mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского» - отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского», приуроченная к 125-летию со дня рождения художника.

Залы музея.

Творческая биография мастера хорошо изучена. В 1906–1907 годах он учился живописи в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище у В. Коновалова, в 1911–1913 – занимался рисунком и живописью в Харькове в студии А. Грота и Э. Штейнберга, в 1913–1915 − в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном отделении.

В.А. Милашевский. В гостях у Н.В. Кузьмина и Т.А. Мавриной. 1948. Бумага, акварель, тушь, перо.

В 1915–1916 годах работал в «Новой художественной мастерской». Впервые его рисунки экспонировались на выставке художников − членов Дома искусств в Петрограде в 1921 году. С 1924 года жил в Москве. В 1929–1931 годах как теоретик и один из создателей группы «13» участвовал в ее выставках. Выставка работ этой творческой группы проходила в музее не так давно. Наш рассказ о ней можно почитать здесь.

В.А. Милашевский. Кусково. Сумерки. 1938. Бумага, акварель, тушь, спичка.

Москва и Кусково дали художнику разнообразный материал для рисунков. «Страна! Люди! Эпоха! О них надо было говорить свежим и новым языком», - писал Милашевский.

В.А. Милашевский. Кусково. Вечер. 1929. Картон, масло.

В его работах пляжи и стадионы, улицы и площади Москвы, как кадры старой хроники, сохранили для нас подлинный образ города с колоритными типами москвичей. Художник гордился тем, что, рисуя Москву, он всегда был верен действительности, верен эпохе.

В.А. Милашевский. Кусково. Лунный вечер. 1933. Бумага, акварель, тушь, спичка.


В.А. Милашевский. Кусково. Грот. 1931. Бумага, акварель.

Особую известность принесли Милашевскому книги, оформленные им в издательстве «Academia», с которым он сотрудничал с середины 1930-х годов. Среди них: «Бег» П. Скосырева (1930), «Страница большой книги» Л. Аргутинской (1932), «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1933), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского (1935). Иллюстрировал он и произведения западных классиков: О. Бальзака, Э. Т. А. Гофмана, роман Г. Флобера «Мадам Бовари» (1947) и другие.

В.А. Милашевский. Иллюстрации к книге И. Садофьева «Огни». 1924. Бумага, тушь.

В 1933 году Милашевский оформлял издание «Записок Пиквикского клуба» Ч. Диккенса. Они сразу привлекли внимание критиков, заставили говорить о Милашевском как об иллюстраторе, имеющем свой стиль и почерк. По мнению самого художника, это было время расцвета его творчества.

В.А. Милашевский. Москва. Мясницкие ворота. 1950-е. Бумага, акварель.

В.А. Милашевский. Анета и князь. 1953.
Иллюстрация к повести А.И. Герцена «Сорока-воровка». Бумага, графитный карандаш, акварель.

С середины 1930-х годов по идеологическим причинам было запрещено экспонировать на выставках произведения художников группы «13». Только оформление книги давало им возможность работать и быть свободными в творчестве.

В.А. Милашевский. Портрет М.А. Кузьмина. 1920. Бумага, акварель, карандаш.
Автограф: «Зарисован М. Кузьмин мною в декабре 1920 года у него на квартире. В. Милашевский».


В.А. Милашевский. Портрет Исаака Бабеля. 1933. Бумага, тушь, спичка, сепия.

В конце 1940-х годов он оформил издания сказок А. С. Пушкина, затем «Конька-Горбунка» П. П. Ершова. В 1963 году подготовил новые иллюстрации к пушкинской «Сказке о Попе и о работнике его Балде». В музейном собрании хранится более 40 иллюстраций к этому произведению.

В.А. Милашевский. Поп и Балда. 1949. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде».
Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, графитный карандаш.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
А.С. Пушкин. Сказка о Попе и работнике его Балде.

В.А. Милашевский. Поп и Балда. 1965. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде». Бумага, акварель.


В.А. Милашевский. Сцена в саду у попа. 1965. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде». Бумага, акварель.

Созданный Милашевским образ Балды органично связан с народным представлением о сильном герое, мастере на все руки, способном побеждать зло. Здесь художник воспользовался изобразительными приемами лубочных картинок: Балда наделен богатырским телосложением, одет в яркую кумачовую рубаху, что эффектно выделяет его среди других персонажей сказки.

В.А. Милашевский. Морское царство. 1970.
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде». Бумага, акварель.

Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
А.С. Пушкин. Сказка о Попе и работнике его Балде.

В.А. Милашевский. Балда и бесенок. 1962.
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде». Бумага, акварель, тушь.



В.А. Милашевский. Поп и Балда. 1965.
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде». Бумага, акварель.

С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
А.С. Пушкин. Сказка о Попе и работнике его Балде.

Особое место в творчестве Милашевского заняли «Повести Белкина», над которыми он работал в 1970-е годы. В собрании музея хранится более 70 его рисунков, часть из которых была передана самим художником, другие поступили в дар от его вдовы, А. И. Милашевской.

В.А. Милашевский. Владимир въезжает в Шадрино. 1970-е. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

При создании иллюстраций к пушкинским повестям художнику пригодилось знание русской дворянской архитектуры. Это дало возможность свободной импровизации в изображении усадьбы Муромского в повести «Барышня-крестьянка». Образ старой Москвы органично возникает в иллюстрации к «Гробовщику», когда Адриан Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую. Здесь художник изобразил и самого поэта возле дома Василия Львовича Пушкина.

В.А. Милашевский. Пустой возок.1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Метель
». Бумага, акварель, тушь, перо, белила.

В.А. Милашевский. Семен Вырин, смотрящий на дорогу. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Бумага, акварель, тушь.



В.А. Милашевский. Охота. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Бумага, акварель, тушь, кисть, белила.



В.А. Милашевский. Муромский и дворник. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Бумага, акварель, тушь, кисть.



В.А. Милашевский. Сильвио упражняется в стрельбе. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Выстрел». Бумага, акварель, тушь, кисть, белила.



В.А. Милашевский. Сильвио упражняется в стрельбе. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Выстрел». Бумага, акварель, тушь, кисть, белила.



В.А. Милашевский. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Гробовщик». 1971. Бумага, акварель

«Что ж это, в самом деле, — рассуждал он вслух, — чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный? Хотелось было мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных». — «Что ты, батюшка? — сказала работница, которая в это время разувала его, — что ты это городишь? Перекрестись! Созывать мертвых на новоселие! Экая страсть!» — «Ей-богу, созову, — продолжал Адриян, — и на завтрашний же день. Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал». С этим словом гробовщик отправился на кровать и вскоре захрапел.
А.С. Пушкин. Гробовщик.

В.А. Милашевский. Работница и смерть. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Гробовщик». Бумага, акварель, тушь, белила.



В.А. Милашевский. «Клиенты» в гостях у гробовщика. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Гробовщик». Бумага, акварель, тушь, белила.

Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.
А.С. Пушкин. Гробовщик.

В.А. Милашевский. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Гробовщик». 1971. Бумага, акварель


В.А. Милашевский. Портрет дьячка. 1970-е.
Иллюстрация к циклу произведений А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Бумага, тушь, белила, перо, кисть.



В.А. Милашевский. «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок…» 1969.
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Бумага, акварель.



В.А. Малашевский. Пушкин, идущий по Старой Басманной. 1970-е.
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Гробовщик». Бумага, акварель, тушь, белила.

Приходите в музей посмотреть на иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича и еще раз вспомнить эти строки известные нам с детства. А прекрасные работы перенесут вас в старую Москву и окунут в мир пушкинских миров.

Выставка продлится до 17 марта 2019 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГМП, бесплатно, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments