глазам больно стало и я даже закрыл их. Похоже было на то, что русские называют – молния. И сразу же был агдыллян, сильный гром. Это был второй удар. Утро было солнечное, туч не было, наше солнце светило ярко, как всегда, а тут появилось второе солнце! Налетел на нас ветер с ног сбил, о поваленную лесину ударил. Следили мы за падающими деревьями, видели, как ломались вершины их, на пожар смотрели».
Из воспоминаний очевидцев.


Н.И. Фёдоров. Пролет над Забайкальем. 1987. Холст, масло.

«Услышал грохот и посмотрел на юг. Увидел – по небу летит огненный сноп. Огненный сноп летел слева направо, то есть на запад. Летел быстро, но я успел разглядеть, что он продолговатой формы, голова была темнее, а дальше начиналось пламя, а за ним искры. Когда он пролетел, то на небе не осталось никакой полосы. После исчезновения за горизонтом (этого тела) никакого пламени не видел. Окна дребезжали. Тогда все перепугались и говорили: «Светопреставление!»».
Из воспоминаний очевидцев.


Н.И. Фёдоров. Рикошетный эффект. 1987. Холст, масло.

Существует «рикошетная гипотеза», согласно которой небесное тело – метеорит или комета – вторглось в атмосферу земли, раскололось и, не долетев до земли, отрекошетило на сотни километров вверх, а осколки, потеряв скорость, упали в другом месте. Однако произведенные расчеты падения опровергли эту гипотезу.

Н.И. Фёдоров. Оживлённая улица. Ванавара. 19184. Бумага тонированная, карандаш цветной, пастель.

Ванавара – село в Эвенкийском районе Красноярского края России, расположенное неподалеку от реки Подкаменная Тунгуска. В шестидесяти километрах от Ванавары находится место падения Тунгусского метеорита. К 1908 году на месте села располагалась торговая фактория – стойбище эвенкийских охотников.

Н.И. Фёдоров. Простейшая жизнь на малой планете. 1987. Бумага, гуашь.

Существует гипотеза о появлении жизни на Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни» - гипотеза панспермии(д греч pan – «всё» и sperma - «семя»). Рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света.

Н.И. Фёдоров. Ясное утро на малой планете. 1987. Бумага, гуашь.


Н.И. Фёдоров. Жизнь на малой планете у двойной звезды. 1987. Бумага, гуашь.

«Давайте, наконец, внесём ясность в запутанную проблему Тунгусского дива. До нас этой проблемой занимались люди, абсолютно лишённые фантазии. Все эти кометы, метеориты из антивещества, самовзрывающиеся атомные корабли, всякие там космические облака и квантовые генераторы – всё это слишком банально, а значит далеко от истины. Для меня Тунгусский метеорит всегда был кораблём пришельцев, и я всегда полагал, что корабль не могут найти на месте взрыва просто потому, что его там давно уже нет. До сегодняшнего дня я думал, что падение Тунгусского метеорита есть не посадка корабля, а его взлёт. И уже эта черновая гипотеза многое объясняла. Идеи дискретной контрамоции позволяют покончить с этой проблемой раз и навсегда… Что же произошло тридцатого июня тысяча девятьсот восьмого года в районе Подкаменной Тунгуски?»
Понедельник начинается в субботу. Аркадий и Борис Стругацкие.

Выставка продлится до 27 января 2019 года

Адрес: Москва, ул.Вавилова, 57. Пешком: от метро «Академическая» 10–15 минут по левой стороне улицы Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта до улицы Вавилова. Карта тут.
Время работы: с 10:00 до 18:00 кроме понедельника и последней пятницы месяца.
выставочный комплекс по четвергам открыт с 13:00 до 21:00
Цена билета:
основное здание и выставочный комплекс: взрослый - 400 руб, льготный - 100 руб.
выставочный комплекс: взрослый - 150 руб, льготный - 50 руб.
В третье воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “Дарвиновский музей” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com