mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Художник Карл Карлович Гампельн» в музее А.С. Пушкина - отчет. Часть 2.

Сегодня мы продолжим рассказ о монографической выставке глухого художника Карла Карловича Гампельна, которая проходит в Государственном музее А.С. Пушкина. Выставка представляет уникальную возможность увидеть в одном месте семейные портреты, которые после революции покинули стены старых усадеб и волею разных судеб оказались в различных музейных фондах или в собраниях коллекционеров.

Портрет О.Н. Кокошкиной. Между 1821 и 1828. Картон, итальянский карандаш, сангина.

Ольга Николаевна Кокошкина, дочь Н.П. Резанова, дипломата, инициатора первой русской кругосветной экспедиции, от брака с А.П. Шелиховой, умершей от родовой горячки после рождения дочери.

После смерти Н.П. Резанова в 1807 году император Александр I оказывал покровительство осиротевшим детям и содействовал браку его дочери Ольги с флигель-адъютантом С.А. Кокошкиным. Брак оказался недолгим, Ольга Николаевна скончалась после родов второго ребенка в возрасте 25 лет.

Портрет В.А. Корсаковой. Первая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Варвара Александровна Корсакова, дочь Александра Степановича Корсакова от первого брака с Екатериной Петровной Резановой, сестрой одного из основателей Русско-Американской компании Николая Петровича Резанова. В 1818 году окончила Смольный институт с шифром. По окончании института шесть лучших учениц получали золотой шифр (вензель царствующей императрицы, который носился на левом плече на белом в золотую полоску банте).

Как уже упоминалось в прошлой статье, знакомства с декабристами сыграли роль в жизни художника. Несмотря на попытки заступничества А.Н. Оленина, видимо, личность художника привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переехал в Москву.

Общественность и московский свет приняли художника очень тепло.
Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.
— «К портрету глухонемого живописца Гампельна»
«Дамский журнал» М. 1829, № 31, с. 154
Портрет П.Г. Бехтеевой. 1820-е. Кость, акварель, гуашь.

Прасковья Григорьевна Бехтеева, дочь гофмаршала, заводовладельца Г.А. Демидова от брака с княжной Е.П. Лопухиной. Жена камергера Александра Алексеевича Бехтеева, участника войны 1812 года. Изображена с двойным шифром фрейлины императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны.

Портрет неизвестно. Первая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

По предположению Т.В. Свенторжецкой (Русский музей) на портрете изображена графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урожденная графиня Браницкая.

Несмотря на тёплый приём талант Гампельна-портретиста был мало известен среди москвичей. Да и в моде в то время был акварельный портрет. И в 1830 годы, следуя требованям времени и желаниям заказчиков, Гампельн обратился к акварельному портрету. Однако из здесь он остался графиком. Его яркие декоративные акварели представляют собой скорее раскрашенный локальными цветами рисунок.

Портрет М.И. Римской-Корсаковой. Вторая половина 1820-х.
Лист из альбома К.К. Гампельна. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

Мария Ивановна Римская-Корсокова, дочь кмергера И.Г. Наумова от брака с княжной В.А. Голицыной, замужем за Александром Яковливичем Римским-Корсаковым. Князь П.А. Вяземский писал: «М.И. Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила открытым домом, давала часто обеды, вечера, разные увеселения; красавицы-дочери ее были душою и прелестью этих собраний. Сама Мария Ивановна была тип московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова». Она была хороша собой, умна, ласкова, приветлива, однако «большая сплетница, с очень злым язычком». Пиры и праздники она устраивала размашисто, так что вечно была в долгах: «Должна целому городу, никому не платит, а балы дает да дает». (А.Я. Булгаков, 1822).

Пушкин познакомился с ней и ее семейством в первые дни после возвращения из ссылки. 26 октября 1826 года она устроила в честь поэта большой званый вечер. Он подружился с ее сыном Григорием, увлекся красавицей дочерью Александрой.

Портрет неизвестной. 1830-е. Бумага, итальянский карандаш, пастель, сангина.


Портрет неизвестной. 1830-е. Бумага, итальянский карандаш, пастель, сангина, бронзовая краска


Портрет Т.П. Львовой. 1830-е. Картон, акварель.

Татьяна Петровна Львова, дочь П.Ф. Полторацкого. В 1805 году в шестнадцать лет была выдана замуж за подпоручика в отставке Сергея Дмитриевича Львова, владельца усадеб Митино и Васильево в Тверской губернии. В усадьбе Митино, которую называли Тверским Парнасом, часто бывала А.П. Керн. Она и ее второй муж А.. Марков-Виноградский были связаны с Львовыми кровными узами. Одна из дочерей Львовых – Мария – стала в 1831 женой П.А. Оленина сына президента Академии художеств.

Портрет А.П. Паутиной. Первая половина 1830-х. Бумага, наклеенная на картон, акварель, белила, золотая акварельная краска.

Анна Платоновна Плаутина, урожденная Огарева, старшая сетсра Н.П. Огарева, соратника и друга А.И. Герцена.

Портрет А.П. Плаутиной с сыном. Первая половина 1830-х. Картон, акварель.


Портрет графини А.М. Виельгорской. Первая половина 1830-х.
Бумага, акварель, белила, серебряная краска, тушь перо.

Графиня Аполлинария Михайловна Веневитинова, старшая дочь графа М.Ю. Виельгорского, музыкального деятеля и мецената, от брака с принцессой Л.К. Бирон. Жена обер-шенка Алексея Владимировича Веневитинова, брата поэта Д.В. Веневитинова.

Портрет дамы в белом платье. Конец 1830- начало 1840-х. Бумага, акварель, белила, бронзовая краска.


Портрет Анны и Елены Ушаковых. 1830-е.
Бумага, акварель, итальянский карандаш, уголь.

На портрете изображены дочери героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора П.С. Ушакова от брака с М.А. Тарбеевой.
Слева Анна Петровна, жена Михаила Соломоновича Мартынова, брата убийцы М.Ю. Лемонтова и соученик поэта по Школе юнкеров. Имела «удивительное сходство с одним их московских видных администраторов, великим ценителем красоты ее матушки».
Справа Елена Петровна, жена шталмейстера двора князя Бориса Александровича Черкасского. Сестры «как и их мать, были замечательно хорошенькие, а некоторые даже очень красивые», - вспоминала их знакомая мемуаристка Е.И. Раевская.

Портрет Софьи и Александры Ушаковых. 1830-е.
Бумага, итальянский карандаш, акварель, сангина, пастель, лак.

Слева Софья Петровна, с конца 1840-х жена известного богача камергера Константина Павловича Нарышкина, бывшего любовником ее матери. Столь экстарвагантынм браком удивила все светское общество. Своего сводного брата Павла воспитывала вместе с родными детьми. По отзывам современника, была необыкновенно хороша собой, но не отличлась умом и имела злой нрав. С конца 1850-х почти постоянно проживала в Париже, где слыла за интересную и веселую особу.

Справа Александра Петровна, будучи девицей была на содержании у графа Василия Алексеевича Бобринского, внука императрицы Екатерины II, в то время женатого на С.П. Соковниной. В 1869 А.П. Ушакова стала его третьей женой.

Портрет Сергея Ушакова. 1830-е. Бумага, итальянский карандаш, акварель, белила, сангина, лак.

Сергей Петрович Ушаков, действительный тайный советник, сенатор. Сын участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора П.С. Ушакова от брака с М.А. Тарбеевой, брат Софьи, Александры, Елены и Анны Ушаковых. Выпускник Пажеского корпуса, службу начал в лейб-гвардии Преображенском полку. Участвовал в Венгерской кампании 1847 года. Современники считали Ушакова незаконным сыном императора Николая I. Видевший его в Туле В.В. Вересаев, вспоминал: «Вошел губернатор, Сергей Петрович Ушаков, с седыми баками, очень похожий на Александра II. Говорили, будто он – незаконный сын Николая I, и будто он этим, к нашему изумлению и смеху, очень гордился».

Портрет молодой дамы с золотым обручем на голове. Конец 1830- начало 1840-х.
Бумага, наклеенная на картон, акварель, бронзовая краска, карандаш.

Портреты кисти Гампельна 1840-х годов - единичны. художник всё чаще обращался к бытовому жанру и пейзажу, работая не только как график, но и как живописец. На выставке впервые экспонируются его жанровые динамичные полотна из Музея коневодства имени К.А. Тимирязева и Третьяковской галереи. Их вы можете увидеть в первой части нашего рассказа о выставке.

Портрет неизвестной фрейлины. Конец 1820-х – 1830—е. Картон, акварель, белила.

Информация о последних годах жизни художника не точна. Из России Гампельн переселился в Лондон, а последние годы прожил в Вене. Умер в 80-х годах XIX столетия. К сожалению в жизни Карда Гампельна много белых мест и его история еще ждет своего исследователя. А нам пока остается любоваться его портретами и зарисовками из жизни XIX века.

Приходите на выставку познакомиться с практически неизвестным большому кругу зрителей художником, увидеть портреты моквичей XIX века, ближе познакомиться с блестящей эпохой героев Отечественной войны 1812 года.

Первую часть нашего отчёта можно почитать здесь.

Выставка продлится до 19 мая 2019 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Еженедельно по четвергам - день бесплатного посещения для студентов Российских высших учебных заведений очной формы обучения.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГМП, бесплатно, выставки, отчёт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Выставка "Гонимое православие" - очёт.

    В музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Гонимое православие». Она приурочена к 400-летию со…

  • Выставка «Александр III Миротворец» - отчёт.

    К 175‐летию со дня рождения императора Александра III Исторический музей открывает выставку, посвященную одному из самых знаковых правителей России…

  • День Рождения Александра!

    Дорогие друзья, сегодня один из самых праздничных дней для Маяка Парнаса. Ведь сегодня день рождения у Саши. Это его тексты вы читаете последние…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments