mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Образы огня в христианском искусстве» - отчёт

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Образы огня в христианском искусстве». Огонь занимает важнейшее место во многих религиях и философских системах. Отельные философские школы считали его первоисточником всего сущего. Огромное значение огонь имеет и в христианстве. Огненная стихия играет большую роль не только в Священном Писании и житиях святых. Огонь - один из основных элементов сакрального пространства храма и атрибут христианского благочестия: от пламени свечи, которую возжигает верующий, до ежегодного сошествия Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Фрагмент. Явление пророку Моисею неопалимой купины. Начало XVIII века. Греция. Дерево, темпера.

Настоящая выставка продолжает серию экспозиций, посвященных образам четырех стихий в христианском искусстве. Она дает возможность проследить разные аспекты и роль огня в христианской иконографии. В Священном Писании насчитывается более четырехсот эпизодов, в которых так или иначе упоминается огонь, и почти всегда в религиозном контексте.

Явление пророку Моисею неопалимой купины. Начало XVIII века. Греция. Дерево, темпера.

В Библии огонь чаще всего упоминается как огонь жертвенный или карающий. Образ огненной стихии появляется в эпизоде изгнания Адама и Евы из Рая: херувим, охраняющий врата Эдема, держит «пламенный меч».

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Бытие 3:24.

Святая Троица (Гостеприимство Авраама) с деяниями. Первая треть XIX века. Палех. Дерево, темпера.

Тема огня как орудия Божественного гнева продолжается в истории разрушения Содома и Гоморры: на погрязшие в грехах города Господь проливает «дождем серу и огонь».

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба
Бытие 19:24

Явление пророку Моисею неопалимой купины. Середина XIX века. Дерево, смешанная техника.

Эта икона поступила в музей в качестве дара, и была в очень плохом состоянии. Нельзя было даже определить сюжет этого произведения. Но реставраторам удалось вернуть эту икону к жизни и сейчас она заняла достойное место на выставке. Зритель впервые может увидеть эту икону и оценть туд реставраторов. Прообразом этого сюжета стали знаменитые лоджии Рафаэля в Ватикане. После появления их копий в Зимнем дворце по велению Екатерины II, они стали примером для некоторых икон, в частности для этой.

Три отрока в пещи огненной. Конец XVIII века. Греция. Дерево, темпера.

Через огонь всесожжения ветхозаветные патриархи приносили благодарственные жертвы Богу. Огонь был посредником между Богом и человеком. Явления Бога в огне – ключевой эпизод ветхозаветной книги Исход. Пасший овец Моисей увидел горящий и не сгорающий куст. Чудесным образом огонь не причиняет вреда трем еврейским отрокам брошенным в раскаленную печь за отказ служить идолам и за верность Господу.

Фрагмент. Три отрока в пещи огненной. Конец XVIII века. Греция. Дерево, темпера.

Особую роль огонь играл в жизни пророка Илии: его отцу перед рождением было видение ангелов, пеленающих новорожденного огнём, что означало особое избранничество перед Богом. В зрелом возрасте Илия посрамил через жертвенный огонь жрецов Ваала. Самый значительный и наиболее часто воспроизводимый в иконах сюжет с пророком Илией – Огненное восхождение на небо.

Огненное восхождение Пророка Илии. 1692 год. Поволжье (Кострома?). Дерево, темпера.

И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.
Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.
Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана;
4 Цар 2:8-13

Фрагмент. Огненное восхождение Пророка Илии. 1692 год. Поволжье (Кострома?). Дерево, темпера.

В книгах Нового Завета огонь проявляет себя в Божественном свете в момент Преображения Господня. На выставке представлен редкий вариант этого сюжета, где Христос изображен с огненным ликом, а на апостолов от Него исходит пламя.

Преображение. Третья четверть XVIII века. Северное Заволжье. Дерево, темпера.

Неоднократно огонь упоминается в связи со Страшным судом. Согласно пророкам, в Судный день «придет Господь в огне» и «огнем и мечом Своим произведет суд над всякой плотью». На выставке можно увидеть фрагменты росписей церкви Воскресения Христова в Пучеже 1789 года, разрушенной в 1950-х годах в связи со строительством Горьковского водохранилища. В церкви был большой разработанный сюжет Страшного суда выполненный художниками артели ярославского мастера Дмитрия Иконникова, сейчас мы можем в экспозиции два изображения «Клеветник и клятвопреступник» и «Сребролюбец и лихоимец».

Клеветник и клятвопреступник (Из композиции «Страшный суд»). 1789 год. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль.
Известковая штукатурка, темпера. Из церкви Воскресения Христова в Пучеже Ивановской области.



Фрагмент. Клеветник и клятвопреступник (Из композиции «Страшный суд»). 1789 год.
Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из церкви Воскресения Христова в Пучеже Ивановской области.

В 1947 г. было принято решение о строительстве Горьковской ГЭС и о переносе города Пучеж на новое, более возвышенное место. В 1955—1957 гг. территория старого посада затоплена водами Горьковского водохранилища. Старый город с его церквями, купеческими зданиями, красивой набережной навсегда исчез. Часть деревянных зданий была перенесена в новый город, а все каменные — фактически были разрушены. Город был отстроен заново на новом месте.

Сребролюбец и лихоимец. (Из композиции «Страшный суд»). 1789 год.
Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из церкви Воскресения Христова в Пучеже Ивановской области.



Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Одним из центральных экспонатов выставки является икона «Страшный суд», работы мастера Ивана Рудакова. Это произведение из фондов Третьяковской галереи и у гостей музея есть уникальная возможность подробно ее рассмотреть. Ведь эта икона не представлена в постоянной экспозиции и увидеть ее можно только на выставках.

Фрагмент. Низвержение сатаны с троном.Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков. Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку — живописи христианских катакомб. Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира.

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях. Одним из важнейших источников, оказавших влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового.

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Внизу иконы расположены клейма с описаниями грехов и мук адских за эти не богоугодные дела.
Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.


Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

И спросил: "А как там у вас в аду
Отношение к нашим алкоголикам,
Говорят, их жарят на спирту?"
Черт опять ругнулся и сказал:
"Да там не тот товарищ правит бал".
«У меня запой от одиночества...» В. Высоцкий.
Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

В сеть к дьяволу попадают все, даже вон представитель церкви в первых рядах стоит.

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Змей изображающий грех с птичьей головой обжигает огненным дыханием пятку Адама. Вон там вверху, это пятка первочеловека. А на самом змее написаны разные грехи, которые поджидают человека. Вот например первый – лакомство. Иногда на иконах змей заменялся огненной рекой. Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею», в зависимости от степени их вины

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Видение пророка Даниила  — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Только в этой иконе царство Персидкое заменено на Пермское. Интересно чем так насолили иконописцам пермяки.

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"
Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
Даниил 7:2-7

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами и положить начало покаянию

Фрагмент. Страшный суд. 1827. Иван Федорович Рудаков. Тула. Дерево, темпера.

Так же в экспозицию вошли произведения с символико-аллегорическими сюжетами, где важную роль играет огонь. Среди них особенно выделяется композиция «Всевидящее око Божие» («Угль Исайи»). Название иконы восходит к начальным словам пятой песни молебного канона Богородице, явившей миру истинный Свет и Солнце правды: «Угль Исйи проявлейся, Солнце из девственныыя утробы возсия».

Всевидящее око Божие («Угль Исайи»). Середина XVIII века, с записью XIX века. Дерево, темпера.

Внизу слева ангел касается уст пророка Исайи зажатым в щипцах углем в занк его очищения и избрания для пророческого служения.

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
Исайя 6:5-7

Фрагмент. Всевидящее око Божие («Угль Исайи»). Середина XVIII века, с записью XIX века. Дерево, темпера.

В символических композициях часто встречаются образы огненноликих ангелов. На появление и распространение подобных изображений сил небесных, возможно, повлияли слова Псалтыри.
Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.
Псалтырь. 103:4.

София Премудрость Божия. Вторая половина XIX века. Гуслицы. Дерево, темпера.


Фрагмент. София Премудрость Божия. Вторая половина XIX века. Гуслицы. Дерево, темпера.

В русском искусстве XVII –XVIIIвеков получил распространение сюжет «Душа чистая». Она изображалась в облике стоящей на луне девицы в царском облачении и короне, над которой сияет Солнце. В руке дева держит веревку, укрощая ею льва (лев в данном случает означает демона). Лев сгорает вместе со змием, бесами и грешниками в пламени. Из сосуда девы изливается вода, символизирующая слезы, которыми погашается огонь «терния греховного». От уст девы к небесам исходит пламя – образ возносящейся к небесам молитвы.

Душа чистая. Конец XVIII века. Ярославль. Дерево, темпера.

Следующий раздел выставки посвящен связанным с огнем сюжетам в жизнеописаниях святых и сказаниях об иконах Богоматери. Казнь через сожжение или мучение огнем – одна из самых распространенных тем в житиях раннехристианских мучеников.

Святитель Лев Катанский сжигает вола Иллиодора. Последняя третьXIX века. Урал (?). Дерево, масло.

Лев Ката́нский (720-789) - епископ города Катании (Сицилия).Житие святого Льва содержит историю его противостояния с колдуном Илиодором.
«Святитель Божий, уразумев помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно помолившись, встал, вышел из алтаря и, взяв своим омофором за шею волшебника, связал его, и, выведя его затем из церкви на средину города, повелел народу, чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь. Когда его приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Божий Лев, возвратившись в церковь, докончил Божественную службу.»
Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского.

Мучение архидиакона Лаврентия. Последняя четверть XVIII века. Великий Устюг. Дерево, темпера.

Лаврентий Римский (ок. 225 — 258) — архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, воздвигнутых императором Валерианом. Был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. В искусстве католических стран Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни.

Мученики Кирик и Иулита, со сценами жития. Вторая половина XVIII века. Тверская провинция. Дерево, темпера.
Из Знаменской церкви села Пылево Весьегонского района Тверской области.

Кирик и Иулитта раннехристианские святые мученики, пострадавшие во время великого гонения при императоре Диоклетиане. Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила всё своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница. Была узнана и отказалась принести жертву языческим богам. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе градоначальник сбросил ребёнка с каменного помоста. Иулитту приговорили к отсечению головы.

Великомученик Федор Тирон(?) XIX век. Дерево, резьба, масло.

На выставке экспонируется уникальная скульптура XIX века, предположительно изображающая великомученика Феодора Тирона с горящим пламенем в руках. Эта скульптура первый раз появляется на публике и у вас есть уникальный шанс посмотреть редкую деревянную скульптуру в зале музея.

Богоматерь Тихвинская, в раме со сценами сказания об образе.
Икона: вторая половина XVI века (с антикварной реставрацией). Рама: конец XVIII века. Оклад: начало XX века.
Дерево, темпера; серебро, басма, чеканка, золочение. Из Рыбинска Ярославской области.

Эпизоды связанные с огнем, часто встречаются и в сказаниях об иконах Богоматери. Их можно разделить на две группы: сюжеты о чудесном спасении чудотворных икон при пожаре и сюжеты, рассказывающие о чудесном явлении Богоматери или ее икон в огне.

Фрагмент. Богоматерь Тихвинская, в раме со сценами сказания об образе. Икона: вторая половина XVI века (с антикварной реставрацией). Рама: конец XVIII века. Оклад: начало XX века. Дерево, темпера; серебро, басма, чеканка, золочение. Из Рыбинска Ярославской области.


Фрагмент. Явление Богоматери Почаевской.
Первая половина XIX века. Почаев(?). Дерево, темпера.

Богоматерь явилась монахам на скале подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для насельников недавно основанной ими обители.

Богоматерь Огневидная. Первая половина XIX века. Центральная Россия. Дерево, темпера.

В старообрядческой среде были распространены также образы Богоматери Огневидной. Согласно сказанию, икона наряду с прочими была брошена в огонь византийским императором-иконоборцем Феофилом, однако чудом не сгорела, а лик Богоматери приобрёл красный оттенок.

Фрагмент. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1698 год. Фома и Василий Потаповы. Осташков.
Дерево, темпера. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

Приходите в музей узнать историю огня в христианском искусстве, открыть для себя новые сюжеты и образы, которые вам покажет музей древнерусского искусства.


Выставка продлится до 14 апреля 2018 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 250 рублей. Есть льготы, подробности тут.
Стоимость билета на постоянную экспозицию: 250 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “музей им Андрея Рублёва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments