mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Художник Карл Карлович Гампельн» в музее А.С. Пушкина - отчет. Часть 1.

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка посвященная глухонемому художнику Карлу Гампельну. Это первая в истории монографическая выставка Карла Карловича Гампельна (1794-1880), известного живописца-портретиста, гравёра и литографа, глухонемого художника, жившего и творившего в России в пушкинскую эпоху. Выставка проходит на двух площадках. Музей А.С. Пушкина представляет произведения художника, в основном портреты, собранные из 23 музеев. Государственный Исторический музей представляет свое собственное собрание и открывает этого художника не как портретиста, а как мастера жанровых сценок. И сегодня рассказ о выставке в музее А.С. Пушкина.

Автопортрет. 180-1826. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Карл Карлович Гампельн изобразил себя с книгой, на корешке которой можно прочесть имя автора «LAVATER». Иоганн Каспер Лафатер, автор популярного в начале XIX века труда «Физиогномика».

Тройка в грозу. 1830-е. Холст, масло.

Родился Карл-младший в 1794 году в Москве. От рождения мальчик был глухонемым и на воспитание его отправили в Вену — в учебное заведение для глухонемых. Яркое дарование художника проявилось в нем с детства. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств.

Тройка на улицах Петербурга. 1830-е. Холст, масло.

Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I. Об этом исследователи спорят. Но художник точно был представлен супруге и сестрам императора. И конечно сам Александр I знал о художнике, так как выделил крупную сумму на продолжение обучения Карла Гампельна в Вене.

Атака казака. Около 1850. Бумага, акварель, гуашь, белила.

Вернувшись в Россию после обучения, Карл Гампельн передал императрице Елизавете Алексеевне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила президента Академии художеств А.Н. Оленина взять на себя заботу о талантливом художнике. Вместе с братом Егором Карл поселился в доме Оленина по приглашению хозяина, и находился на его попечении. Через месяц Карл был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года.

Май и декабрь. 1820-е. Бумага, акварель, по подготовительному наброску графитным карандашом.

Алексей Николаевич Оленин, известный российский государственный деятель, историк, археолог, президент Императорской академии художеств, сыграл важную роль в судьбе художника. В 1825 году в письме Н.М. Лонгинову Оленин пишет, что Гампельн нашёл в его доме «тихое пристанище».
Портрет братьев Коновнициных. 1825. Бумага, итальянски карандаш, сангина.

На рисунке изображены сыновья генерала от инфантерии, героя Отечественной войны 1812 года графа П.П. Коновницына от брака с А.И. Корсаковой – Петр, Иван, Григория и Алексей.

Портрет графа П.П. Коновницына. 1822-1823. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Граф Петр Петрович Коновницын, сын генерала от инфантерии и военного министра графа .П. Коновницына. В 1821 поступил на службу в Свиту Е.И.В. по квартирмейстерской части. Участвовал в востании декабристов. Вместе с младшим братом Иваном вступил в Северное тайно общество. Арестован и осужден по девятому разряду (1826). Лишен дворянства, чинов и разжалован в солдаты. Участвовал Русско-турецкой войне 1828-1829. Летом 1829 встречался с А.С. Пушкиным во время путешествия поэта на Кавказ.

Портрет обер-офицера 9-й конно-артиллерийской роты. Начало 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Граф Иван Петрович Коновницын. Сын генерала П.П. Коновницына. Выпускник Пажеского корпуса, прапорщик 9-й конноартиллерийской роты. Арестован за сопротивление, оказанное при присяге императору Николаю I. Вскоре переведен в армейскую артиллерию на Кавказ. Изображен в офицерском мундире армейской конной артиллерии и обер-офицерских эполетах с цифрой «9».

Портрет великого князя Николая Павловича верхом на коне. После 1817 (1818-1820). Бумага, литография.

После восстания 14 декабря 1825 года, в период следствия над декабристами, знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника. Ведь он писал портреты «неблагонадежных». В архивных материалах имеется свидетельство заботы А.Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге».

Изображение празднества, бывшего в селе Тарутине 25 июня 1834 года. 1834.

Тарутинский монумент – главнейшее сооружение исторического мемориала, посвященного событиям Отечественной войны 1812 года. Расположен на месте укреплений военного лагеря российской армии. В честь героического 1812 года граф С.П. Румянцев, унаследовавший село и ближайшие деревни, в 1828 году освободил 745 крестьян и дворовых от крепостной зависимости. «Вольные хлебопашцы» обязались воздвигнуть на тарутинской земле особый памятник в ознаменование подвигов и славы российского воинства.

Портрет С.Л. Пушкина. 1824. Бумага, итальянский карандаш, сангина, белила.

Можно увидеть на выставке и вот такой замечательный портрет. Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. Сын Л.А. Пушкина от брака с О.В. Чичериной. С 1796 года – капитан-поручик лейб-гвардии Егерского полка. В том же году женился на Надежде Осиповне Ганнибал. В 1798 вышел в отставку в чине майора и переехал в Москву. Служил в Комиссариатском штате. С 1817 года в отставке.
В обществе Сергей Львович был известен как остряк и человек необыкновенной находчивости. Писал стихи на французском языке, участвовал в любительских спектаклях и хорошо декламировал. Имел многочисленные литературные знакомства: в его доме бывали Батюшков, Дмитриев, Жуковский, Вяземский, Карамзин.
На портрете изображен с любимой собакой по кличке Руслан. На сметь «доброго Руслана» С.Л. Пушкин написал эпитафию на французском языке:
Лежит здесь мой Руслан, мой друг, мой верный пес!
Был честности для всех разительным примером,
Жил только для меня, со смертью же унес
Все чувства добрые: он не был лицемером,
Ни вором, пьяницей, развратным тож гулякой;
И что ж мудреного? Был только он собакой!

Портрет калмыцких князей Тюменевых. Первая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

На этом портрете князей Тюменевых справа старший брат Серебджаб Тюмень (1774-1858), нойон Хошеутовского улуса. С 1811 –командир новосфомированного из астраханских калмыков 2-го калмыцкого полка, который входил в 3-ю Западную армию генерала А.П. Тормасова. В конце 1814 вернулся с поклом в Астрахань. Изображен с золотой медалью «за усердную службу» (на Александровской ленте). В центре средний брат Батур Убаши Тюмень, участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе лейб-гвардии Казачьего полка. Слева – Церен-Норбо Тюменб, младший брат. По инициативе братьев Тюменевых был построен Хошеутовский хурул как памятник участию калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года.

Портрет барона П.Л. Шиллинга фон Канштадта. Не позднее 1822. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

А это барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт выдающийся ученый, изобретатель первого электромагнитного телеграфа, основатель первой в России литографии.

Прекрасный рисовальщик, Гампельн работал и в графике (в том числе, как гравер и литограф), и в живописи, писал акварелью и маслом, а также создавал миниатюры. Будучи глухонемым, Карл подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet» (глухонемой), а иногда просто «Sourd-muet» без имени и фамилии.

Портрет юнкера 13-го Ингерманландского гусарского пока. 1829-1833.
Бумага, итальянский карандаш, акварель, бронзовая краска, сангина, белила, лак.



Портрет Павла Котлубицкого. Конец 1810-певая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.
Изображен в мундире обер-офицера лейб-гвардии Конно-егерского полка.



Портрет молодого человека. 1820-е. Кость, акварель, гуашь.


Портрет великого князя Александр Николаевича. Не позднее 1827. Кость, акварель, гуашь.


Портрет великого князя Александра Николаевича. Около 1827. Кость, акварель, гуашь.
Изображен в мундире лейб-гвардии Гусарского полка с орденом Святого Андрея Перозванного.

В первый период своей жизни в Петербурге, Гампельн писал портреты армейских и гвардейских офицеров. И на выставке вы уидите большое количество таких портретов.

Портрет Ф.И. Долгополова. Первая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Федор Иванович Долгополов, сенатор. С 1812 года служил в лейб-гвардии Измайловском полку. С 1851 года действительный тайный советник. С 1840 – член консультации при Министерстве юстиции. Изображен в мундире обер-офицера лейб-гвардии Измайловского полка с серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года и Кульмским крестом.

Портрет Н.А. Исленьева на коне. Конец 1810 – начало 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Николай Александрович Исленьев генерал от инфантерии. С 1805 служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Участник компаний 1807, 1812, Заграничных походов 1813-1814. Изображен в мундире полковника с орденами Святой Анны 2-й степени, святого Владимира 4-й степени с бантом, с серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года и Кульмским крестом.

ПортретС.А. Кокошкина. 1820. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Сергей Александрович Кокошкин генерал от инфантерии, сенатор, санкт-петербургский полицмейстер. Участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения, взятия Парижа. В 1825 году исполнял должность начальника штаба войск, составляющих эскорт при печальном шествии с гробом императора Александра I из Таганрога в Санкт-Петербурге. Несмотря на обвинения во взяточничестве пользовался абсолютным доверием императора Николая I. Изображен во флигель-адъютантском мундире с серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года и Кульмским крестом.

К.К. Гампельн по оригиналу А.Г. Варнека 1819 года. Портрет графа П.П. Коновницына.
Первая половина 1820-х. Бумага. Акварель, гуашь, белила.

Граф Петр Петрович Коновницын генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года. Под Бородиным замещал раненого Багратиона, затем командовал корпусом, в Филях назначен дежурным генералом армии. Был награжден золотым оружием «За храбрость» с алмазами., орденами Святого Владимира 2-й степени, Святого Александра Невского, Святого Георгия 2-й степени. В 1814-1915 годах военный наставник великих князей Михаила и Николая.

К.К. Гампельн по оригиналу Б.-Ш. Митуара. Портрет А.И. Лерера.
Первая половина 1820-х. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш.

Александр Иванович Лорер потомок французских гугенотов. В 1803 определен в уланский Его Высочества Цесаревича полк. В сражении при Аустерлице был ранен и взят в плен. В чине майора принял участие в кампании против французов 1807 года, где отличился в сражении при Фридланде и вышел из боя с раной от удара саблей в лицо (орден Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусский орден «Pour la Merite»). Женат на Марии Ивановне Корсаковой, родной сестре графини А.И. Коновницыной. Изображен с прусским орденом «Pour la Merite».

Портрет великого князя Александра Николаевича в детстве. 1827. Бумага, акварель.

С 1855 года российский император Александр II. Изображен в мундире офицера лейб-гвардии Гусарского полка, куда 22 апреля 1818 года был пожалован шефом и где проходил чинами от корнета до полковника.

Портрет А.И. Германа. 1822. Бумага, черный карандаш, сангина, белила.

Александр Иванович Герман в звании обер-офицера принял участие в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах в составе лейб-гвардии Преображенского полка. Изображен в мундире флигель-адъютанта с прусским орденом «Pour la Merite»,Святого Владимира 4-й степени с бантом, серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 года, сардинским орденом Святого Маврикия и Лазаря и прусским знаком отличия ордена Железного креста (Кульмским крестом).

На этом мы сегодня заканчиваем рассказ о галерее портретов созданных глухим художником Карлом Карловичем Гампельном. Музей А.С. Пушкина ждет вас, чтобы познакомить с образами созданными этим художником в XIX веке.

Выставка продлится до 19 мая 2019 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГМП, бесплатно, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment